Организация бюджетного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Понимание что такое бюджетный контроль зависит от смысла, заложенного в это словосочетание, каждый финансист понимает его именно в том виде, в котором он представлен в компании и от функционала финансиста. Если речь идет о простом контроле над исполнением утвержденного бюджета, а именно соответствии любого движения утвержденным цифрам, то возможно и речь идет об обычной процедуре согласования заявок на платеж и контроля договоров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Содержание, задачи и значение бюджетного контроля

1.2 Классификация бюджетного контроля. Формы и методы его проведения

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Президент и правительство.

2.2. Федеральное собрание и счетная палата.

2.3. Министерство финансов и федеральное казначейство РФ.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

формы и виды бк.doc

— 142.50 Кб (Скачать)
    • анализ выявленных отклонений от установленных  показателей

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

    • контроль за законностью и своевременностью движения средств

федерального  бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

    • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе

информации  о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

     В рамках своей деятельности Счетная  палата провидит комплексные ревизии  и тематические проверки по отдельным  разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности,  достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого  объекта и федерального бюджета.

     В случаях выявления нарушений, наносящих  ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации  проверяемой организации предписание, обязательное для исполнения. Если оно не исполняется или исполняется не надлежащим образом, то по согласованию с Государственной Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение.

     Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием  нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ и исследование нарушений  и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а так же по совершенствованию бюджетного законодательства в целом, анализирую итоги проводимых мероприятий.

     Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово- кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности,  если они получают,  перечисляют, используют средства   из федерального бюджета или  используют федеральную собственность либо управляют  ею,  а  также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной  власти  налоговые, таможенные  и  иные льготы  и преимущества. 

     2.3. Министерство финансов и федеральное казначейство РФ 

     Министерство  Финансов РФ – федеральный орган  исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной  налоговой и валютной политики в  РФ и координирующий деятельность в  этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Однако эффективное и качественное управление финансами невозможно без осуществления надлежащего контроля за ними. Поэтому Минфин занимает особое место в системе общегосударственного контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности   в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.8

       В соответствии с Постановлением  Правительства от 06.03.98.  №273 “Об  утверждении положения о Министерстве  Финансов РФ”9   основными задачами Минфина РФ являются:

    • совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного

федерализма;

    • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и

валютной  политики  в РФ;

    • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях

социально-экономического развития РФ;

    • разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном

порядке федерального бюджета; составление  отчета об исполнении федерального и  консолидированного бюджета РФ;

    • разработка программ государственных заимствований и их реализация

в установленном  порядке от имени РФ;

    • разработка и реализация единой политики в сфере развития

финансовых  рынков в РФ;

    • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и

отчетов об их исполнении.

     Правительство РФ Постановлением “О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов РФ” от 06.03.98. №27610 разрешило Минфину в пределах имеющихся средств и численности работников создавать в составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и функции упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными.  Постановлением Правительства РФ от 04.08.98.  № 884 “О совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов  РФ” работники вновь созданного Департамента и его территориальных органов наделяются правом:

     проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины; проводить документальные ревизии и проверки в министерствах, ведомствах и во всех субъектах хозяйствования; требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых документов; получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии или проверки; проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей у всех должностных лиц, ответственных за их хранение и расходование), опечатывать кассу, кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения; поводить встречные проверки документов в других организациях, связанных с деятельностью проверяемого учреждения; запрашивать и получать от банков и других кредитных учреждений сведения, справки и копии документов, связанных со счетами  и операциями ревизуемой или проверяемой организации; изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или злоупотребления, сохранность которых не гарантируется и т.д.; проводить контрольные обмеры, запуски сырья и материалов в производство, анализы сырья, материалов и готовой продукции; приглашать специалистов для консультаций и участия вы проверке вопросов, определенных программой ревизии или проверки; ставить перед руководством ревизуемого или проверяемого учреждения вопросы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков; вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, об освобождении от работы и о возмещении материального ущерба; проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения, связанные с программой ревизии; разрабатывать предложения по результатам ревизии или проверки и осуществлять контроль за их выполнением;

     Вместе  с тем, ревизоры не имеют права  вмешиваться в административные функции проверяемого учреждения, налагать дисциплинарные взыскания и штрафные санкции, давать оценки действиям должностных лиц и т. д. Ревизоры обязаны быть объективными, сохранять коммерческую тайну, не злоупотреблять служебным положением в корыстных целях, и т. д.

     Другим  важным управлением Минфина РФ является Главное управление федерального казначейства и его территориальные органы  на местах.

       В соответствии с Постановлением  Совета Министров – Правительства  РФ “Об утверждении положения  о Федеральном казначействе”  от 27.08.93. №864 (с последующими изменениями),11 основная задача казначейства - организация, осуществление и контроль за исполнением федерального (республиканского) бюджета Российской Федерации и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов  между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормативами (процентными отчислениями).

     Кроме того, казначейские органы осуществляют (совместно другими финансовыми  органами) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных  финансов и представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные ораны государственной власти и управления о финансовых операциях  Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управляют и обслуживают совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы; ведут операции по учету государственной казны.

     Как контрольному органу в целях укрепления бюджетной - налоговой дисциплины казначейству даны следующие права:

     производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов,  планов,  смет  и  иных документов, связанных  с  зачислением,  перечислением  и использованием средств федерального бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

    • получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки

о состоянии  счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих  средства  республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;

    • приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и

организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

    • налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф

в  случаях  несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета Российской Федерации и в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей.

    • взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные

средства,  полученные предприятиями,  учреждениями и организациями в случаях использования их не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки  Центрального банка РФ;

    • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых

органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета РФ и контролировать их устранение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ  БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

       Становление рыночной экономики в России сопровождается множеством финансовых проблем. Значительная их часть связана с бюджетным контролем, крайне низкой его результативностью. Поэтому организация эффективного бюджетного контроля является важнейшим направлением теории и практики государственных финансов. К слабым сторонам бюджетного контроля относятся:

    • отсутствие единой правовой базы бюджетного контроля;
    • существует огромное множество актов, а единой научно

обоснованной  системы организации и функционирования бюджетного контроля нет;

  • низкая эффективность бюджетного контроля;
  • огромное множество различных контрольных органов и большая

численность сотрудников: только главных распорядителей, распорядителей и 

получателей бюджетных  средств насчитывается более 2,5 млн;

  • наличие множества дублирующих и параллельных функций различных

контрольных органов;

  • слабое взаимодействие контролирующих органов в ходе бюджетного

процесса;

  • низкий уровень профессиональной подготовки большинства работников

налоговых и  других контрольных органов.

Основными путями решения данных проблем могут быть:

  • принятие и последовательная реализация единого правового акта

Информация о работе Организация бюджетного контроля