Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:18, курсовая работа
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Введение 3
1 Основные характеристики бюджета 4
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 4
1.2 Функции бюджета 6
1.3 Свойства бюджета 9
1.4 Структура государственного бюджета и межбюджетные отношения 10
1.5 Бюджетный процесс и его основные этапы 12
2 Дефицит бюджета и государственный долг 16
2.1 Виды финансирования бюджетного дефицита 16
2.2 Источники финансирования бюджетного дефицита 17
2.3 Государственный долг 19
2.4 Реструктуризация долгов и дефолт 23
3 Основные направления современной бюджетной политики 25
3.1 Система среднесрочного бюджетного планирования 25
3.2 Изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах 26
3.3 Проблемы бюджетной политики 28
Заключение 30
Список использованных источников
Открытость бюджетных материалов позволяет гражданам и организациям получить представление о направлениях социально-экономической политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому важнейшие документы, сопровождающие бюджетный процесс, должны обязательно публиковаться в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного текста закона о бюджете на очередной год, но и других материалов: оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции государственной политики, отчетов об исполнении бюджета.
С прозрачностью бюджета тесно связано требование его полноты. Бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных учреждений. Различный виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все предусмотренные расходы. Если это требование не соблюдается, бюджет не может в полной мере выполнять свои функции, в первую очередь информирования и контроля.
Инструментом обеспечения прозрачности и полноты бюджета является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Это своего рода универсальный язык описания бюджета. Бюджетная классификация позволяет систематизировать информацию о состоянии бюджетной системы, она является единой для всех уровней бюджетной системы. По мере появления новых видов доходов или направлений расходов государственных средств классификация должна пересматриваться.
В
различных странах масштабы и
границы бюджетного сектора существенно
отличаются. Более того, они могут
меняться с течением времени, например,
при проведении политики национализации
или приватизации отдельных секторов
экономики. Но для каждого периода
они должны быть известны и законодательно
закреплены. Государственная политики
должна рассматриваться
1.4
Структура государственного бюджета и
межбюджетные отношения
В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма.
В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки - межбюджетные трансферты, - целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне.
Система межбюджетных отношений отражает баланс властных полномочий, сложившийся между федеральными и региональными органами власти. Если федерация является централизованной, роль федерального бюджета в ней велика; с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы. Напротив, если баланс складывается в пользу региональных властей, растет значимость субфедеральных бюджетов. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например, перенесение расходов на нижестоящий уровень позволяет более гибко учесть особенности социально-экономической ситуации в том или ином регионе. Однако оно может привести к несоответствию доходных и расходных полномочий субъектов федерации, усилению дифференциации уровня их развития и, как следствие, возникновению сепаратистских тенденций.
Помимо
федерального, региональных и местных
бюджетов, в бюджетной практике также
используется понятие «консолидированный
бюджет». Консолидированный бюджет
представляет собой свод бюджетов всех
уровней на соответствующей территории.
В отличие от федерального и региональных
бюджетов, которые принимаются законодательно,
консолидированный бюджет законом не
является. Основная его функция - информационная.
Показатели доходов и расходов консолидированного
бюджета используются при анализе экономической
политики, они позволяют рассчитать совокупную
налоговую нагрузку и ряд других сводных
показателей, характеризующих уровень
всех расходов на образование, здравоохранение
и другие расходные типы бюджетов.
1.5
Бюджетный процесс и его основные этапы
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Законодательство страны устанавливает круг участников бюджетного процесса, определяет и разграничивает их полномочия. Основными участниками бюджетного процесса являются:
1) президент страны или глава субъекта Федерации;
2) органы
законодательной и
3) органы
кредитно-денежного
4) органы
государственного и
5) государственные внебюджетные фонды;
6) распорядители бюджетных средств;
7) бюджетополучатели.
Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетного процесса, необходимо установить порядок взаимодействия его участников на каждом этапе, четко сформулировать процедуры и правила принятия решений, определить состав разрабатываемых ими документов и сроки их представления. Несмотря на сложность процедуры разработки бюджета, страна должна войти в очередной год с принятым основным финансовым законом. Именно поэтому продолжительность и содержание отдельных этапов бюджетного процесса жестко регулируется законодательством.
Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа.
1) Составление проекта бюджета. Проект закона о бюджете разрабатывается исполнительной властью. Ему предшествует оценка экономической ситуации и хода исполнения бюджета текущего года, прогнозирование основных показателей социально-экономического развития страны на будущий период, составление прогноза развития финансовой системы. Задачей таких прогнозов является оценка перспективных тенденций развития экономики и расчет основных ее параметров, таких как ВВП, уровень инфляции, курс национальной валюты, к которым в дальнейшем будут привязаны показатели бюджетного плана.
Основное
внимание на этапе составления проекта
бюджета уделяется формулировке
целей бюджетной политики на очередной
год и обоснованию способов их
достижения. Эти целевые установки
должны основываться на более долгосрочных,
стратегических приоритетах социально-
Подготовленный
проект закона о бюджете, а также
ряд сопровождающих его документов
(в том числе прогноз
2) Рассмотрение и утверждение бюджета. Осуществляется законодательным органом власти - парламентом. На этом этапе свои предложения по проекту бюджета высказывают парламентские фракции, а также граждане и общественные организации, которые таким образом получают возможность участвовать в бюджетном процессе.
Законодательный
орган власти рассматривает не только
текст проекта закона о бюджете.
Ему предоставляется гораздо
более широкий пакет
Обычно рассмотрение бюджета разбивается на несколько этапов, именуемых чтениями. В России, согласно Бюджетному кодексу, проект закона о бюджете рассматривается Государственной Думой в трех чтениях, после чего передается в Совет Федерации. Предметом первого чтения являются параметры макроэкономического прогноза на будущий год, концепция бюджета и его основные характеристики, такие как объем доходов, расходов и дефицита. Второе чтение посвящено рассмотрению детальной структуры доходов и расходов, межбюджетных отношений, программы внешних заимствований, перечня целевых программ. В третьем чтении парламент голосует за законопроект в целом, после чего бюджет утверждается в качестве закона. Принятый закон направляется президенту для подписания и обнародования.
3) Исполнение бюджета начинается после утверждения закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета. Задачи исполнения бюджета - обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.
В процессе исполнение бюджета важную роль играют налоговые органы, администрирующие поступление налоговых доходов в бюджетную систему, а также казначейство - государственный финансовый орган, осуществляющий исполнение государственного бюджета.
4)
Финансовый контроль осуществляется
в трех основных формах: предварительный,
текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль применяется
в ходе обсуждения и утверждения проекта
закона о бюджете. Текущий контроль проводится
на этапе исполнения бюджета в течение
всего бюджетного периода. Он позволяет
оперативно выявлять и исправлять нарушения,
возникающие в бюджетной сфере, с целью
приведения бюджетной политики правительства
и отдельных государственных учреждений
в соответствие с действующими законами.
Текущий контроль осуществляют органы
исполнительной и законодательной власти,
а также общественные организации. Последующий
контроль проводится по окончании бюджетного
периода в ходе рассмотрения и утверждения
отчета об исполнении бюджета. Данный
отчет составляется правительством и
направляется для получения заключения
в орган финансового контроля (в России
эти функции выполняет Счетная палата).
За этим обычно следует утверждение отчета
об исполнении бюджета законодательным
органом.
2
Дефицит бюджета и государственный долг
2.1
Виды финансирования бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие «первичный профицит», которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
Бюджетный дефицит обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может тормозить развитие экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.
Бюджетный
дефицит достаточно сложно сокращать
в силу ряда причин. Объем обязательств
по осуществлению расходов, которые
принимает на себя государство, очень
велик. Эти обязательства
Информация о работе Основные направления современной бюджетной политики