Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:51, дипломная работа
Цель данной работы – изучить особенности организации системы бюджетирования на примере реально существующего предприятия и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи: поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации системы бюджетирования на предприятиях;
3. Охарактеризовать предприятие, выбранное в качестве объекта практического исследования;
4. Проанализировать систему бюджетирования на предприятии;
5. На основе проведенных исследований предложить путь совершенствования организации системы бюджетирования на предприятии
за счет внедрения автоматизированной информационной системы бюджетирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетирования 6
1.2 Виды и содержание бюджетов 18
1.3 Роль бюджетирования в управлении организацией 35
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО “УВАДРЕВ-ХОЛДИНГ” 48
2.1 Общая характеристика и организационная структура управления предприятия 48
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 54
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 63
3. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОАО “УВАДРЕВ-ХОЛДИНГ” 71
3.1 Описание действующей системы бюджетирования предприятия 71
3.2. Предложения по совершенствованию системы бюджетирования 80
3.3. Оценка эффективности предложений 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Интернет-ресурсы: 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 100
К6 = СОСдзк — ЗЗ
где СОСдзк – сумма собственных, долгосрочных и краткосрочных заемных средств.
Таблица 15. - Анализ финансовой устойчивости
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Отклонения |
Источники собственных средств |
88 461 |
91 173 |
+ 2 712 |
Внеоборотные активы |
113 971 |
113 307 |
- 664 |
СОС (1-2) |
- 25 515 |
- 22 134 |
+ 3 381 |
Долгосрочные кредиты и заемные средства |
6 125 |
4 004 |
- 2 121 |
СОСдз (3+4) |
- 19 390 |
- 18 130 |
+ 1 260 |
Краткосрочные кредиты и займы |
223 218 |
237 677 |
+ 14 459 |
СОСдзк (5+6) |
203 828 |
219 547 |
+ 15 719 |
ЗЗ |
82 597 |
109 872 |
+ 27 275 |
К4 (3-8) |
- 108 112 |
- 132 006 |
- 23 894 |
К5 (5-8) |
-101 987 |
- 128 002 |
- 26 015 |
К6 (7-8) |
121 231 |
109 675 |
- 11 556 |
К7 |
- 0,31 |
- 0,2 |
+ 0,11 |
К8 |
- 0,23 |
- 0,17 |
+ 0,06 |
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования:
К7 = СОС : ЗЗ
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и приравненными к ним долгосрочными заемными средствами:
К8 = СОСдз : ЗЗ
Данные таблицы 17 показывают, что ОАО «Увадрев-Холдинг» на начало и конец года находилось в неустойчивом финансовом состоянии. Это обусловлено тем, что большая доля источников собственных средств направляется на приобретение внеоборотных активов на начало года — 28,2% , на конец года — 29% , увеличение составило 0,8%, что в сумме уменьшилось на 664 тыс.руб. Наличие собственных оборотных средств на конец года увеличилось на 3 381 тыс.руб.
Как видим, с учетом всех источников финансирования наблюдается излишек оборотных средств для формирования запасов и затрат.
Излишек составил 121 231 тыс.руб. на начало и 109 675 тыс.руб. на конец года соответственно.
ОАО «Увадрев-Холдинг» является управляющим предприятием и занимается консолидированным управлением группы предприятий Холдинга (закупка материалов и запасных частей, управление кадрами, бухгалтерия, финансово-экономическое планирование, информационное обеспечение и др.). Из производства имеется только цех по заготовке и разделке древесины, и другие вспомогательные цеха (автотранспортный цех, цех погрузки готовой продукции).
Руководители предприятия (генеральный директор, финансовый директор, начальники служб) должны оперативно располагать актуальной информацией, чтобы при возникновении отклонений от плана, в первую очередь по затратам, иметь возможность своевременно принять корректирующие решения. В значительной степени несовершенство существующей системы документооборота определяется по информационным потокам предприятия.
Бюджетирование на ОАО «Увадрев-Холдинг» представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Его также можно определить как процесс принятия решений, через который предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
Компанией был изучен западный опыт внутрифирменного планирования, но специфика отечественных экономических условий требует корректировки методологических основ формирования бюджета с учетом особенностей российских предприятий.
В настоящее время бюджет компании представляет собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета. При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.
Формирование бюджета осуществляется по схеме, предусматривающей взаимодействие «верхов» и «низов». Данная схема является наиболее совершенной, поскольку планирование «снизу» и составление бюджета «сверху» представляет собой единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимоувязка и координация бюджетов различных уровней управления предприятием.
