Основные направления современной бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Содержание

Введение 3
1 Основные характеристики бюджета 4
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 4
1.2 Функции бюджета 6
1.3 Свойства бюджета 9
1.4 Структура государственного бюджета и межбюджетные отношения 10
1.5 Бюджетный процесс и его основные этапы 12
2 Дефицит бюджета и государственный долг 16
2.1 Виды финансирования бюджетного дефицита 16
2.2 Источники финансирования бюджетного дефицита 17
2.3 Государственный долг 19
2.4 Реструктуризация долгов и дефолт 23
3 Основные направления современной бюджетной политики 25
3.1 Система среднесрочного бюджетного планирования 25
3.2 Изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах 26
3.3 Проблемы бюджетной политики 28
Заключение 30
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бюджет.docx

— 61.93 Кб (Скачать)

     Дефолт  имеет множество отрицательных  последствий, в первую очередь социальных и политических. Рейтинг страны как  заемщика резко падает, подрывается  доверие к политике правительства  как внутри страны, так и за рубежом. Серьезно ухудшается инвестиционный климат. Отказ правительства от обязательств, размещенных за рубежом, может привести к международной изоляции страны. Практически останавливается приток иностранного капитала, инвесторы стремятся  вывести свои активы за рубеж. Растет политическое давление на правительство со стороны стран-кредиторов. Могут предприниматься попытки наложить арест на имущество должника, расположенное за границей. Эти и другие негативные последствия проявляются в течение длительного времени, поэтому дефолт может рассматриваться лишь как крайний вариант решения проблемы задолженности.

     Чтобы предотвратить дефолт, правительство  может использовать более мягкое решение проблемы задолженности -  реструктуризацию долга. Реструктуризация долга означает изменение режима обслуживания и погашения долговых обязательств на основе соглашений, которые государство заключает с их держателями. На практике могут применяться различные схемы реструктуризации, наиболее распространенная из которых -  это схема «долг-долг». Она заключается в том, что государство обменивает один вид долговых обязательств на другой, для которого установлены иные условия обслуживания и сроки погашения. Примером может служить обмен краткосрочных обязательств на средне- или долгосрочные, который сопровождается рядом условий в пользу инвесторов. Это позволяет отсрочить выплату основной суммы долга и снизить текущую долговую нагрузку на бюджет.

     В крайних случаях может использоваться такая мера, как списание долга. В отличие от дефолта, оно производится по соглашению с держателями долговых обязательств и поэтому может сопровождаться рядом экономических и политических условий в их пользу.

     Договоры  о реструктуризации задолженности  или списании задолженности иностранных  государств перед Россией должны быть ратифицированы Государственной  Думой. Это правило не распространяется на те случаи, когда проблема урегулирования долгов решается в рамках участия  России в международных финансовых организациях или финансовых клубах на общих условиях для всех их участников. 
 
 
 

3 Основные направления современной бюджетной политики 
 

3.1  Система среднесрочного бюджетного планирования 

     В настоящее время создана законодательная  основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы  страны, повышения результативности бюджетных расходов.

     Законодательно  определен механизм использования  нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

     В целях обеспечения преемственности  и предсказуемости бюджетных  проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных  контрактов, формирования среднесрочных  ориентиров для бизнеса осуществлен  переход всех бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации к  среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на трехлетний период.

     Заложена  основа для формирования бюджетных  проектировок в формате «скользящей  трехлетки». Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования  также утвердили свои трехлетние бюджеты.

     Дальнейшее  совершенствование системы среднесрочного финансового планирования будет  сочетаться с разработкой прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

     В качестве бюджетных инструментов широко используются долгосрочные и ведомственные  целевые программы, государственные  и муниципальные задания, многолетние  государственные и муниципальные  контракты, упорядочены механизмы  планирования и осуществления бюджетных  инвестиций, созданы предпосылки  для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных  и муниципальных услуг.

     Более четко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена  самостоятельность и повышена ответственность  главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчетности.

     Внедрена  система мониторинга качества финансового  управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.

     В целях стимулирования инновационной  деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость  при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ независимо от источников их оплаты. Введен повышающий коэффициент  амортизации для основных средств, используемых исключительно для  научно-технической деятельности.

     Введены единая декларация по налогу на добавленную  стоимость и общий порядок  возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых  вычетов по налогу на добавленную  стоимость. 
 

3.2  Изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах 

     В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, стимулирующие более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении социальной деятельности за счет исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

     Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых  физическим лицам. Введен новый вычет  на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также  объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей.

     Принятые  поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами, это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

     В целом оправдывает себя и механизм делегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных  полномочий, финансовое обеспечение  которых осуществляется за счет субвенций  из федерального бюджета.

     Изменены  подходы к порядку обеспечения  федеральной поддержки осуществления  инвестиций в объекты, находящиеся  в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предполагающие отказ от утверждения  детализированного перечня этих объектов на федеральном уровне и  переход к заключению между федеральными и региональными органами власти соглашений, предусматривающих взаимные обязательства по осуществлению  инвестиций в такие проекты.

     Впервые на законодательном уровне созданы  стимулы для сокращения дотационности  бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов за счет расширения бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с высокой степенью бюджетной самообеспеченности. В то же время предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета не увязывается с эффективностью деятельности субъектов Российской Федерации, что снижает стимулирующую роль таких субсидий.

     Немало  проблем еще требует своего решения. Далеко не всегда органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  соблюдаются установленные Бюджетным  кодексом Российской Федерации принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе  -  закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. С трудом преодолеваются традиции «централизованного регулирования» доходов и расходов местных бюджетов.

     При разработке перспективной бюджетной  политики следует исходить из того, что существенно возрастает неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики. 
 

3.3  Проблемы бюджетной политики 

     Внешние факторы оказывают серьезное  воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики  еще не отвечает современным требованиям  динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры  экономики развитых стран, где высок  удельный вес образования, науки, здравоохранения.

     При таких условиях необходимо повышение  устойчивости национальной экономики  на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления  модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской  деятельности.

     В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

     Наиболее  острой проблемой является рост цен. Необходимость замедления роста цен -  одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

     Для создания основ долгосрочного роста  экономики и устойчивости бюджета  важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам, численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров.

     Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьезных проблем экономической политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Бюджет  выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. 
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

     Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

     Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

  • сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  • совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;
  • укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;
  • разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.

     Реформирование  бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и  изучения эволюционных процессов, обобщения  разработанных принципов, методов  и методик и их реализации в  практику бюджетной системы и  бюджетного процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные направления современной бюджетной политики