Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:18, курсовая работа
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Введение 3
1 Основные характеристики бюджета 4
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 4
1.2 Функции бюджета 6
1.3 Свойства бюджета 9
1.4 Структура государственного бюджета и межбюджетные отношения 10
1.5 Бюджетный процесс и его основные этапы 12
2 Дефицит бюджета и государственный долг 16
2.1 Виды финансирования бюджетного дефицита 16
2.2 Источники финансирования бюджетного дефицита 17
2.3 Государственный долг 19
2.4 Реструктуризация долгов и дефолт 23
3 Основные направления современной бюджетной политики 25
3.1 Система среднесрочного бюджетного планирования 25
3.2 Изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах 26
3.3 Проблемы бюджетной политики 28
Заключение 30
Список использованных источников
Дефолт
имеет множество отрицательных
последствий, в первую очередь социальных
и политических. Рейтинг страны как
заемщика резко падает, подрывается
доверие к политике правительства
как внутри страны, так и за рубежом.
Серьезно ухудшается инвестиционный климат.
Отказ правительства от обязательств,
размещенных за рубежом, может привести
к международной изоляции страны.
Практически останавливается
Чтобы предотвратить дефолт, правительство может использовать более мягкое решение проблемы задолженности - реструктуризацию долга. Реструктуризация долга означает изменение режима обслуживания и погашения долговых обязательств на основе соглашений, которые государство заключает с их держателями. На практике могут применяться различные схемы реструктуризации, наиболее распространенная из которых - это схема «долг-долг». Она заключается в том, что государство обменивает один вид долговых обязательств на другой, для которого установлены иные условия обслуживания и сроки погашения. Примером может служить обмен краткосрочных обязательств на средне- или долгосрочные, который сопровождается рядом условий в пользу инвесторов. Это позволяет отсрочить выплату основной суммы долга и снизить текущую долговую нагрузку на бюджет.
В
крайних случаях может
Договоры
о реструктуризации задолженности
или списании задолженности иностранных
государств перед Россией должны
быть ратифицированы Государственной
Думой. Это правило не распространяется
на те случаи, когда проблема урегулирования
долгов решается в рамках участия
России в международных финансовых
организациях или финансовых клубах
на общих условиях для всех их участников.
3
Основные направления современной бюджетной
политики
3.1
Система среднесрочного бюджетного планирования
В
настоящее время создана
Законодательно определен механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
В
целях обеспечения
Заложена
основа для формирования бюджетных
проектировок в формате «скользящей
трехлетки». Многие субъекты Российской
Федерации и муниципальные
Дальнейшее
совершенствование системы
В
качестве бюджетных инструментов широко
используются долгосрочные и ведомственные
целевые программы, государственные
и муниципальные задания, многолетние
государственные и
Более четко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчетности.
Внедрена
система мониторинга качества финансового
управления, осуществляемого главными
распорядителями средств
В
целях стимулирования инновационной
деятельности установлено освобождение
от уплаты налога на добавленную стоимость
при передаче исключительных прав на
основные виды интеллектуальной собственности.
Предусмотрено также
Введены
единая декларация по налогу на добавленную
стоимость и общий порядок
возмещения этого налога, упрощена
процедура получения налоговых
вычетов по налогу на добавленную
стоимость.
3.2
Изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах
В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, стимулирующие более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении социальной деятельности за счет исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам. Введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей.
Принятые поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами, это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В
целом оправдывает себя и механизм
делегирования субъектам
Изменены
подходы к порядку обеспечения
федеральной поддержки
Впервые на законодательном уровне созданы стимулы для сокращения дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за счет расширения бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с высокой степенью бюджетной самообеспеченности. В то же время предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета не увязывается с эффективностью деятельности субъектов Российской Федерации, что снижает стимулирующую роль таких субсидий.
Немало
проблем еще требует своего решения.
Далеко не всегда органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
соблюдаются установленные
При
разработке перспективной бюджетной
политики следует исходить из того,
что существенно возрастает неопределенность
на мировых рынках сырья, продовольствия
и капитала. Продолжается замедление
темпов роста мировой экономики.
3.3
Проблемы бюджетной политики
Внешние
факторы оказывают серьезное
воздействие на российскую экономику.
Это обусловлено и тем
При
таких условиях необходимо повышение
устойчивости национальной экономики
на основе совершенствования ее структуры,
внедрения инноваций, осуществления
модернизации в сфере оказания социальных
услуг, улучшения транспортной, энергетической
и финансовой инфраструктуры, формирования
благоприятной среды для
В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.
Наиболее острой проблемой является рост цен. Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.
Для создания основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам, численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров.
Обеспечение
сбалансированности пенсионной системы
является одной из наиболее серьезных
проблем экономической политики.
Заключение
Бюджет
выступает инструментом регулирования
и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности
производства, именно через бюджет
осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе
основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные
расходы), является ведущим звеном финансовой
системы любого государства и играет как
важную экономическую, так и политическую
роль в любом современном обществе.
Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.
Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:
Реформирование
бюджетной системы требует
Информация о работе Основные направления современной бюджетной политики