Модели формирования бюджета. Механизм трансфертов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - более подробно изучить бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Российской Федерации с упором на проблемы в области финансовой поддержки регионов, а также разграничении расходов и доходов по уровням бюджетной системы; на основе проделанной работы сделать выводы.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
• определить теоретические основы таких экономических понятий, как «бюджет», «бюджетный федерализм», «трансферт»;
• проанализировать зарубежный опыт в области формирования моделей бюджета;
• выявить особенности формирования российской модели бюджета;
• исследовать роль трансфертов в выравнивании бюджетной диспропорции регионов;
• выявить приоритетные направления развития межбюджетных отношений в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование роли и значения формирования бюджета 5
1.1 Бюджет государства: социально-экономическая сущность, функции 5
1.2 Структура доходов и расходов 9
1.3 Основы бюджетного федерализма 12
1.4 Модели формирования бюджета 16
Глава 2. Межбюджетные отношения: сущность и значение трансфертов 19
2.1 Понятие трансфертов 19
2.2 Виды и значения трансфертов 22
Глава 3. Бюджетная система Российской Федерации 24
3.1 Анализ модели бюджета Российской Федерации 24
3.2 Распределение полномочий между уровнями бюджетной системы: роль трансфертов 26
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Модели формирования бюджета.Механизм трансфертов для 2 главы.docx

— 83.29 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Институт инженерного  предпринимательства

Направление – Менеджмент

Кафедра Экономики

 

 

 

 

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА. МЕХАНИЗМ ТРАНСФЕРТОВ

Курсовая работа

 

 

 

 

Студент группы 14А91                                        ____________  Чумякина Т.А.

Научный руководитель

доцент, к.э.н.                                                         ____________  Борисова Л.М.

                                                                                ____________

                                                                                       (дата)

 

 

 

 

 

 

Томск – 2010

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое  обоснование роли и значения формирования бюджета 5

1.1 Бюджет  государства: социально-экономическая  сущность, функции 5

1.2 Структура доходов и расходов 9

1.3 Основы  бюджетного федерализма 12

1.4 Модели  формирования бюджета 16

Глава 2. Межбюджетные отношения: сущность и значение трансфертов 19

2.1 Понятие  трансфертов 19

2.2 Виды и  значения трансфертов 22

Глава 3. Бюджетная  система Российской Федерации 24

3.1 Анализ  модели бюджета Российской Федерации 24

3.2 Распределение полномочий между уровнями бюджетной системы: роль трансфертов 26

Заключение 34

Список литературы 35

 

 

 

Введение

Бюджет, денежное обращение  – это зеркало государства, барометр его экономического и социального  состояния и политического положения. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства  оказывать влияние на экономические  процессы, в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.

Сегодня вопросы укрепления бюджетов всех уровней, выработки финансовых механизмов, цементирующих федерацию, стали еще более актуальными. 
       В соответствии с Конституцией Российской Федерации, межбюджетные отношения в Российской Федерации развиваются как система взаимоотношений двух партнеров - федерального центра и субъектов. В условиях такой модели бюджетного федерализма, в которой роль местного самоуправления принижена и в значительной мере определяется субъектами федерации, особое значение приобретает решение задач по сбалансированию интересов федерального центра и субъектов федерации. Ключевыми факторами ее устойчивости являются “прозрачность” бюджетных взаимоотношений, учет специфики субъектов, сглаживание аномальных различий в их бюджетном положении.       

Для Российской Федерации характерны особенно значительные различия в экономическом и бюджетном положении ее субъектов, что связано как с огромными масштабами территории страны и разнообразием ее природно-климатических зон, так неравномерным распределения производительных сил, историческими, национальными и другими особенностями развития ее регионов. Существенную роль играет специфика государственного федеративного устройства, основанного на сочетании административно-территориальных и национально-территориальных принципов, закрепленных в Конституции РФ. Характерной чертой является не только многочисленность субъектов, но и их разностатустность.

 В федерацию входят 83 субъектов, в том числе: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Хотя Конституция декларирует равноправие всех субъектов федерации, но фактически закрепляет асимметричность федерации, придавая национальным республикам статус государств в отличие от не национальных краев, областей и округов. Асимметричность Федерации усиливают такие факторы, как вхождение некоторых субъектов в состав других, непризнание верховенства федерального закона в ряде республик, развитие договорных отношений между центром и отдельными субъектами федерации. Все это обусловливает значительные региональные различия в потребностях субъектов в средствах финансирования, налоговом потенциале, структуре бюджетных доходов и расходов, затрудняющие регулирование уровня их бюджетной обеспеченности и формирование эффективного механизма межбюджетной поддержки.

