Казначейская система исполнения бюджетов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.
Цель курсовой работы - дать характеристику казначейской системы исполнения бюджетов России и исследовать ее особенности.

Задачи курсовой работы:

а) исследовать виды систем исполнения бюджета;

б) расскрыть сущность казначейской системы исполнения бюджета;

в) рассмотреть перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов России.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ.docx

— 82.40 Кб (Скачать)

        На ЕКС учитываются поступившие  доходы от уплаты плательщиками  налогов, сборов и иных платежей  в бюджетную систему РФ и  остатки средств федерального  бюджета, которые подлежат распределению  органами Федерального казначейства  между бюджетами бюджетной системы  и бюджетами внебюджетных фондов.

       В соответствии с законодательством  Российской Федерации органам  федерального казначейства открыты счета для учета бюджетных средств в учреждениях Банка России, а в случае их отсутствия – в кредитных организациях. 

     Процесс казначейского исполнения  бюджета на основе функционирования  ЕКС построен по следующей  схеме.

     Налогоплательщики перечисляют  все налоги и сборы, подлежащие  перечислению в федеральный бюджет на счет по учету налогов и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.

     Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни  бюджетов на территории субъектов Федерации, осуществляется управлениями Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь оперативную информацию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах и сборах.

     Средства на проведение расходов  федерального бюджета перечисляются  Главным управлением Федерального  казначейства в пределах остатка  на ЕКС на основе заявок  УФК и в объеме, необходимом  для проведения расходов федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждения Банка России, которые зачисляются на счет УФК в обязательном порядке в начале следующего операционного дня учреждения Банка России. Операционный день – часть рабочего дня финансово-кредитной организации, отведенная для работы и обслуживания клиентов.

     Финансирование бюджетных учреждений  проводится распорядителями бюджетных  средств через органы казначейства  и отражается на лицевых счетах  получателей бюджетных средств,  открытых в органах казначейства. При этом бюджетные учреждения  и организации не должны иметь  отдельные лицевые счета для  учета средств федерального бюджета  ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем это не ограничивает  в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений по вопросам использования выделенных им средств в соответствии с бюджетной росписью.

   УФК оплачивает расходы федерального бюджета  получателям бюджетных средств в течение операционного дня учреждения Банка России в пределах имеющихся средств на лицевом счете, весь неиспользованный остаток в конце операционного дня перечисляет на ЕКС.

     Для выдачи бюджетным учреждениям  и организациям, лицевые счета  которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы ОФК открывает счет в учреждениях Банка России или в кредитной организации, который в конце дня «обнуляется», и неиспользованный остаток перечисляется на счет УФК.

     На ЕКС поступают доходы федерального  бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С единого казначейского счета ежедневно ГУФК перечисляет средства УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации и нарастающим итогом с начала года осуществляется ГУФК в Главной книге Казначейства, которая является основным учетным регистром.

   Переход на новую информационную технологию в условиях единого казначейского счета позволяет:

- исключить  возможность открытия счетов  казначейства по учету расходов  федерального бюджета в коммерческих банках и, следовательно, возможность использования этими банками средств федерального бюджета в своих целях не по назначению;

- с учетом  большой концентрации финансовых  ресурсов и потоков в региональных центрах субъектов Российской Федерации достигнуть увеличения скорости прохождения платежей на финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств;

- сконцентрировать в УФК все операции по расходованию средств с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств, находящихся в субъектах Федерации;

-  в условиях подключения к системе обмена электронными платежными документами Главного управления Центрального банка РФ организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств, расходуемых распорядителями бюджетных средств со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства;

- при наличии региональной базы данных по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств региона, которая в любой момент достоверно отражает состояние единого расходного счета УФК, состояние и проведение операций по всем лицевым счетам распорядителей бюджетных средств в течение бюджетного года, оперативно готовить любые отчетные данные по исполнению расходной части федерального бюджета на территории субъектов Федерации.

      В целях эффективного управления  средствами федерального бюджета  и сокращения срока их прохождения  до получателя бюджетных средств,  сохранности, обеспечение централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и получении оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета, возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на ЕКС.

     На  ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевого счета УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации РФ в разрезе субъектов Российской Федерации и нарастающим итогом с начала года осуществляется ГУФК В Главной книге федерального казначейства, которая является основным учетным регистром.

       Концепция функционирования ЕКС  может быть реализована при  условии создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы и повсеместного перевода учреждения Банка России на электронные платежи.

     В сложившихся условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерации на региональном и местном уровнях важное значение приобрело проведение и учет кассовых операций в порядке кассового обслуживания исполнения территориальных бюджетов в едином государственном органе — системе Федерального казначейства, что наряду с требованием соблюдения принципа единства бюджетной системы отвечает сочетанию интересов всех уровней власти. В реализации таких возможностей состоит, прежде всего, социально-экономический эффект от перехода на казначейское исполнение бюджетов.

         Такой порядок дает также возможность  финансовым органам при осуществлении расходов на оплату продукции и услуг, получаемых бюджетным учреждением, оценивать обоснованность отбора их исходя из сравнения с действующими ценами и тарифами на аналогичные продукцию и услуги. Но подобный контроль в частности, через интернет не предусмотрен как обязательный ни бюджетным законодательством, ни другими нормативными правовыми актами, поскольку предполагается, что эти вопросы могут решаться посредством проведения конкурсов. Когда функция по санкционированию расходов бюджетных учреждений, финансируемых из региональных и местных бюджетов, передается по соглашению органам Федерального казначейства, они могут не осуществлять такой контроль. Всё это требует внесения соответствующих корректировок в действующее бюджетное законодательство.

      Проблема сочетания федеральных, региональных и местных интересов в условиях казначейского исполнения бюджетов наилучшим образом может быть реализована при законодательно установленной возможности использования соответствующих вариантов казначейского исполнения бюджетов, предусматривающих принципиальные условия разграничения функций такого их исполнения между территориальными (региональными, местными) органами власти (их финорганами) и органами Федерального казначейства. Такими вариантами могут быть следующие:

     а) первый — в функции региональных и местных исполнительных органов власти (их финорганов) входят организация исполнения и исполнение территориального бюджета с использованием казначейских методов и технологий через единый счет бюджета, за исключением кассового обслуживания, возложенного на органы Федерального казначейства;

     б) второй — при имеющейся возможности  у территориальных органов исполнительной власти финансового обеспечения проведения и учета кассовых операций с использованием казначейских методов и технологий за счет собственных доходов территориальных бюджетов и при наличии в собственности пользовании, управлении  необходимого для этого имущества, а также соблюдении соответствующих стандартов казначейского исполнения бюджетов территориальный орган Федерального казначейства не должен иметь права отказать исполнительному органу власти в передаче ему (непосредственно его финоргану) своей функции по проведению и учету кассовых операций, за исключением операций, не подлежащих передаче при любых вариантах;

     в) третий вариант - в функции территориальных  органов Федерального казначейства входит проведение и учет кассовых операций (кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов), за исключением случаев, когда проведение и учет этих операции передаются по соглашению исполнительным органам власти по их инициативе и при соблюдении последними предусмотренных условий для их передачи. К таким условиям, содержащимся в БК РФ, относятся: финансовое обеспечение их реализации собственными средствами и наличие необходимого для этого имущества. Вместе с тем при их соблюдении не предусматривается обязательность положительного решения со стороны органов Федерального казначейства [ст. 215БК РФ].

     В то же время, при любых вариантах  в компетенцию органов Федерального казначейства должны входить функции по осуществлению в соответствии с нормами бюджетного законодательства распределения поступлений в бюджетную систему РФ между бюджетами разных уровней полностью или в процентных долях с зачислением на счета соответствующих бюджетов, а также открытие лицевых счетов распорядителям и получателям средств регионального и местного бюджетов для учета операций со средствами, контроль за осуществлением которых возложен на органы Федерального казначейства (учет операций  с целевыми межбюджетными трансфертами из федерального бюджета в форме субсидий и субвенций, за исключением направляемых в порядке компенсации произведенных расходов). На современном этапе развития российского государства также установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки региональных и местных бюджетов централизованной системой Федерального казначейства, а также созданными в ряде субъектов РФ самостоятельными региональными и муниципальными казначейскими органами. Процесс развития казначейской системы сдерживается такими факторами, как несовершенство и несогласованность существующей законодательной и нормативно-правовой базы, проблемами в организационно-методической, а также информационно-технологической областях  существующего общества.

        Развивая процедуры управления ЕКС в 2009 году осуществлялась работа по размещению временно свободных средств федерального бюджета на финансовом рынке в виде банковских депозитов. Зарубежный опыт показывает, что управление ликвидностью ЕКС объединяет в себе такие возможности как обеспечение необходимого минимального уровня денежных средств на едином счете и получение дополнительных доходов бюджета за счет размещения временно свободных остатков средств, также позволяет контролировать риски. По оценкам размещение средств на банковских депозитах обеспечило дополнительные поступления доходов на сумму около 30 млрд. руб. В условиях возникающих новых рисков необходимым шагом стали меры по укреплению банковской системы  страны. У Казначейства есть своя ниша и значимая роль казначейской системы состоит в том, чтобы минимизировать объемы обращения наличной денежной массы в секторе государственного управления. Работа по совершенствованию взаимодействия органов Федерального казначейства с банковской системой РФ продолжается постоянно. Совершенствование системы банковских платежей позволит в национальном масштабе ускорить оборачиваемость средств в экономике. Повысить уровень ликвидности в банковском секторе, сократить теневой оборот наличных денежных средств, а в масштабе учреждений оптимизировать структуру и численность, сократить бумажный документооборот.

      В основу деятельности Казначейства  России в 2011году была положена  Стратегическая карта развития  на среднесрочную перспективу,  одобренная  расширенным заседанием  коллегии Федерального казначейства. Рассматривая мероприятия, осуществленные в 2010 году можно подытожить, что из 21 запланированного 3 мероприятия выполнены частично из-за амбициозности поставленных в них задач. В их числе разработка и утверждение административных регламентов, разработка нормативно-правовых актов по обслуживанию государственных внебюджетных фондов, правовое регулирование представления информации по международным стандартам  статистики государственных финансов.

     Минэкономразвития России и Казначейством  России был создан и введен  в промышленную эксплуатацию  с 2010 года Официальный сайт  РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ - www.zakupki.gov.ru. Сайт объединяет в одно целое ранее разрозненные, построенные по различным правилам . Эта работа находилась на особом контроле Минфина РФ, Правительства РФ и Контрольного управления Президента РФ. К компетенции Казначейства было отнесено обеспечение функционирования сайта и выдача сертификатов ключей ЭЦП.

Информация о работе Казначейская система исполнения бюджетов России