Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 11:29, курс лекций
7 тем.
Кроме
того, контрольная функция
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов. Бюджетное устройство – это процесс организации бюджетной системы, имея в виду и принципы ее построения. Звеньями бюджетной системы являются – федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов РФ и городские бюджеты Москвы и Питера, а также бюджеты местных территориальных образований (сельские, городские…). В бюджетной системе РФ определяющую роль играет федеральный бюджет, то есть в реализации социальной экономической политики, проводимой правительством РФ. Посредством параметров федерального бюджета государство регулирует темпы экономического роста, а также взаимосвязи с территориями.
В нем воплощается показатель разработки и реализации бюджетной политики и условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта РФ.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:
Принцип единства – единая денежная система, единая документация, единое финансирование расходов всех уровней, единство принципов бюджетного процесса
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов органами государственной власти.
Самостоятельность
бюджетов – правительство РФ исходит
из того, что сохранение и укрепление единого
государства возможно только на основе
самостоятельности бюджетов РФ и бюджетов
субъектов РФ, а также участие всех территорий
в финансировании расходов федерального
правительства с применением единых подходов
к формированию доходной части федерального
бюджета. Однако анализ бюджетной работы
показывает, что принцип самостоятельности
пока не отвечает необходимым требованиям
и не получает практического подтверждения.
Это одинаково относится как к региональным,
так и к местным бюджетам. Статья 31 Бюджетного
кодекса РФ регламентирует принципы самостоятельности:
право законодателя (представительных
органов государственной власти и органов
местного самоуправления) на каждом уровне
самостоятельно осуществлять свой бюджетный
процесс; наличие собственных источников
доходов бюджетов каждого уровня определяется
в соответствии с законодательством; закрепление
регулируемых доходов бюджетов на основе
законодательства, а также полномочий
по формированию доходов в соответствии
с кодексом; право органов государственной
власти и органов местного самоуправления
самостоятельно в соответствии с бюджетным
кодексом определять направления расходования
средств бюджета; право органов государственной
власти и органов местного самоуправления
самостоятельно определять источники
покрытия дефицита бюджета, если он имеется;
недопустимость изъятия доходов из сумм
превышения доходов над расходами, а также
сумм по экономии; недопустимость компенсации
потерь за счет других бюджетов
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а
также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств
государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего
финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета
уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования
бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что
все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета
и поступления из источников финансирования
его дефицита не могут быть увязаны
с определенными расходами
Принцип гласности означает:
• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и
исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность
показателей прогноза социально-экономического развития
соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и
расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных
средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей. Следует обратить внимание, что из всех перечисленных
принципов только принципы
единства, самостоятельности и разграничения
доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы можно отнести к принципам построения
системы. Именно они определяют бюджетную
систему как единое целое.
ЛЕКЦИЯ 4
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА И ЕГО ИСТОЧНИКИ
Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, которые:
Если
брать историю права применительно
к бюджетному процессу, то можно говорить,
что вместе с государством возникло и
право как выражение воли господствующего
класса. Например, в буржуазном государстве
так и происходит - право стоит на службе
этого общества и защищает его интересы.
Каждый из равноправных субъектов Российской
федерации имеет свое законодательство,
что подчеркивает федеративное устройство
России. Но вместе с тем оно основывается
на государственной целостности страны
и на единстве власти.
В состав России, пока, входят 88 субъектов Российской Федерации, из которых:
Республики имеют свое законодательство и конституцию, а все остальные – свои уставы и законодательства.
Российская федерация, а также субъекты, имеют свою сферу компетенции или, как сказано в Конституции, предметы ведения. Если нормативные акты, принятые субъектами РФ, выходят за пределы их компетенции, то они не имеют юридической силы. Источниками бюджетного права являются:
Наибольшее
внимание Конституция Российской федерации
уделяет бюджетной деятельности
государства, что подчеркивает значимость
бюджета, как центрального звена
финансовой системы. В 1998 году был принят
Бюджетный кодекс Российской Федерации
(ФЗ от 31 июля 98 года № 145-ФЗ) как бюджетное
законодательство, регулируемое в государстве
ряд бюджетных отношений.
К бюджетным отношениям относятся:
Следует сказать, что указы Президента РФ, которые также регулируют бюджетные правоотношения, не должны противоречить правовым актам бюджетного кодекса и другим законам. Но если имеются такие противоречия, то за нормативный документ все-таки принимается бюджетный кодекс РФ. Отметим, что акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие. Таким образом, к источникам бюджетного права относятся: