Лекции по курсу бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 11:29, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные  фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов

местного самоуправления с юридическими и физическими  лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и  других видов защиты общества в целом  и каждого из его граждан.

     Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и  населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

• обеспечение  дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

• расширение социальных услуг населению.

     Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для их покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах,

предназначенных для специальных целей. Такие  фонды носили, как правило, временный  характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали  свое существование. В связи с  этим количество фондов постоянно менялось.

     С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет.

     В современных условиях наряду с государственным  бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

     Организационно-структурные изменения в РФ, выразившиеся в создании в начале 90-х годов государственных социальных внебюджетных фондов, неразрывно связаны с дальнейшими преобразованиями в этой области и, прежде всего, с созданием законодательства об обязательном социальном страховании, учитывающего произошедшие радикальные преобразования в нашем обществе.

     На  основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могли образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих

органов власти.

     В настоящее время государственные  внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Основными нормативными актами,

регламентирующими функционирование внебюджетных фондов, является Конституция РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ

«О местном  самоуправлении», ФЗ «Об общих принципах  организации

местного самоуправления в РФ», Бюджетный кодекс РФ (гл. 17),

Положения правительства, указы Президента и др. 

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой

системы РФ, обладают рядом особенностей:

• учреждаются  органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

• денежные средства фондов используются для финансирования

государственных расходов, не включенных в бюджет;

• денежные средства формируются в основном за счет

обязательных  отчислений юридических и физических лиц;

• страховые  взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие

при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы страховых  взносов

устанавливаются государством и являются обязательными;

• на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов (налогов) в  фонды, распространено большинство  норм и положений Налогового кодекса  РФ;

• денежные ресурсы  фондов находятся в государственной  собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

• расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

• являются юридическими лицами, освобождены от уплаты налогов  и других обязательных платежей.

     За  счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета – неработающих.

Внебюджетные  фонды не подлежат непосредственно  контролю со стороны законодательных  органов власти, освобождены от уплаты налогов, сборов, пошлин. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи условиями, определяющими потребность их существования. С помощью внебюджетных фондов возможно:

• влиять на процесс  производства путем финансирования,

субсидирования, кредитования;

• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за

счет штрафов  за загрязнение окружающей среды;

• оказывать  социальные услуги населению за счет выплаты

социальных пособий, пенсий;

• предоставлять  займы зарубежным партнерам.

     В зависимости от целевого назначения они делятся на: на

экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические,

экологические, культурно-просветительные  и др.

     В соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные.

     В зависимости от периода функционирования - бессрочного,

краткосрочного и долгосрочного действия.

     В России с 1996 г. стали создаваться  и целевые бюджетные фонды, под которыми понимаются фонды денежных средств, образуемые в составе консолидированного бюджета РФ за счет целевых источников средств предназначенные для финансирования целевых общегосударственных и территориальных расходов (Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд службы налоговой полиции и др.). С 2001 г. они были упразднены, кроме Фонда Минфина РФ по атомной энергии.

Денежные средства фондов были переданы соответствующим

министерствам и ведомствам. 

ТЕЗАУРУС  ПО КУРСУ «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 

РОССИЙСКОЙ  фЕДЕРАЦИИ» 

     АВУАР (НАЛОГОВЫЙ) – налоговый кредит, открытый любому налогоплательщику.

     АГЕНТ ФИСКАЛЬНЫЙ – лицо, на которое по закону возложена обязанность рассчитывать, удерживать и перечислять налоги в бюджет.

     АССИГНОВАНИЯ  – целевые денежные средства, выделяемые из централизованного фонда (бюджета) на определённые нужды.

     БЮДЖЕТ  АВТОНОМНЫЙ – смета доходов и  расходов юридических лиц, относительно независимых от государственного бюджета.

     БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ – форма финансирования бюджетных  расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и безвозмездной основе.

     ВОТИРОВАНИЕ – одобрение парламентом страны деятельности федеральных органов власти.

     ДЕМПИНГ –  искусственное снижение цен  на товары, услуги, работы, в том числе  ниже издержек их производства, с тем, чтобы убрать конкурентов.

     ДЕСКРИПТИВНЫЙ МЕТОД – описательный анализ, формальное описание, например, бюджетного процесса, в результате которого могут быть искажения.

     ДЕФИНИЦИЯ – краткое отражение какого-либо понятия, его основных признаков (толкование слова).

