- Конституция
РФ
- Бюджетный
кодекс РФ
- Нормативные
правовые акты Президента РФ
- Нормативные
правовые акты органов исполнительной
и представительной (законодательной)
- Нормативные
правовые акты органов местного самоуправления
Но
все это должно быть в пределах
компетенции этих властных органов.
Правовые акты
по традиции классифицируют по юридическим
свойствам, выделяя из них:
- нормативные
акты, которые устанавливают общие правила
для участников финансовых отношений
- финансово-плановые
акты, значительный массив которых относятся
к бюджетному праву, включающему в свой
состав федеральный бюджет РФ, бюджеты
республик и финансовые планы других финансовых
органов
СУБЪЕКТЫ
И НОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА
В
процессе деятельности по образованию,
распределению централизованных денежных
фондов и муниципальных финансовых
ресурсов, складываются определенные
бюджетные правоотношения между
участниками бюджетного процесса, т.е.
субъектами бюджетного права.
Субъектами бюджетного
права РФ являются:
- государство,
государственные и административно-территориальные
образования, в частности Российская Федерация
в целом
- субъекты
Российской Федерации
- местные административно-финансовые
образования (муниципальные районы, городские
округа, внутригородские территориальные
образования Москвы и Санкт-Петербурга,
сельские поселения)
- органы государственной
власти и управления, участие которых
обязательно в бюджетном процессе. Это
органы представительной и исполнительной
власти федерального уровня. В числе органов
исполнительной власти выступают как
органы общей компетенции, так и специальной
(отраслевой) – министерства, федеральные
агентства, федеральные службы (ФСБ), департаменты,
система финансово-кредитных органов.
- органы государственной
власти субъектов федерации
- Президент
РФ
- Правительство
РФ
- организации-потребители
бюджетных средств
Бюджетные
отношения имеют свои особенности.
Основная особенность заключается
в том, что они (бюджетные отношения)
возникают в процессе планового
образования, распределения и использования
централизованных денежных средств. Другая
особенность в том, что эти отношения создаются
между государством и организациями. Причем
уполномоченный орган власти вправе издавать
предписание, обязательное для исполнения.
Бюджетные отношения всех уровней регулируются
законодательством. Так в статье 1 Бюджетного
кодекса РФ говорится, что Бюджетный кодекс
устанавливает правовой статус участников
бюджетного процесса, правовые основы
порядка и условий привлечения к ответственности
за нарушение бюджетного законодательства
РФ. В России нормативные бюджетные правоотношения
регулируют следующие нормативные акты:
- Указы Президента
РФ
- нормативно-правовые
акты Правительства РФ
- акты исполнительной
власти
- нормативные
правовые акты органов государственной
власти субъектов РФ
- нормативно-правовые
акты органов местного самоуправления
Нормы
бюджетного права по своему содержанию
подразделяются на: материальные и
процессуальные. Материальные нормы
закрепляют структуру бюджетной
системы России, перечень доходов и
расходов, их распределение между бюджетами
различных уровней. Процессуальные бюджетные
нормы регулируют порядок составления,
рассмотрения, утверждения и исполнения
бюджетов государства и местных бюджетов,
а также порядок составления и утверждения
отчета об исполнении бюджета. Совокупность
нормативных актов, содержащих нормы бюджетного
права, образуют бюджетное законодательство.
Бюджетное законодательство
РФ состоит:
- Бюджетного
кодекса РФ
- федеральных
законов РФ о федеральном бюджете на год
- законов субъектов
РФ об их бюджетах
- нормативно-правовых
актов законодательных (представительных)
органов местного самоуправления о местных
бюджетах на год
- иных федеральных
законов и законов субъектов РФ
Закон о бюджете
принимается на финансовый год и
вступает в силу со дня подписания.
Закон о бюджете публикуется немедленно
после его принятия и подписания в установленном
порядке.
2005 год
на обороноспособность – 529 млрд. рублей
параметры бюджета 2005 года:
- доходы бюджета
– 3326 млрд. рублей, это 18 % ВВП
- расходы –
3048 млрд. рублей – 16,3 % ППВ
- профицит
– 278 млрд. рублей – 1,5 % ВВП
- объём ВВП
– 18,72 трлн. Рублей
- стабилизационный
фонд на 1 января 2005 года – 574,4 млрд. рублей.
Профицит бюджета на 2006 год утверждён
– 405 млрд. рублей, доходы федерального
бюджета – 4090 млрд. рублей, расходы – 3685
млрд. рублей
ЛЕКЦИЯ 5
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Бюджетный
федерализм – это разграничение
полномочий между центральными органами
власти, властями субъектов федерации
и органами местного самоуправления в
формировании и исполнении бюджетов различных
уровней. Согласно конституции, предметы
ведения и полномочия должны быть разграничены,
что является основным принципом федерализма
(ст.11 Конституции РФ). Согласно статье
71 Конституции РФ, в ведении Российской
Федерации находятся: федеральная собственность
и управление ею; федеральный бюджет, федеральные
налоги и сборы; федеральные фонды регионального
развития и так далее. Что касается совместного
ведения, согласно ст. 72 Конституции РФ,
то к этим вопросам относятся:
- вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами.
- разграничение
государственной собственности и так
далее.
Органы
местного самоуправления самостоятельно
управляют своей собственностью, формируют,
утверждают и исполняют местные бюджеты,
а также устанавливают местные налоги,
сборы, охраняют общественный порядок
и так далее. Органы местного самоуправления,
в соответствии со ст.132 Конституции РФ,
могут наделяться отдельными государственными
полномочиями и, соответственно, для осуществления
этих полномочий наделяются материальными
и денежными ресурсами. Реализация переданных
полномочий подконтрольна государству.
