Организация бюджетного процесса в ООО «Тигр-мебель»

Автор: n******@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является Общество с Ограниченной Ответсвенностью «Тигр-мебель» – это организация, которое занимается производством и реализацией корпусной мебели. Организация работает на мебельном рынке уже более десяти лет и является одним из ведущих производителей этого вида продукции. Основу ассортимента составляет модульная мебель для дома в широкой цветовой гамме. Размер организации средний. Численность работников в организации на сегодняшний момент составляет 195 человек.

Работа содержит 1 файл

3 часть крфм(1).doc

— 458.50 Кб (Скачать)
 

     г) Для организации работы по разработке и внедрению системы бюджетирования были проведены следующие мероприятия по реорганизации экономических служб организации:

     - введение Финансовой службы в  организационную структуру организации;

     - в состав Финансовой службы будут включены: бухгалтерия, планово-экономический отдел (отвечает за расчет себестоимости продукции и формирование рекомендуемых цен продаж), отдел финансового контроля (отвечает за осуществление тотального финансового контроля за всей деятельностью организации), отдел финансового планирования.

     Преобразованная организационная структура ООО  «Тигр-мебель» представлена в приложении В.

     Разработка  финансовой структуры организации  включает [22]:

     - Определить структуру бизнеса.

     - Выделить ключевые процессы.

     - Определить границы инвестиционной деятельности.

     - Определить активы.

     - Определить структуру прибыли.

     - Определить взаимоотношения подразделений.

     - Выявить основные управленческие связи.

     Рассмотрим  подробнее каждое из этих положений.

       ООО «Тигр-мебель» осуществляет два вида деятельности: производство и продажа корпусной мебели, а также предоставление услуг доставки и сборки корпусной мебели на дому.

     На  следующем шаге построения финансовой структуры необходимо проанализировать структуру процессов по каждому направлению бизнеса. Достаточно выделить процессы верхнего уровня, чтобы прояснить структуру деятельности организации и связать центры ответственности с ключевыми процессами. В качестве базовой модели для проведения анализа рассмотрим «цепочку ценности», создаваемую организацией для клиента, а также вспомогательные группы процессов, обеспечивающие функционирование «цепочки ценности». Ключевые процессы ООО «Тигр-мебель» представлены на рисунке 16.

     Рисунок 16 – «Цепочка ценности» ООО «Тигр-мебель»

     Из  данного рисунка четко видны  центры ответственности за группы процессов, формирующих ценность для потребителя:

     - Закупка материалов и комплектующих, используемых для изготовления продукта (ДСП, фурнитура, упаковка и т.д.);

     - Производство и комплектация продукта;

     - Продвижение продукта на рынок (информирование потенциальных потребителей о возможностях продукта);

     - Продажа продукта;

     - Доставка и сборка продукта покупателю.

     К процессам, обслуживающим основную деятельность, относятся работа юридического отдела, бухгалтерский учет, хозяйственное обеспечение и т.п. В основную «цепочку ценности» не входят также процессы управления организацией.

     Соответствующая данным процессам финансовая структура  представлена на рисунке 17. Как видно на схеме, на центры финансовой ответственности «Продажи» и «Услуги» возложена ответственность за доходы от продажи продуктов и услуг. ЦФО «Производство», «Закупки» и «Продвижение» отвечают за расходы по находящимся в их ведении процессам. Результаты перечисленных центров финансовой ответственности формируют общий результат деятельности ЦФО «Производство и продажа», являющийся центром прибыли.

 

     Рисунок 17 – Финансовая структура ООО «Тигр мебель»

     Прибыль этого ЦФО является показателем всей производственной и коммерческой деятельности организации. Чистая прибыль организации формируется с учетом затрат ЦФО «Обслуживание» и «Управление».

     Таким образом, рассматривая построенную  финансовую структуру, нетрудно «прочитать»  ключевые процессы компании и ясно увидеть логику бизнеса.

     Далее необходимо разработать положение  о финансовой структуре организации. Положение о финансовой структуре  ООО «Тигр-мебель» представлено в приложении В.

     Бюджетная система организации включает операционный и финансовый бюджеты. В состав операционного бюджета входят:

     - бюджет продаж;

     - бюджет производства;

     - бюджет прямых затрат на материалы;

     - бюджет производственных накладных расходов;

     - бюджет прямых затрат на оплату труда;

     - бюджет себестоимости реализованной продукции;

     - бюджет затрат на реализацию и управление.

     К числу финансовых бюджетов относятся:

     - прогноз отчета о прибылях и убытках;

     - бюджет движения денежных средств;

     - прогнозный баланс.

     Рассмотрим  последовательность составления операционного  бюджета.

