Лекции по курсу бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 11:29, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Кроме того, контрольная функция обеспечивает обратную связь, которая выражается в том, что, находясь в тесном контакте с народным хозяйством, бюджет показывает, каков ход хозяйственного процесса, а также возникающие там всевозможные тенденции. Поступления средств в бюджет и их использование показывает как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет предупредить появление диспропорции.

ЛЕКЦИЯ 3

 

ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ

     БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА – это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов. Бюджетное устройство – это процесс организации бюджетной системы, имея в виду и принципы ее построения. Звеньями бюджетной системы являются – федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов РФ и городские бюджеты Москвы и Питера, а также бюджеты местных территориальных образований (сельские, городские…). В бюджетной системе РФ определяющую роль играет федеральный бюджет, то есть в реализации социальной экономической политики, проводимой правительством РФ. Посредством параметров федерального бюджета государство регулирует темпы экономического роста, а также взаимосвязи с территориями.

   В нем  воплощается показатель разработки и реализации бюджетной политики и условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта РФ.

   Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий  перечень принципов построения и  функционирования бюджетной системы  РФ:

  1. единство;
  2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы:
  3. самостоятельность бюджетов;
  4. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. сбалансированность бюджета;
  6. эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  7. принцип общего покрытия расходов бюджета:
  8. гласность;
  9. достоверность;
  10. адресность и целевой характер бюджетных средств.
 
 

      Принцип единства – единая денежная система, единая документация, единое финансирование расходов всех уровней, единство принципов бюджетного процесса

      Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов органами государственной власти.

      Самостоятельность бюджетов – правительство РФ исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности бюджетов РФ и бюджетов субъектов РФ, а также участие всех территорий в финансировании расходов федерального правительства с применением единых подходов к формированию доходной части федерального бюджета. Однако анализ бюджетной работы показывает, что принцип самостоятельности пока не отвечает необходимым требованиям и не получает практического подтверждения. Это одинаково относится как к региональным, так и к местным бюджетам. Статья 31 Бюджетного кодекса РФ регламентирует принципы самостоятельности: право законодателя (представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления) на каждом уровне самостоятельно осуществлять свой бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня определяется в соответствии с законодательством; закрепление регулируемых доходов бюджетов на основе законодательства, а также полномочий по формированию доходов в соответствии с кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с бюджетным кодексом определять направления расходования средств бюджета; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники покрытия дефицита бюджета, если он имеется; недопустимость изъятия доходов из сумм превышения доходов над расходами, а также сумм по экономии; недопустимость компенсации потерь за счет других бюджетов 

   Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, а

также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов подлежат отражению  в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств

государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью  учитываются отдельно по доходам  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего

финансового года.

     Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета

уполномоченные  органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

     Принцип эффективности и  экономности использования

бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что

все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета  и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны  с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых  бюджетных фондов, средств целевых  иностранных кредитов, а также  в случае централизации средств  из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

     Принцип гласности означает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств  массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и

исполнительным  органами государственной власти. Секретные  статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

     Принцип достоверности бюджета  означает надежность

показателей прогноза социально-экономического развития

соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и

расходов бюджета.

     Принцип адресности и целевого характера бюджетных

средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей. Следует обратить внимание, что из всех перечисленных

принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое. 
 
 

ЛЕКЦИЯ 4

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  • Сущность бюджетного права и его источники.
  • Субъекты и нормы бюджетного права. Бюджетный федерализм как основа построения бюджетной системы Российской федерации.

 

СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА И ЕГО ИСТОЧНИКИ

   Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, которые:

  1. закрепляют структуру бюджетного устройства и бюджетной системы России;
  2. определяют порядок формирования бюджетных доходов и перечень расходов;
  3. регламентируют бюджетный процесс;
  4. дают возможность формировать и использовать государственные бюджетные и внебюджетные фонды в целях обеспечения развития экономики финансовыми ресурсами и ее обороноспособности страны.
 

   Если  брать историю права применительно к бюджетному процессу, то можно говорить, что вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса. Например, в буржуазном государстве так и происходит - право стоит на службе этого общества и защищает его интересы. Каждый из равноправных субъектов Российской федерации имеет свое законодательство, что подчеркивает федеративное устройство России. Но вместе с тем оно основывается на государственной целостности страны и на единстве власти.  

     В состав России, пока, входят 88 субъектов Российской Федерации, из которых:

  1. 21 республика,
  2. 6 краев (Алтайский край …..)
  3. 1 автономная область (Еврейская)
  4. 48 областей (Тульская….)
  5. 2 города федерального значения
  6. 10 автономных округов
 

     Республики  имеют свое законодательство и конституцию, а все остальные – свои уставы и законодательства.

     Российская  федерация, а также субъекты, имеют  свою сферу компетенции или, как  сказано в Конституции, предметы ведения. Если нормативные акты, принятые субъектами РФ, выходят за пределы  их компетенции, то они не имеют юридической силы. Источниками бюджетного права являются:

  1. Конституция РФ (1993 год), причем этот источник является главным для финансового и бюджетного права, который включает в себя основные принципиальные положения бюджета
  2. федеральные законы Российской федерации;
  3. правовые акты исполнительных и представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;
  4. правовые акты органов управления специальной компетенции (Указы Президента РФ), в которых содержатся нормы права в дополнение и развитие Конституции РФ.
 

   Наибольшее  внимание Конституция Российской федерации  уделяет бюджетной деятельности государства, что подчеркивает значимость бюджета, как центрального звена  финансовой системы. В 1998 году был принят Бюджетный кодекс Российской Федерации (ФЗ от 31 июля 98 года № 145-ФЗ) как бюджетное законодательство, регулируемое в государстве ряд бюджетных отношений.  

   К бюджетным  отношениям относятся:

  1. отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования бюджетов бюджетной системы РФ и внебюджетных фондов.
  2. отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов всех уровней бюджетной системы, утверждения и исполнения бюджетов, а также контроля за их исполнением
  3. отношения, возникающие между субъектами правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов как бюджетов, так и бюджетов внебюджетных фондов
 

   Следует сказать, что указы Президента РФ, которые также регулируют бюджетные  правоотношения, не должны противоречить правовым актам бюджетного кодекса и другим законам. Но если имеются такие противоречия, то за нормативный документ все-таки принимается бюджетный кодекс РФ. Отметим, что акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие. Таким образом, к источникам бюджетного права относятся:

Информация о работе Лекции по курсу бюджетная система РФ