Основные направления современной бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Содержание

Введение 3
1 Основные характеристики бюджета 4
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 4
1.2 Функции бюджета 6
1.3 Свойства бюджета 9
1.4 Структура государственного бюджета и межбюджетные отношения 10
1.5 Бюджетный процесс и его основные этапы 12
2 Дефицит бюджета и государственный долг 16
2.1 Виды финансирования бюджетного дефицита 16
2.2 Источники финансирования бюджетного дефицита 17
2.3 Государственный долг 19
2.4 Реструктуризация долгов и дефолт 23
3 Основные направления современной бюджетной политики 25
3.1 Система среднесрочного бюджетного планирования 25
3.2 Изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах 26
3.3 Проблемы бюджетной политики 28
Заключение 30
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бюджет.docx

— 61.93 Кб (Скачать)

   Содержание 
 

Введение 3
1 Основные  характеристики бюджета 4
     1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 4
     1.2  Функции бюджета 6
     1.3  Свойства бюджета 9
     1.4  Структура государственного бюджета и межбюджетные отношения 10
     1.5  Бюджетный процесс и его основные этапы 12
2  Дефицит бюджета и государственный долг 16
     2.1  Виды финансирования бюджетного дефицита 16
     2.2  Источники финансирования бюджетного дефицита 17
     2.3  Государственный долг 19
     2.4  Реструктуризация долгов и дефолт 23
3 Основные направления современной бюджетной политики 25
     3.1  Система среднесрочного бюджетного планирования 25
     3.2  Изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах 26
     3.3  Проблемы бюджетной политики 28
Заключение 30
Список  использованных источников 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

     В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Основные характеристики бюджета 
 

1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 

     Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

     В Бюджетном кодексе РФ, бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

     Определение, содержащееся в российском Бюджетным  Кодексе, является функциональным. Оно  отражает задачи, решаемые бюджетной  системой, ее многоуровневую структуру, а также двойственность структуры  бюджета: с одной стороны, в нем  выделяется доходная часть, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов для осуществления государственной  политики, и, с другой стороны, — расходная часть, отражающая конкретные направления использования бюджетных средств.

     В современных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону, существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

     С помощью бюджета государство  осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между  отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые  являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также  необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан.

     Влияние бюджетного регулирования на экономическое  развитие страны является сложным и  неоднозначным. Например, изъятие в  бюджет части доходов граждан  и организаций с помощью системы  налогообложения сдерживает уровень  экономической активности в стране. Однако при этом расширяются возможности  проведения государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных  средств. Активное выравнивание доходов  региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как  несправедливое с позиции богатых  регионов, являющихся донорами таких  программ. Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые  учитывали бы баланс различных общественных интересов.

     Доходы  бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности). Структура доходной части бюджета непостоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности  -  при проведении приватизации.

     Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций -  распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. За счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

     Бюджет  оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние -  это изменение распределения ресурсов в экономике, которое является непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Косвенное влияние заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу. 
 

1.2  Функции бюджета 

     Основное  назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет  и ряд других функций. К их числу относятся:

     Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах -  со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение имеет общественный контроль, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

     Информационная  функция. Бюджет -  это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

     Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

     Данная  функция бюджета в разных странах  реализуется по-разному. Она зависит  от того, насколько развиты процедуры  участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете  и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок  бюджетного процесса, степень реального  участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей  за действиями выборных органов.

     Регулирующая  функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

     Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство  регулирует социальное развитие и уровень  жизни населения страны. С помощью  расходов на поддержку отдельных  отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров  и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств  регионов-доноров осуществляется поддержка  депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический  потенциал или испытывающих последствия  чрезвычайных ситуаций.

     Влияние бюджета не ограничивается государственным  сектором экономики и выходит  далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные  расходы, но и налоги, стимулирующие  или сдерживающие развитие отдельных  отраслей или сфер деятельности. 
 
 
 
 

1.3  Свойства бюджета 

     Для того, чтобы бюджетная система  могла эффективно выполнять возложенные  на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим  из которых является прозрачность бюджета. Оно означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.

Информация о работе Основные направления современной бюджетной политики