Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:51, дипломная работа
Цель данной работы – изучить особенности организации системы бюджетирования на примере реально существующего предприятия и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи: поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации системы бюджетирования на предприятиях;
3. Охарактеризовать предприятие, выбранное в качестве объекта практического исследования;
4. Проанализировать систему бюджетирования на предприятии;
5. На основе проведенных исследований предложить путь совершенствования организации системы бюджетирования на предприятии
за счет внедрения автоматизированной информационной системы бюджетирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетирования 6
1.2 Виды и содержание бюджетов 18
1.3 Роль бюджетирования в управлении организацией 35
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО “УВАДРЕВ-ХОЛДИНГ” 48
2.1 Общая характеристика и организационная структура управления предприятия 48
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 54
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 63
3. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОАО “УВАДРЕВ-ХОЛДИНГ” 71
3.1 Описание действующей системы бюджетирования предприятия 71
3.2. Предложения по совершенствованию системы бюджетирования 80
3.3. Оценка эффективности предложений 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Интернет-ресурсы: 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 100
В зависимости от периода на который составляется бюджет различают оперативные, текущие и перспективные (или стратегические) бюджеты. Очень широко применяются непрерывные бюджеты. Их сущность заключается в том, что по мере окончания месяца или квартала планируется бюджет на новый месяц, что обеспечивает постоянное годовое планирование. Кроме того, часто используется так называемый скользящий вариант, когда бюджет, составленный, например, на год или квартал, корректируется каждый месяц.
По широте номенклатуры затрат бюджеты
бывают функциональными и
По методам разработки различают фиксированный и гибкий бюджеты. Фиксированный не изменяется в зависимости от изменения объемов деятельности предприятия – например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия [26, стр. 251].
Выделяют следующие
- бюджеты «от достигнутого»
- составляются на основании
- бюджеты с проработкой
- бюджеты «с нуля» - разрабатываются исходя из предположений о том, что данного центра ответственности бюджет составляется впервые.
Гибкий бюджет предусматривает
установление планируемых текущих
или капитальных затрат не в твердо
фиксируемых суммах, а виде норматива
расходов, «привязанных» к
(1)
где ОЗо – общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности предприятия
Ипост – запланированный объем постоянных статей бюджета
ОР – объем выпуска или реализации продукции
Ипер – установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции [25, стр. 114].
Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы (рисунок 2).
Все указанные бюджеты нужны
для составления так
Рассматривая теоретические
При этом мастер-бюджет может быть разработан как для предприятия в целом, так и для отдельной сферы деятельности, выделяемой, например, в центр финансовой ответственности.
Рисунок 2 – Виды бюджетов
Мастер-бюджет (сводный производственный или основной бюджет) – это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.
Если мастер-бюджет составляется для предприятия или компании в целом, то расчет доходов и расходов ведется для всех продуктов (изделий и услуг), всех видов бизнеса для выделения бюджетной (финансовой и инвестиционной) составляющей каждого из них. Мастер-бюджет (по аналогии и по сходной технологии с таким же бюджетом для компании в целом) может быть составлен и для отдельной составляющей компании (структурного подразделения, бизнеса, контракта, группы продуктов) с последующей консолидацией в сводные мастер-бюджеты уже для всей организации. Очевидно, что получаемая в результате составления мастер-бюджета информация во втором случае будет ценнее, чем в первом, сточки зрения выработки и принятия управленческих решений [17, стр. 91].
Основные бюджеты
Операционные и
Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.
Однако
правила и принципы составления
тех операционных, вспомогательных
и специальных бюджетов, которые
выбрали для себя руководители предприятия,
должны соответствовать общим
Типология внутрифирменных бюджетов приведена в таблице 1.1.
Все эти виды бюджетов необходимы
как для составления прогнозов
финансового состояния
«План-факт анализ» представляет собой
периодическое сопоставление
Рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого из бюджетов.
Бюджет продаж. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции [36, стр. 142].
Таблица 1. – Типология внутрифирменных бюджетов
Составные элемента мастер-бюджета |
1.1. бюджет доходов и расходов;
2.1. бюджет продаж; 2.2. бюджет запасов готовой продукции; 2.3. производственный бюджет: 2.3.1. бюджет производства; 2.3.2. бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупки и использования материалов); 2.3.3. бюджет прямых трудовых затрат; 2.3.4. бюджет прямых
операционных и 2.3.5. бюджет накладных (общепроизводственных) расходов; 2.4. бюджет управленческих расходов; 2.5. бюджет расходов
по продаже (коммерческих
3.1. план капитальных (первоначальных) затрат; 3.2. кредитный и инвестиционный план. |
Специальные бюджеты |
|
Бюджет производства. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:
(2)
где Qп - продукция, предназначенная
к выпуску в планируемом
Впр - прогноз объема продаж;
Ок - целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода;
Он - остаток продукции на начало планируемого периода.
Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных предыдущего бюджета об объемах производства, а также нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении [27, стр. 142].
Бюджет прямых затрат труда. Цель данного бюджета - рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в бюджете производства. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.
Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).
Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (бюджет производства и бюджет прямых затрат сырья и материалов), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.
Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании [30, стр. 142].
Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.
Формируемые в рамках каждого бюджета количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым в данном случае понимается прогнозная финансовая отчетность в укрупненной номенклатуре статей [16, стр. 135].
Прогнозный отчет о прибылях и убытках. Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.
Инвестиционный бюджет на основе выбранного критерия эффективности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Влияет на бюджет денежных средств прогнозный баланс.
Бюджет движения денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.
Изменение денежных средств за период определяется денежными потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления и, с другой стороны, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т.д. В целом между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:
Приток денежных средств = Выручка от продаж + Дебиторская задолженность на начало периода - Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода.
Для того чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности по состоянию на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.
Информация о работе Предложения по совершенствованию бюджетирования на ОАО “Увадрев-Холдинг”