Несмотря на то, что развитие федерализма
и дает какие-то положительные результаты,
но и наряду с этим имеются недостатки,
которые проявляются в несоответствии
законов и решений субъектов РФ нормам
федерального законодательства. И самое
неприятное и непонятное в этом – несоблюдение
федеральных законов в ряде регионов.
В связи с этим, для укрепления вертикальной
исполнительной власти, осуществления
контроля за исполнением федеральных
законов, в России создано 7 федеральных
округов. Согласно Указу Президента РФ,
назначено 7 полномочных представителей,
выполняющих следующие функции:
- обеспечение
координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти в федеральном
округе
- организация
контроля за исполнением федеральных
законов, указов, распоряжений президента,
а также правительства за реализацией
федеральных программ в соответствующем
округе
- и так далее.
Бюджетный
федерализм реализуется главным
образом в ходе бюджетного процесса
при формировании бюджетных доходов
и расходов. Бюджетный федерализм
основан на следующих принципах:
- законодательном
разграничении полномочий
- обеспечении
органов власти соответствующего уровня
необходимыми финансовыми ресурсами для
выполнения возложенных на них функций
- выравнивании
доходов по горизонтали и вертикали всех
звеньев бюджетной системы (перераспределение
– трансферты, субсидии…..)
- самостоятельности
и равноправии каждого бюджета. Этот принцип
предполагает самостоятельность бюджетного
процесса, определение использования
средств, подконтрольности исполнения
бюджета соответствующим представительным
органам власти
- организации
межбюджетных отношений в рамках бюджетной
системы РФ
В основе
межбюджетных отношений лежат следующие
положения:
- распределение
и закрепление расходов бюджетов по определенным
уровням
- разграничение
регулируемых доходов по уровням бюджетной
системы РФ
- равенство
бюджетных прав субъектов Российской
Федерации, равенства бюджетных муниципальных
образований
- выравнивание
уровней минимальной бюджетной базы субъектов
РФ во взаимоотношении с федеральным бюджетом
- равенство
местных бюджетов во взаимоотношениях
с бюджетами субъектов РФ
Межбюджетные
отношения строятся в соответствии
с федеральным законом от 20 августа
2004 года №120-ВФЗ. Проблемы бюджетного федерализма
могут решаться, главным образом,
во время осуществления бюджетного
процесса.
РОЛЬ
БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОНЯТИЯ
И РОЛЬ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Бюджетные
права представляют собой полномочия
(компетенцию) различных субъектов
бюджетного права. Принадлежность бюджетных
прав государственной власти на федеральном
уровне придает им особый характер, который
отличает их от прав субъектов Российской
Федерации. Бюджетные права Российской
федерации обеспечивают:
- создание
финансовой базы, без которой нельзя достичь
государственного суверенитета, а, следовательно,
нельзя выполнять конституционные задачи.
- посредством
бюджетных прав Российской Федерации
проводится единая бюджетно-финансовая
политика на территории всей страны.
- статья 74
Конституции Российской Федерации не
допускает на территории Российской федерации
установления таможенных границ, пошлин,
сборов или каких-либо других препятствий
для свободного перемещения товаров, ус
луг и финансовых средств, что обеспечивает
единство экономического пространства.
- статьей 75
Конституции РФ установлено единство
денежной системы. Денежная единица РФ
– рубль. Денежная эмиссия осуществляется
исключительно Центральным Банком РФ,
единственным эмиссионным центром. Коммерческие
банки эмитируют ценные бумаги. Защита
и обеспечение устойчивости рубля – основная
задача Банка России, которую он осуществляет
независимо от других органов государственной
власти.
Бюджетные
права Российской федерации реализуются
органами государственной власти (Государственной
Думой, Советом федерации, Президентом
РФ, Правительством РФ). Бюджетные права
РФ также выражаются в праве получать
бюджетные доходы, распределять бюджетные
средства и исполнять самостоятельно
утвержденный бюджет.
КОМПЕТЕНЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ В РЕГУЛИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЯ
К компетенции
этих органов относится:
- установление
общих принципов организации бюджетной
системы
- разграничение
налогов и других доходов между уровнями,
распределение доходов от федеральных
налогов и сборов
- разграничение
полномочий по осуществлению расходов
между уровнями бюджетной системы
- определение
основ составления и рассмотрения проектов
бюджетов всех уровней бюджетной системы,
а также утверждение отчетов об исполнении
и осуществлении контроля за их исполнением
- определение
основ формирования доходов, осуществление
расходов из бюджетов всех уровней бюджетной
системы
- определение
основ государственных и муниципальных
заимствований, управление государством
и муниципальным долгом
- право установления
порядка, составления и рассмотрения проекта
федерального бюджета
- установление
порядка проведения контроля как за исполнением
бюджета, так и за составлением отчетности
- право предоставления
кредита иностранным государствам, управления
государственным долгом
- установление
порядка формирования доходов федерального
бюджета и бюджетов внебюджетных фондов
- установление
порядка и условий предоставления финансовой
помощи и бюджетных ссуд из федерального
бюджета субъектам РФ
- формирование
обеспечения погашения и обслуживания
внешнего долга
- определение
порядка формирования государственных
внебюджетных фондов и управление их деятельностью
- установление
оснований и порядка привлечения к ответственности
за нарушение бюджетного законодательства