     1) Бюджет продаж  и график прихода денег. Бюджет продаж — это операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, ценах и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т. д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу организации.

     Важным  вопросом является определение ассортимента для бюджетирования. Так как организация имеет широкую номенклатуру выпускаемой продукции, целесообразно планировать по топ-позициям. При планировании продаж по топ-позициям необходимо рассчитать долю продаж каждой позиции в общих продажах по организации и определить перечень значимых позиций. Анализ ассортимента подчиняется правилу Парето: 80% объема продаж приносят 20% количества позиций. Все прочие позиции, не попавшие в топ-список, группируются в «прочие» и планируются одной суммой за месяц.

     Выбор стратегии и тактики установления цен на продукцию осуществляется на основе анализа рынка, целей и состояния организации. 
Отдел маркетинга совместно с отделом сбыта при составлении бюджета продаж вначале определяют примерный суммарный объем продаж за год, а потом распределяют его по месяцам. Распределение планируемой суммы продаж по месяцам осуществляется с помощью коэффициента (или индекса) сезонности реализации продукции. Коэффициент сезонности рассчитываются как доля объема продаж каждого месяца в суммарных продажах за год, поскольку легче спланировать объем продаж суммарно за год, чем прогнозировать продажи конкретного месяца или среднемесячный объем.

     Бюджет  продаж в денежном выражении определяется исходя из прогноза объема продаж в  натуральном выражении и планируемых  цен. Для определения цен в  бюджетном году проводится анализ динамики цен в текущем периоде и ее корректируют ее на индекс инфляции и возможное изменение ситуации на рынке.

     После определения планируемой суммы  продаж необходимо рассчитать планируемые  поступления денежных средств. График прихода денежных средств составляется следующим способом: сумма выручки просто сдвигается на величину отсрочки платежа.

     2) Бюджет производства. Бюджет производства — это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях). 
Бюджет производства опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула (рисунок 18):

     

Рисунок 18 – Расчет объема товаров для производства

     3) Бюджет прямых затрат на материалы. Бюджет прямых затрат на материалы – это количественное выражение планов относительно прямых затрат организации на использование и приобретение основных видов сырья и материалов.

     Планирование  потребления материалов осуществляться одной суммой по каждому виду продукции (т. е. общая сумма прямых материалов в денежном выражении).

     Для определения суммы закупки материалов необходимо спланировать остатки на начало и конец периода. Начальные остатки определены в балансе на начало года, а конечные рассчитываются на основании процента от объема потребления следующего месяца.

     График  платежей за материалы строится на основании рассчитанной ранее суммы  закупок и планируемых коэффициентов оплаты за материалы. Коэффициенты оплаты определяются на основании заключенных с поставщиками договоров или, в случае их отсутствия, по описанному ранее механизму планирования поступления денег.

     4) Бюджет прямых затрат на оплату труда. Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение планов затрат компании на оплату труда основного производственного персонала. При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают следующие факторы:

     - составление бюджета отталкивается от бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;

     - необходимость выделения фиксированной и сдельной части оплаты труда.

     Если  в организации накопилась задолженность по оплате труда или же есть предпосылки, что оно не сможет выплачивать заработную плату в установленные сроки, то к бюджету прямых затрат на оплату труда дополнительно составляется график погашения задолженности по зарплате. Этот график составляется по тому же принципу, что и график оплаты платежей за сырье и материалы.

     5) Бюджет производственных накладных расходов. Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение планов всех затрат организации, связанных с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

     Производственные  накладные расходы включают в  себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий  ремонт и т. д.) планируется в зависимости  от реальных потребностей производства с использованием данных прошлых периодов, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.

     При планировании оплаты накладных затрат из общей суммы затрат вычитается амортизация, поскольку она является не денежной статьей расходов. Сумма НДС к возмещению по накладным затратам планируется отдельно от суммы затрат, поскольку при расчете себестоимости НДС учитываться не должен, а при планировании оплат его уже необходимо учитывать.

     6) Бюджет себестоимости реализованной продукции. Данный бюджет является расчетным и необходим для определения планируемой производственной себестоимости произведенной и реализованной продукции, а также остатков на конец периода. Бюджет себестоимости формируется на основании бюджетов производства, потребления материалов, оплаты труда и производственных накладных затрат.

     Механизм  расчета себестоимости реализованной  продукции и запасов следующий:

     1 рассчитывается себестоимость произведенной за месяц продукции;

    2 определяется себестоимость единицы произведенной продукции;

      3 рассчитывается себестоимость реализованной продукции по формуле (рисунок 19): 

Информация о работе Организация бюджетного процесса в ООО «Тигр-мебель»