Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа
Цель данной работы - более подробно изучить бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Российской Федерации с упором на проблемы в области финансовой поддержки регионов, а также разграничении расходов и доходов по уровням бюджетной системы; на основе проделанной работы сделать выводы.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
• определить теоретические основы таких экономических понятий, как «бюджет», «бюджетный федерализм», «трансферт»;
• проанализировать зарубежный опыт в области формирования моделей бюджета;
• выявить особенности формирования российской модели бюджета;
• исследовать роль трансфертов в выравнивании бюджетной диспропорции регионов;
• выявить приоритетные направления развития межбюджетных отношений в России.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование роли и значения формирования бюджета 5
1.1 Бюджет государства: социально-экономическая сущность, функции 5
1.2 Структура доходов и расходов 9
1.3 Основы бюджетного федерализма 12
1.4 Модели формирования бюджета 16
Глава 2. Межбюджетные отношения: сущность и значение трансфертов 19
2.1 Понятие трансфертов 19
2.2 Виды и значения трансфертов 22
Глава 3. Бюджетная система Российской Федерации 24
3.1 Анализ модели бюджета Российской Федерации 24
3.2 Распределение полномочий между уровнями бюджетной системы: роль трансфертов 26
Заключение 34
Список литературы 35
Таким образом, следует, что региональная «справедливость» не может восторжествовать только благодаря трансфертам. В сегодняшней России государственная поддержка регионов гораздо многообразнее и обширнее. Для этого необходимо отработать единые подходы к организации всех видов финансовой помощи и в максимальной степени, реализовав потенциал их целенаправленного воздействия на экономику региона.
Все эти особенности отражают
уникальный характер российского федерализма,
который действует в
Бюджетный федерализм жизненно важен для интеграции российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов, разностью в их развитии. В многонациональной России бюджетный федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию интересов общества с интересами государства.
В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, а сколько от того, насколько оптимальной должна быть модель федерализма, т.е. вовремя становиться то более централизованной, то более децентрализованной.
Необходимо признать, что
в настоящее время бюджетный
федерализм в Российской Федерации
развит недостаточно. Сложившаяся слабая
модель политического и бюджетного
федерализма ограничивает эффективное
экономическое и политическое развитие,
снижает действенность
Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
1 Артур Сесил Пигу (1877-1959) – английский экономист. Представитель Кембриджской неоклассической школы. Руководитель кафедры политической экономии Кембриджского университета, член валютного комитета, член королевской комиссии по подоходным налогам, член комитета Чемберлена по вопросам денежного обращения.
1 Бухвальд Е.Российский федерализм: проблемы и перспективы на рубеже XXI века. –Рязань: Узорочье, 2002. С. 72.
2 Карапетян Л. К вопросу о «моделях» федерализма //Государство и право. 1999. №12.С. 58-63.2.
4 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р (далее – Программа).
5 Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р (далее – Концепция).
6 Об основных характеристиках проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года и распределении расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации / Материала Правительства Российской Федерации, отправленные Минфином России 20 марта 2007 г. № 01-02-01/02-451.
7 Направлено в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации письмом от 01.09.2008 № 13-943/13-01 вн.
8 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.02.2007 № 33-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года» и от 25.04.2008 № 151-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2009 год и на плановый период до 2010 и 2011 годов».
Информация о работе Модели формирования бюджета. Механизм трансфертов