     ДЕФЛЯЦИЯ  – одна из реформ денежного обращения, снижающая уровень инфляции (например, сокращение избыточной денежной массы и др.).

     ДИСКРЕЦИЯ – решение какого-либо вопроса, передаваемое на усмотрение должностного лица или  государственного органа.

     ДОХОД БЮДЖЕТА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА – денежные средства, поступающие в бюджет от реализации государственного имущества: конфискованного, наследственного, «бесхозного».

     ДОТАЦИЯ – бюджетные средства, передаваемые на безвозмездной  и безвозвратной  основе для покрытия текущих расходов нижестоящего звена бюджетной системы.

     ЕДИНСТВО  КАССЫ – это единый счёт федерального казначейства, на который зачисляются все поступающие доходы и с которого осуществляются все предусмотренные расходы на всех уровнях исполнения федерального бюджета.

     ЗАКОН БЮДЖЕТНЫЙ – государственный  законодательный акт, устанавливающий бюджет на конкретный период, сроки и порядок его действия, основные направления формирования и использования бюджетных резервов и бюджетных ассигнований.

     ЗАЩИЩЁННЫЕ  СТАТЬИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА – установленный  при утверждении бюджета соответствующего уровня перечень статей расходов, не подлежащих секвестированию.

     ЗОНТИК  НАЛОГОВЫЙ – перенос вперёд убытков  прошлых лет для защиты текущих  и будущих доходов от налогов  за счёт уменьшения (занижения) доходов  на величину убытков.

     ИММУНИТЕТ НАЛОГОВЫЙ – освобождение от обязанностей платить налоги, предоставленное отдельным юридическим и физическим лицам в соответствии с национальным или международным правом.

     КАДАСТР – систематизированный свод сведений (реестр), составляемый периодически или  путём непрерывных наблюдений за соответствующим объектом (кадастр земли, домов).

     КАЗНАЧЕЙСТВО  – федеральный финансовый орган, структурное подразделение Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющий кассовое исполнение государственного бюджета.

     КВАЗИДЕНЬГИ – почти деньги, высоколиквидные финансовые активы, которые хотя и не функционируют как средство обращения, но в силу своей ликвидности быстро переводятся в наличность (золото, акции).

     КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ – это расчётный годовой  объём бюджетных расходов и доходов, а также государственных внебюджетных фондов для каждого уровня бюджетной системы, используемых в целях анализа состояния и прогноза развития бюджетной системы Российской Федерации в целом.

     МИНИМАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ – минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчёте на сумму населения за счёт соответствующих бюджетов.

     ММОТ  – установленный федеральным  законом размер минимальной месячной оплаты труда.

     МОДЕЛЬ  РОССИЙСКАЯ БЮДЖНТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА (МРБФ) – характеризует переходное состояние  бюджетной системы в России. В  МРБФ даются американская и германская модели бюджетного федерализма, а также  модели советской унитарной бюджетно-налоговой системы и не8ативные последствия «дикого» капитализма.

     МОДЕЛЬ  ГОРМАНСОГО БЮДЖЕТНОГО КАПИТАЛИЗМА (МГБФ) – условное название одного из типов  бюджетного федерализма. Основным принципом  МГБФ является дифференциация преимущественно  федеральных налогов по доходным частям относительно самостоятельных территориальных бюджетов. Так, федеральные налоги в Германии поступают в разных пропорциях в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов федерации (земель и городов) и в местные бюджеты.

     МОДЕЛЬ АМЕРИКАНСКОГО БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗИА (МАБФ) – также является условным названием одного из типов бюджетного федерализма (США, Канада, Индия и других федеративных стран). Основной принцип МАБФ состоит в относительно твёрдом закреплении уровней налогов за уровнями относительно самостоятельных бюджетов: федеративные налоги в США поступают  основном в федеральный бюджет, налоги штатов – в бюджет штатов, местные налоги – в местные бюджеты.

     НЕРЕЗИДЕНТЫ – физические лица, постоянно проживающие  за пределами страны, а также предприятия и организации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

     ОАЗИС (НАЛОГОВЫЙ) – территориальное пространство или отдельное предприятие, имеющее  законодательное разрешение, подпадающее  под юрисдикцию государства, провозглашающего для юридических или физических лиц льготный или нулевой режим налогообложения по законам данного государства, на территории которого они регистрируются как субъекты хозяйствования.

Информация о работе Лекции по курсу бюджетная система РФ