Цель данной  работы  - более подробно изучить бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Российской Федерации с упором на проблемы в области финансовой поддержки регионов, а также разграничении расходов и доходов по уровням бюджетной системы; на основе проделанной работы сделать выводы.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих  взаимосвязанных задач:

  • определить теоретические основы таких экономических понятий, как «бюджет», «бюджетный федерализм», «трансферт»;
  • проанализировать зарубежный опыт в области формирования моделей бюджета;
  • выявить особенности  формирования российской модели бюджета;
  • исследовать роль трансфертов в выравнивании бюджетной диспропорции регионов;
  • выявить приоритетные направления развития межбюджетных отношений в России.

Объектом исследования является бюджетная система Российской Федерации  как инструмент государственного регулирования  экономики.

Предметом исследования являются межбюджетные отношения, складывающиеся в результате взаимоотношений бюджетов всех уровней Российской Федерации.

Информационная база исследования – нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, результаты исследований российских и зарубежных экономистов, представленные в публикациях, отечественная и зарубежная литература по вопросам функционирования бюджетной системы, развития межбюджетных отношений, а также по вопросам формирования межбюджетных трансфертов.

Глава 1. Теоретическое обоснование роли и значения формирования бюджета

1.1 Бюджет государства: социально-экономическая сущность, функции

Бюджет государства – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично- и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.

Такое определение понятия  «бюджет государства» наиболее полно  характеризует его социально-экономическую  сущность. Социально-экономическая  сущность бюджета государства состоит  в исследовании вопроса – за счет кого государство формирует бюджетные  ресурсы и в чьих интересах  их использует.

По материально-вещественному  содержанию бюджет государства представляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый для финансового  обеспечения мероприятий, связанных  с выполнением задач  и функций, возложенных обществом на государство  и местное самоуправление.

По форме функционирования бюджет государства представляет собой  плановый финансовый документ, составленный как баланс доходов и расходов.

Как экономическая категория, бюджет государства (местного самоуправления) имеет разные организационно-правовые формы проявления. Различают  следующие  виды бюджетов: федеральный; республиканский, областной, краевой, национального  округа, автономной области, города федерального значения; муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; городского и сельского поселения. Бюджетами называют также финансовые планы государственных внебюджетных социальных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и фондов обязательного медицинского страхования). Бюджет государства и бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации.

Бюджетные отношения возникают  в процессе деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, направленной на финансовое обеспечение общегосударственных, региональных и местных программ по регулированию экономики, содержанию и развитию социальной сферы, охране общественного порядка упрочению  национальной безопасности и др.  Бюджетные отношения многообразны, поскольку опосредуют распределение денежных средств между секторами экономики, отраслями народного хозяйства, территориями страны, различными слоями населения.

Бюджету государства, как  экономической категории, присущи  две функции:

  1. Распределительная (перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнями государственного управления, социальными слоями общества и т.д.) ;
  2. Контрольная (информация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств и контроль результатов расходования бюджетных средств).

Границы действия распределительной  функции очень широки, так как  в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного  производства. Основной объект бюджетного распределения – национальный доход. Вовлечение в бюджетное перераспределение  элементов национального богатства  (золотого запаса, валютных резервов, накопленных  страховых резервов и др.) сопряжено, как правило, с чрезвычайными  обстоятельствами  (войной, глубоким экономическим кризисом, последствиями  крупномасштабных стихийных бедствий и т.п.).

С помощью контрольной  функции выявляется финансовое положение  конкретных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальных  образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет. Контрольная функция позволяет анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объёму утвержденных расходных обязательств.

Формирование бюджета  государства по уровням бюджетной  системы Российской Федерации основывается на следующих принципах, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ:

  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;
  • сбалансированность бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы.
  1. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в бюджетах.
  1. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счету по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

3. Принцип  результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

4. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

5. Принцип прозрачности (открытости) означает:

  • Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
  • Обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
  • Стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Информация о работе Модели формирования бюджета. Механизм трансфертов