Организация бюджетного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Понимание что такое бюджетный контроль зависит от смысла, заложенного в это словосочетание, каждый финансист понимает его именно в том виде, в котором он представлен в компании и от функционала финансиста. Если речь идет о простом контроле над исполнением утвержденного бюджета, а именно соответствии любого движения утвержденным цифрам, то возможно и речь идет об обычной процедуре согласования заявок на платеж и контроля договоров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Содержание, задачи и значение бюджетного контроля

1.2 Классификация бюджетного контроля. Формы и методы его проведения

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Президент и правительство.

2.2. Федеральное собрание и счетная палата.

2.3. Министерство финансов и федеральное казначейство РФ.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

формы и виды бк.doc

— 142.50 Кб (Скачать)
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ 

     ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

     1.1 Содержание, задачи и значение  бюджетного контроля

     1.2 Классификация бюджетного контроля. Формы и методы его проведения 

     ГЛАВА 2. ОРГАНЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

     2.1. Президент и правительство.

     2.2. Федеральное собрание и счетная  палата.

     2.3. Министерство финансов и федеральное  казначейство РФ. 

     ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ  БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Понимание что такое бюджетный контроль зависит от смысла, заложенного в это словосочетание, каждый финансист понимает его именно в том виде, в котором он представлен в компании и от функционала финансиста. Если речь идет о простом контроле над исполнением утвержденного бюджета, а именно соответствии любого движения утвержденным цифрам, то возможно и речь идет об обычной процедуре согласования заявок на платеж и контроля договоров. Однако если вести речь о бюджетном контроле как инструменте, используемом для планирования, анализа всего предприятия, бизнеса, направления деятельности и т.д., то соответственно речь идет о комплексном подходе к управлению финансовыми потоками. Бюджетный контроль возможен при наличии бюджета, бюджет имеет место при наличии учета и отчетности, а вот как организовать правильно эту систему, чтобы она работала тема очень интересная. И совершенно не имеет значения, какая численность предприятия, что оно выпускает и где находится, при правильно организованном учете и правильно разработанной системе бюджета контроль над финансами будет обеспечен. Над бюджетом можно начинать работать, когда в организации есть система учета, нет смысла разрабатывать бюджет, если отчетность не достоверна или не может быть получена в любой момент, в нужном объеме и с необходимой аналитикой. Но необходимо понимать следующее, если разработка и утверждение бюджета возложена только на финансовый отдел, то это просто проверочная работа. Система разработки и утверждения бюджета охватывает все предприятие и все звенья, участвующие в системе процесса производства, соответственно процедура работы с бюджетом должна быть не сложной, удобной и доступной.

     В настоящее время правовое регулирование  государственного финансового контроля приобретает особую актуальность, что  обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России.

       Актуальность контроля как процесса проверки, анализа оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых мер регулирования и координации всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей системы.1

     В данной работе рассмотрены вопросы организации, классификации и проблемы бюджетного контроля на территории Российской Федерации.  
 
 

 

      ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

     1.1Содержание, задачи и значение бюджетного контроля

     Контроль, будучи, одной из форм управленческого  цикла, представляет собой систему  наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, принятия решений по их ликвидации.

     Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как  совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

          Бюджетный контроль - это система  мероприятий по проверке соблюдения  законоположений, касающаяся вопросов  формирования и выполнения бюджетов всех уровней. Бюджетный контроль служит необходимым методом реализации денежных интересов государства. Являясь реальным выражением контрольной функции финансов, он охватывает совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения бюджетных ресурсов.

     В понимании менеджеров контроль — это управленческий процесс обеспечения достижения организацией (управляющим субъектом) своих целей. Он нужен для обнаружения и разрешения возможных проблем раньше, чем они приведут к крайне нежелательным ситуациям.

     Необходимость контроля диктуется рядом объективных  и субъективных факторов:

    • неопределенностью будущего, отсутствием 100-процентной вероятности развития событий и процессов в желаемом направлении, особенно в финансовых отношениях;
    • наличием субъективного фактора - конкретной деятельности человека;
    • важностью предупреждения кризисных ситуаций;
    • целесообразностью поддержания успеха деятельности управляющего

 субъекта (развитие уверенности в правильности решений и т.д.).

