Основные направления современной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социальной политики, проводимой в стране. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности расходов бюджета для функционирования национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма важны для всех стран мира.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
изучить задачи и функции бюджетной политики;
предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития 5
1.1. Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для
государства 5
1.2. Задачи и функции бюджетной политики 8
Глава 2. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе 12
2.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и
на дальнейшую перспективу 12
2.2. Основные приоритеты бюджетных расходов 17
Заключение 22
Список литературы 24
Приложения 26

Работа содержит 1 файл

кур индира.docx

— 53.45 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при  Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

«Пермский финансово-экономический  колледж» – филиал Финуниверситета 
 

кафедра «Финансы и кредит» 

Курсовая  работа 

по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»

Основные  направления современной политики Российской Федерации в области  бюджетных расходов

                                       
 
 
 

                                                                                              
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Пермь, 2011 

Содержание 

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития                                                                                 5

           1.1. Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для

                 государства                                                                                              5                                                         

           1.2. Задачи и функции бюджетной политики                                            8

Глава 2. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе                                                                                                12                                                                          

           2.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и

                 на дальнейшую перспективу                                                               12

           2.2. Основные приоритеты бюджетных расходов                                   17

Заключение                                                                                                             22

Список литературы  24  Приложения  26 

 

     Введение 

     Бюджет  – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий. Именно с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

     Бюджетная политика государства может быть не только важнейшим фактором экономического роста, но и гарантом сохранения экономической  и социальной стабильности в обществе. При этом одним из самых важных составляющих бюджетной политики  является политика расходов.

     Государственное регулирование в современных  условиях превратилось в макроэкономический регулятор воспроизводственных  процессов, направленный на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития. В связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения  соответствия структуры расходов бюджета, расширенного правительства заявленным стратегическим приоритетам.

     Средства  федерального бюджета являются главным  источником финансирования структурной  перестройки экономики, развития перспективных  направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Федеральный  бюджет играет определяющую роль в  реализации социальной политики, проводимой в стране. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности расходов бюджета для функционирования национальной экономики, а также  укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма важны для всех стран мира.

     Для достижения поставленной цели следует  выполнить следующие задачи:

     раскрыть  экономическую сущность бюджета, его  структура и роль для государства;

     изучить задачи и функции бюджетной политики;

     предложить  основные направления совершенствования  бюджетной политики на современном  этапе. 
 

 

     Глава 1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития 

     1.1 Экономическая сущность бюджета,  его структура и роль для  государства 

     Возникновение бюджета связано с зарождением  и формированием государства, использующего  его в качестве основного инструмента  обеспечения как непосредственно  своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической  политики.

     Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения  различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных  существованием основного централизованного  денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

     Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а  соответственно, и экономической  категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные  отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные  необходимостью обеспечения непрерывности  воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.

     Совокупность  денежных отношений государства  с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной  власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности  основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру  этого фонда и равнозначно, понятию  “бюджетные отношения".

     В Бюджетном Кодексе Российской Федерации бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     По  экономической сущности государственный  бюджет это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для  финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному  воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов  и расходов.

     Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе, является инструментом воздействия  на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием Российской Федерации как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

     Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

     Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению  отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему Российской Федерации) называется бюджетный процемсс.

     В бюджетную систему Российской Федерации  входят бюджеты следующих уровней:

     1. Федеральный бюджет

     2. Бюджеты субъектов Российской  Федерации (региональные бюджеты)

     3. Бюджеты муниципальных образований  (местные бюджеты)

     4. Бюджеты государственных внебюджетных  фондов.

     Согласно  статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным  казначейством.

     Если  запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицитом (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое "урезание" запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

     В современных условиях наибольшим приоритетом  пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики .

     Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом  социальной политики Российской Федерации является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

     Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

  • распределения ответственности между структурными подразделениями бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;
  • формирования совокупных доходов и расходов - формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;
  • формирования бюджета денежных средств в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

     Таким образом, государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение  структуры доходов предприятий  и реальные доходы населения.

     В процессе бюджетного планирования устанавливается  рациональное соотношение между  централизованными и децентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий  в формировании доходов бюджетной  системы. 
 
 
 

     1.2 Задачи и функции бюджетной  политики 

     Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации  бюджетных отношений с целью  обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

     Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

Информация о работе Основные направления современной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов