Лекции по курсу бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 11:29, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ 6

СУЩНОСТЬ  РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

     Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

     По  своему материально-вещественному  воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они находят свое отражение в функциональной классификации бюджетных расходов.

Посредством такой  формы функционирования бюджета, как  бюджетные расходы образуются доходы нетрудоспособных граждан и оказывается поддержка другим социально-незащищенным слоям населения. Само же воздействие на величину указанных выплат регулирует меру потребления данных групп населения в соответствии с экономическими возможностями общества. Бюджетные расходы способны оказывать активное влияние на формирование экономического роста,

приоритетное  финансирование научных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизацию  структуры материального производства, сглаживание региональных диспропорций. В этом проявляется регулирующая роль расходов бюджета.

Основным приоритетом  бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе  останутся расходы на социальную сферу, систему социальной защиты малоимущего  населения и инвестиций в человеческий капитал.

Формирование  «социального бюджета» будет основано на принципах социальной политики.

Политика государства  в области расходов на социальную сферу подразумевает:

• повышение  реального уровня пенсий с одновременным  обеспечением краткосрочной и долгосрочной устойчивости пенсионной системы;

• существенное снижение уровня бедности за счет обеспечения  необходимой социальной помощи;

106

• сохранение существующих льгот ветеранам войны, инвалидам, участникам ликвидации последствий  аварии на Чернобыльской АЭС, детских пособий (с обязательной проверкой нуждаемости), а также перевод большинства из них в денежную форму;

• выплату жилищных субсидий домохозяйствам, расходы которых  на жилищно-коммунальные услуги превышают  законодательно установленные нормы (с учетом ликвидации дотаций предприятиям ЖКХ и перекрестного субсидирования);

• повышение  реальной заработной платы учителей и врачей, а также техническое  переоснащение образовательных  и медицинских учреждений;

• обеспечение  текущих материальных расходов бюджетных организаций в соответствии с установленными нормами;

• необходимые  государственные инвестиции в социальную сферу.

Кроме того, в  бюджете, как правило, предусматриваются  ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации.

Классификация расходов бюджетов

     Экономическая сущность расходов бюджетов проявляется во многих видах расходов, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

     Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов

обусловлено целым  рядом факторов:

• природой и  функциями государства;

• уровнем социально-экономического развития страны;

• разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой;

• административно-территориальным  устройством государства;

• формами предоставления бюджетных средств и т. п.

     Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

     По  роли в общественном воспроизводстве  расходы

государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. В этом случае по экономическому содержанию выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

     Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные

устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

     Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные

цели юридическим  лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным  воспроизводством, расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается  имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в

соответствие  с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных  расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются ФЗ-181 от 26 ноября 1998 г. Он используется для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные

инвестиционные  проекты, либо путем предоставления им государственных гарантий, либо путем непосредственного выделения  им средств на условиях возвратности, срочности, платности.

     Источниками средств бюджета развития являются:

• внутренние и  внешние заимствования РФ на инвестиционные цели;

• часть доходов  федерального бюджета от продажи  и

использования имущества, находящегося в федеральной  собственности;

• отчислений части  поступлений в федеральный бюджет от

размещения государственных  ценных бумаг и др.

     
    Управление бюджетом развития осуществляется Правительство РФ (через Министерство экономического развития и торговли РФ).

Начиная с 2001 г. формирование бюджета развития с  расходной части

федерального  бюджета не предусматривалось.

     Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Текущие расходы  бюджета субъекта РФ, местного бюджета  не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

     Группировка бюджетных расходов по их общественному

назначению  отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на несколько крупных групп. Как правило, выделяютсяследующие группы расходов:

• финансирование промышленного производства;

• финансирование социально-культурных мероприятий;

• финансирование науки;

• финансирование обороны;

• содержание правоохранительных органов и органов

государственной власти и управления; расходы по

внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов;

• расходы по обслуживанию государственного долга;

• прочие расходы  и выплаты.

     Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно в указанных группах расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. В РФ в расходах федерального бюджета самостоятельно отражаются расходы на целевые региональные

программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы на государственную программу  развития экономики и культуры малочисленных  народов Севера, расходы на программу  развития гражданской авиации, расходы  на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств

бюджета и в  их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной  власти. Каждая из названных групп  расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

     Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе

расходов соответствующее  министерство, другое государственное

учреждение или  юридическое лицо, получающее бюджетные

ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает

наиболее мобильные  изменения в структуре расходов, связанные с

изменением системы  управления.

     Целевой признак позволяет рассмотреть расходы,

подразделяющиеся  на конкретные виды затрат. Классификация  расходов

по целевому назначению создает предпосылки  для рационального

использования бюджетных средств, является необходимой  базой для

осуществления эффективного и действенного контроля за

использованием  бюджетных ассигнований.

Важной проблемой  осуществления целевых бюджетных расходов

является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов

инфляции на современном этапе развития экономики  нашей страны.

Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей

расходов бюджета  в полном объеме с учетом их инфляционного

увеличения. Осуществление  финансирования отдельных статей

расходов бюджета  в соответствии с их инфляционным увеличением, с

одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных

ассигнований  в обеспечении намеченных ими  мероприятиями, а с другой

стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим

совокупный спрос  на продукцию и услуги и в дальнейшем

провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

     Последним признаком классификации расходов является

территориальный признак. В соответствии с уровнем

государственного  управления в РФ расходы бюджета  подразделяются на

расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов

федерации и  расходы местных бюджетов. 

   ЛЕКЦИЯ 7

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ  ФОНДЫ РФ

Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов

 

     В результате ограниченности финансовых ресурсов у государства возникает  необходимость их перераспределения, которое осуществляется в различных  формах (фондовой и нефондовой).

Фонды – экономическая форма распределения стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения относительно обособленных целевых частей в его составе. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные

фонды государства.

     Внебюджетный  фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

Информация о работе Лекции по курсу бюджетная система РФ