В связи с тем, что формирование проекта бюджета осуществляется в условиях нестабильности, и неполноты информационных потоков были разработаны методические материалы:
Управленческие решения по реализации сформулированных проблем принимаются на основе результатов, полученных при проведении расчетов по разработанным в компании научно-обоснованным принципам определения амортизационных начислений, учитывающим кроме указанных аспектов и льготы на прибыль. Это позволяет решить вопрос о необходимости применения консервации (расконсервации) имущества, а, следовательно, увеличить или уменьшить планируемую величину амортизационного фонда.
С учетом всех перечисленных факторов сверстывается итоговая форма бюджета предприятия. Следующим шагом является корректировка остатков (+) или дефицита (-) средств в бюджете в соответствии с рисками получения денежных средств.
По итогам сформированного
бюджета для увеличения наглядности
сопоставления планируемых
Сводный бюджет проходит согласование со службами предприятия, участвующими в его формировании, после чего он предоставляется на рассмотрение управления и на утверждение Совету директоров. Следующей стадией планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Увадрев-Холдинг» является процесс регулирования, т.е. разработка детального плана реализации бюджета, подготовка приказов и распоряжений по его выполнению, а также внесение дополнений и изменений в ранее принятые приказы и распоряжения.
В течение месяца отслеживается выполнение плановых заданий (лимитов) по статьям доходов и расходов с расчетом отклонений. При невыполнении доходной части бюджета особое внимание уделяется очередности расходов: обеспечению своевременного внесения платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, погашению банковских ссуд и процентов по ним, оплате энергообеспечения, выплате заработной платы.
Для эффективного управления на ОАО «Увадрев-Холдинг» ежеквартально составляется прогноз выполнения бюджета, чтобы информировать руководство в течение финансового года о том, какое воздействие оказывают последние события, не предусмотренные бюджетом, на ключевые показатели. При необходимости, руководство предприятия принимает решения о корректировке годового бюджета предприятия по статьям в соответствии с создавшейся ситуацией.
Таким образом, бюджет, основанный на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и в настоящее время в условиях нестабильности является одним из наиболее передовых методов управления предприятием. И его применение эффективно во многих областях управления: в области финансового менеджмента этот метод является единственным средством, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств.
«Бюджет доходов и расходов ОАО «Увадрев-Холдинг»» состоит из двух разделов: «Доходы» и «Расходы». Анализ этого бюджета приведен далее, сам бюджет приведен в приложении 2.
Анализ выполнения бюджета предприятия по итогам 2010г.:
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ бюджета общества недовыполнена на 295 395 тыс.руб. или на 31%, главным образом, за счет невыполнения планов по выручке:
- От реализации готовой продукции в размере 88 168 тыс.руб. или на 42%;
- От реализации работ, услуг, возмещения затрат в размере 36 498 тыс.руб. или на 17 %;
- От перепродажи готовой продукции и ТМЦ в размере 179 437 тыс.руб. или на 35%.
Прочие доходы в части бюджета перевыполнены на 8 708 тыс.руб. или на 234%.
По РАСХОДНОЙ ЧАСТИ бюджета зафиксировано пропорциональное снижение расходов на 241 867 тыс.руб. или 27%, за счет экономии по следующим видам затрат:
- Себестоимости реализованной готовой продукции на 85 307 тыс.руб. (50%);
- Себестоимости работ, услуг на 32 146 тыс.руб. (16%);
- Себестоимости готовой продукции и ТМЦ для перепродажи на 114 133 тыс.руб. (28%);
- Общехозяйственные расходы – 5 521 тыс.руб. (12%);
- Издержки обращения – 10 448 тыс.руб. (32%).
Увеличились следующие расходы:
- Коммерческие расходы увеличились по с равнению с планируемыми на 3 703 тыс.руб. (92%);
- Прочие расходы на 1 982 тыс.руб. (10%);
В целом по бюджету зафиксировано снижение прибыли до налогообложения на 42 817 тыс.руб. (66%), при плановых значениях 56 642 тыс.руб. фактическая прибыль составила – 13 825 тыс.руб.
Инвестиционная программа по обществу перевыполнена. Из запланированных в 2010 году 15 935 тыс.руб. фактически было потрачено – 17 406 тыс.руб. Данный факт противоречит решению общего собрания участников общества о недопустимости расхода чистой прибыли сверх бюджета и использования прибыли без решения участника.
Анализ бюджета по факту по результатам деятельности предприятия за 2009-2010 года свидетельствует, что по сравнению с 2009 в 2010 году снижены и доходы, и расходы практически в 2 раза, прибыль также упала практически в 2 раза. Это отражено в таблице 16.
