Модели формирования бюджета. Механизм трансфертов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - более подробно изучить бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Российской Федерации с упором на проблемы в области финансовой поддержки регионов, а также разграничении расходов и доходов по уровням бюджетной системы; на основе проделанной работы сделать выводы.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
• определить теоретические основы таких экономических понятий, как «бюджет», «бюджетный федерализм», «трансферт»;
• проанализировать зарубежный опыт в области формирования моделей бюджета;
• выявить особенности формирования российской модели бюджета;
• исследовать роль трансфертов в выравнивании бюджетной диспропорции регионов;
• выявить приоритетные направления развития межбюджетных отношений в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование роли и значения формирования бюджета 5
1.1 Бюджет государства: социально-экономическая сущность, функции 5
1.2 Структура доходов и расходов 9
1.3 Основы бюджетного федерализма 12
1.4 Модели формирования бюджета 16
Глава 2. Межбюджетные отношения: сущность и значение трансфертов 19
2.1 Понятие трансфертов 19
2.2 Виды и значения трансфертов 22
Глава 3. Бюджетная система Российской Федерации 24
3.1 Анализ модели бюджета Российской Федерации 24
3.2 Распределение полномочий между уровнями бюджетной системы: роль трансфертов 26
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Модели формирования бюджета.Механизм трансфертов для 2 главы.docx

— 83.29 Кб (Скачать)

Таким образом, следует, что  региональная «справедливость» не может восторжествовать только благодаря трансфертам. В сегодняшней России   государственная поддержка регионов гораздо многообразнее и обширнее. Для этого необходимо отработать единые подходы к организации всех видов финансовой помощи и в максимальной степени, реализовав потенциал их целенаправленного воздействия на экономику региона.

Все эти особенности отражают уникальный характер российского федерализма, который действует в специфической  среде, преимущественно формирующейся  тремя ранее упомянутыми факторами: аномально высокой территориальной  дифференциацией, системным  кризисом и тотальным реформированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бюджетный федерализм жизненно важен для интеграции российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов, разностью в их развитии. В многонациональной России бюджетный федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию интересов общества с интересами государства.

В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или  иной его модели, а сколько от того, насколько оптимальной  должна быть модель федерализма, т.е. вовремя  становиться то более централизованной, то более децентрализованной.

Необходимо признать, что  в настоящее время бюджетный  федерализм в Российской Федерации  развит недостаточно. Сложившаяся слабая модель политического и бюджетного федерализма ограничивает эффективное  экономическое и политическое развитие, снижает действенность различных  структурных реформ, осуществляемых в настоящее время, препятствуя  их справедливому воплощению. Россия по-прежнему сталкивается с проблемами в попытках модернизировать собственную  федеральную систему - правительству предстоит добиться эффективного внедрения множества предложенных законов и политических принципов на территории всей страны. Стабильность политических и общественных институтов, правовой системы, государственной службы, законодательной власти, федеральной системы и исполнительной власти является одним из важнейших факторов оценки уровня суверенного рейтинга.

Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге  позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость  и объективность нашей рыночной экономической системы.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алешин В.А. Финансы. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 346 с.
  2. Веретенникова О.Б. Анализ научных концепций становления и развития федерализма в России // Финансы и кредит. – 2008. - № 13. – С. 42-47.
  3. Вышегородцев М.М. Управление бюджетом: Курс лекций. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 160 с.
  4. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. – 8-е изд., испр. и доп. -  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 320 с.
  5. Подъяблонская Л.М. Финансы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 407 с.
  6. Половинка В.В. Целевые трансферты: мировой опыт и российская практика // Финансы. – 2008. - № 10. – С. 15-18.
  7. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 703 с.
  8. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.02.2007 № 33-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года».
  9. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.04.2008 № 151-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2009 год и на плановый период до 2010 и 2011 годов».
  10. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р.
  11. Рощупкина В.В. Проблемы перераспределения бюджетно-налоговых ресурсов в рамках концепции фискального федерализма // Финансы и кредит. – 2008. - № 9. – С. 60-64.
  12. Слепов В.А. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений // Финансы. – 2009. - № 3. – С. 25-29.
  13. Уоттс Р. Опыт построения системы межбюджетных отношений в Федеративной Республике Германия, Бюджетный федерализм: проблемы, теория, опыт. – М.: Российско-Канадский консорциум по вопросам прикладных экономических исследований, 2001.
  14. Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (с изм. и доп.).
  15. Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» (с изм. и доп.).
  16. Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (с изм. и доп.).
  17. Федорова И.А. Особенности формирования межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета, предоставляемых субъектам Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2008. - № 42. – С. 35-42.
  18. Шуляк П.Н. Финансы: Учебное пособие. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 608 с.\

 

 

 

1 Артур Сесил Пигу (1877-1959) – английский экономист. Представитель Кембриджской неоклассической школы. Руководитель кафедры политической экономии Кембриджского университета, член валютного комитета, член королевской комиссии по подоходным налогам, член комитета Чемберлена по вопросам денежного обращения.

1 Бухвальд Е.Российский федерализм: проблемы и перспективы на рубеже XXI века. –Рязань: Узорочье, 2002. С. 72.

2 Карапетян Л. К вопросу о «моделях» федерализма //Государство и право. 1999. №12.С. 58-63.2.

4 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р (далее – Программа).

5 Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными  и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р (далее – Концепция).

6 Об основных характеристиках проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года и распределении расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации / Материала Правительства Российской Федерации, отправленные Минфином России 20 марта 2007 г. № 01-02-01/02-451.

7 Направлено в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации письмом от 01.09.2008 № 13-943/13-01 вн.

8 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.02.2007 № 33-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года» и от 25.04.2008 № 151-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2009 год и на плановый период до 2010 и 2011 годов».

 


Информация о работе Модели формирования бюджета. Механизм трансфертов