     В связи с этим и обеспечение бюджетного контроля являются задачами первостепенной важности для любого государства.

     Основные функции бюджетного контроля:

    • обеспечение своевременной и достоверной информации о движении

денежных средств;

    • предупреждение кризисных ситуаций в бюджете;
    • стимулирование деятельности субъектов государственных финансов.

      Бюджетный контроль — это контроль формирования и использования государственных бюджетных фондов. Его цель — последовательное проведение бюджетной политики государства. Соответственно своим  функциям бюджетный контроль выполняет следующие задачи:

    • проверка правильности и своевременности формирования

поступлений всех звеньев бюджетной системы;

    • проверка правильности и своевременности расходов всех звеньев

бюджетной системы;

    • проверка соблюдения финансово-бюджетной дисциплины;
    • предотвращение хищений государственных средств;
    • выявление и мобилизация резервов эффективного формирования и

расходования  бюджетных ресурсов;

    • проверка соблюдения правил учета и отчетности экономических

субъектов.

     Бюджетный контроль реализуется через функциональный механизм, важнейшими элементами которого являются:

     субъекты контроля — государство (в лице соответствующих структур власти), граждане, организации, граждане и организации зарубежных государств, межгосударственные организации;

     объекты контроля — денежные отношения, потоки и фонды денежных средств (наибольшее значение имеет государственный бюджет);

     принципы контроля — определяются бюджетной политикой, отраженной в соответствующих законодательствах и нормативных актах;

     методика контроля — охватывает совокупность методов, приемов, способов наблюдения, сопоставления, проверок функционирования финансовых ресурсов;

     процесс контроля — непосредственно контрольная деятельность;

     результаты контроля — оценка функционирования контролируемого объекта.

     Характер, масштабы и значение бюджетного контроля определяются состоянием социально-экономической системы общества, уровнем развития товарно-денежных отношений. Его эффективность зависит от масштабности и комплексности.

     1.2Классификация бюджетного контроля. Формы и методы его проведения

     Эффективная организация бюджетного контроля предполагает его научную классификацию. В зависимости от времени проведения различают три основные формы бюджетного контроля.

     Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, т.е. до реального движения (поступления и использования) финансовых средств. Его проводят при составлении проектов бюджетов, разработке программ, инвестиционных планов и т.д. Это позволяет заранее предупредить возможные нарушения бюджетной дисциплины, неправильное и нерациональное расходование средств, выявить резервы. Осуществляют предварительный контроль специальные подразделения органов власти.

     Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения денежных сделок, бюджетных операций, выдачи ссуд, субсидий и т.д. Он ведется, как правило, в организациях и сводится к контролю процесса деятельности и результатов труда. Цель контроля — предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполнителями являются большинство государственных структур. Основной принцип текущего контроля — поддержание системы обратной связи.

     Заключительный (последующий) контроль проводится после осуществления денежных операций на основе учетной и отчетной документации с целью проверки правильности, своевременности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов. Механизм — открытая обратная связь. Контроль производится в основном специальными органами власти.

     Все три формы контроля органически  взаимосвязаны и взаимозависимы.

     В зависимости от субъекта, осуществляющего бюджетный контроль, различают:

     1) государственный контроль — проводится органами государственной представительной и исполнительной власти, его главная цель —обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.) и прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

     ведомственный контроль — осуществляется контрольно- ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

     внутрихозяйственный контроль — проводится экономическими и финансовыми службами организаций, его объект — хозяйственная и финансовая деятельность;

     общественный контроль — осуществляют неправительственные организации и граждане, его объект зависит от поставленной задачи;

     независимый контроль — проводится специальными органами: аудиторскими фирмами.

     В зависимости от сферы бюджетной деятельности различают инвестиционный, налоговый, кредитный, валютный и другие виды контроля.

     Методами проведения финансового контроля являются:

     1. Проверки — производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов; в ходе них выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

     Документальная  проверка. Проводится непосредственно

     на  предприятии, в организации и  учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно – техническая отчетность, схемы расходов и расчеты к ним и друга документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия запрещена законом. В тоже время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены и т. д.

Информация о работе Организация бюджетного контроля