Таблица 16 - Динамика экономических показателей ОАО «Увадрев-Холдинг»
Показатель (факт) |
2009г. |
2010г. |
Отклонен. 2009-2010гг. |
Итого за 2009-2010гг. |
Доходы, тыс.руб. |
1 053 578 |
658 053 |
- 395 525 |
1 711 631 |
Расходы, тыс. руб. |
1 032 501 |
644 228 |
- 388 273 |
1 676 729 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
21 077 |
13 825 |
- 7 252 |
34 902 |
Анализ данных бюджета позволяет сделать следующие выводы:
- эффективность работы общества в целом в 2010 году ухудшилась, это можно объяснить экономическим кризисом в стране и в мире;
- руководителю общества следует обратить более пристальное внимание на нежелательность превышения темпа роста затрат над темпом роста доходов.
Как видно из таблицы 17 (см. в приложении 2), по большей части статей бюджета получен отрицательный результат при сравнении с предыдущим годом. Этому виной финансово-экономический кризис в стране, а также неумение экономистов просчитать и правильно отреагировать в таких сложных ситуациях.
Таблица 17. – Анализ исполнения бюджета Доходов и Расходов
№ п/п |
Наименование статьи бюджета |
факт 2010 год сумма, тыс.руб. |
Прирост величины статьи бюджета. | |||||||||||
тыс.руб. |
% | |||||||||||||
ДОХОДЫ | ||||||||||||||
1 |
Реализация готовой продукции (ГП) |
122 422 |
-15 620 |
-11 | ||||||||||
1.1 |
в т.ч. лесоматериалы |
121 871 |
-16 171 |
-12 | ||||||||||
2 |
Реализация работ, услуг, возмещение затрат |
183 535 |
-29 235 |
-14 | ||||||||||
2.1 |
в т.ч. управленческие услуги |
38 730 |
-18 610 |
-32 | ||||||||||
2.2 |
услуги автопарка |
36 607 |
-15 430 |
-30 | ||||||||||
2.3 |
коммерческие услуги |
3 084 |
-2 981 |
-49 | ||||||||||
2.4 |
возмещение затрат за содержание свалки и вывозку мусора |
670 |
-1 255 |
-65 | ||||||||||
2.5 |
услуги телефонной связи, охранно-пожарная сигнализация |
2 765 |
-750 |
-21 | ||||||||||
2.6 |
аренда |
10 024 |
3 824 |
62 | ||||||||||
2.7 |
вода техническая |
1 958 |
-1 606 |
-45 | ||||||||||
2.8 |
возмещение затрат по погрузке (УПЭС, Массив) |
21 305 |
5 067 |
31 | ||||||||||
2.9 |
услуги по ремонту и обслуживанию зданий, прилегающих территорий (РСЦ) |
259 |
259 |
100 | ||||||||||
2.10 |
прочие услуги |
68 133 |
2 247 |
3 | ||||||||||
3 |
Перепродажа ГП и ТМЦ |
339 671 |
-353 411 |
-51 | ||||||||||
3.1 |
Перепродажа ГП предприятий Холдинга |
75 884 |
-167 545 |
-69 | ||||||||||
3.2. |
Перепродажа ТМЦ |
254 806 |
-142 741 |
-36 | ||||||||||
3.2.1 |
концентрат КФК |
88 547 |
-45 665 |
-34 | ||||||||||
3.2.2 |
карбамид |
57 223 |
-59 078 |
-51 | ||||||||||
3.2.3 |
прочие материалы для перепродажи |
109 036 |
-37 998 |
-26 | ||||||||||
3.3 |
Дрова покупные для производства ДСП (ООО "УПЭС") от сторонних орг. |
8 981 |
-43 125 |
-83 | ||||||||||
4 |
Прочие доходы |
12 425 |
2 742 |
28 | ||||||||||
5 |
Итого доходов |
658 053 |
-395 525 |
-38 | ||||||||||
РАСХОДЫ | ||||||||||||||
1 |
Себестоимость реализованной ГП |
85 476 |
-21 060 |
-20 | ||||||||||
1.1 |
в т.ч. лесоматериалы |
85 069 |
-21 467 |
-20 | ||||||||||
2 |
Себестоимость работ, услуг |
171 926 |
-27 126 |
-14 | ||||||||||
2.1 |
в т.ч.управленческие услуги |
37 443 |
-17 758 |
-32 | ||||||||||
2.2 |
услуги автопарка |
29 628 |
-17 486 |
-37 | ||||||||||
2.3 |
коммерческие услуги |
4 812 |
-1 006 |
-17 | ||||||||||
2.4 |
возмещение затрат за содержание свалки и вывозку мусора |
269 |
-1 561 |
-85 | ||||||||||
2.5 |
услуги телефонной связи, охранно-пожарная сигнализация |
1 908 |
-957 |
-33 | ||||||||||
2.6 |
аренда |
7 256 |
2 189 |
43 | ||||||||||
2.7 |
вода техническая |
1 902 |
-1 295 |
-41 | ||||||||||
2.8 |
возмещение затрат по погрузке (УПЭС, Массив) |
18 589 |
4 236 |
30 | ||||||||||
2.9 |
услуги по ремонту и обслуживанию зданий, прилегающих территорий (РСЦ) |
194 |
194 |
100 | ||||||||||
2.10 |
прочие услуги |
71 750 |
8 145 |
13 | ||||||||||
3 |
Себестоимость ГП и ТМЦ для перепродажи |
294 518 |
-316 661 |
-52 | ||||||||||
3.1 |
Себестоимость ГП предприятий Холдинга |
63 084 |
-158 301 |
-72 | ||||||||||
3.1.3 |
продукция ООО Увадрев-Массив |
14 503 |
-77 087 |
-84 | ||||||||||
3.1.1 |
лесосырье |
48 503 |
-17 349 |
-26 | ||||||||||
3.1.1.1 |
дрова для производства ДСП покупные |
45 757 |
-17 071 |
-27 | ||||||||||
3.1.1.2 |
щепа для производства ДСП от ООО Какможлес |
2 480 |
-215 |
-8 | ||||||||||
3.1.1.3 |
щепа для производства ДСП от прочих |
265 |
-64 |
-19 | ||||||||||
3.2. |
Себестоимость ТМЦ для перепродажи |
227 812 |
-134 920 |
-37 | ||||||||||
3.2.1 |
концентрат КФК |
79 162 |
-43 864 |
-36 | ||||||||||
3.2.2 |
карбамид |
50 994 |
-53 124 |
-51 | ||||||||||
3.2.3 |
прочие материалы для перепродажи |
97 656 |
-37 932 |
-28 | ||||||||||
3.3 |
Себестоимость дров покупных для производства ДСП (ООО "УПЭС") от сторонних орг. |
3 622 |
-23 439 |
-87 | ||||||||||
4 |
Коммерческие расходы |
7 715 |
-20 324 |
-72 | ||||||||||
5 |
Общехозяйственные расходы |
39 146 |
2 140 |
6 | ||||||||||
6 |
Прочие расходы |
22 771 |
1 986 |
10 | ||||||||||
7 |
Издержки обращения |
22 674 |
-7 230 |
-24 | ||||||||||
8 |
Итого расходов |
644 228 |
-388 273 |
-38 | ||||||||||
ПРИБЫЛЬ |
||||||||||||||
1 |
Валовая прибыль |
91 848 |
-35 279 |
-28 | ||||||||||
2 |
Прибыль до налогообложения с нарастанием |
13 825 |
-7 252 |
-34 | ||||||||||
3 |
Отложенные налоговые активы с нарастанием |
6 |
-78 |
-93 | ||||||||||
4 |
Отложенные налоговые |
262 |
831 |
-146 | ||||||||||
5 |
Налог на прибыль с нарастанием |
3 187 |
-2 165 |
-40 | ||||||||||
6 |
Пени штрафы в бюджет и внебюджетные фонды |
1 076 |
1 076 |
100 | ||||||||||
7 |
Чистая прибыль с нарастанием |
9 819 |
-6 391 |
-39 | ||||||||||
8 |
Прибыль до налогообложения по кварталам |
13 809 |
-7 268 |
-34 | ||||||||||
9 |
Налог на прибыль по кварталам |
3 187 |
-2 165 |
-40 | ||||||||||
10 |
Чистая прибыль по кварталам |
9 819 |
-6 391 |
-39 | ||||||||||
11 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ |
7 107 |
-8 651 |
-55 | ||||||||||
12 |
Остаток чистой прибыли к распределению |
9 819 |
-6 391 |
-39 | ||||||||||
Остаток чистой прибыли после расходов из ЧП |
2 712 |
2 260 |
500 | |||||||||||
Инвестиционная программа |
17 406 |
17 406 |
100 | |||||||||||
Амортизация ОС |
10 421 |
10 421 |
100 | |||||||||||
Передача, реализация, ликвидация, суммы безнад. долгов |
8 691 |
8 691 |
100 | |||||||||||
Остаток чистой прибыли с учетом
амортизации после инвестпрогра |
4 418 |
3 966 |
877 |
Информация о работе Предложения по совершенствованию бюджетирования на ОАО “Увадрев-Холдинг”