Казначейская система исполнения бюджетов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.
Цель курсовой работы - дать характеристику казначейской системы исполнения бюджетов России и исследовать ее особенности.

Задачи курсовой работы:

а) исследовать виды систем исполнения бюджета;

б) расскрыть сущность казначейской системы исполнения бюджета;

в) рассмотреть перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов России.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ.docx

— 82.40 Кб (Скачать)

     Наличие в Министерстве финансов сведений о  состоянии и движении бюджетных  средств по всему спектру показателей  предоставляет ему и главным распорядителям средств широкие возможности для оперативного управления бюджетными ресурсами.

     За  Федеральным казначейством закрепляется кассовое исполнение федерального бюджета. Права главных распорядителей средств бюджета, вертикальная подчиненность бюджетополучателей, экономический и организационный контроль – эта область вне деятельности органов казначейства.

     Можно выделить следующие принципы казначейского  исполнения бюджета:

     - принцип исполнения бюджета через  органы федерального казначейства означает, что регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной подписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагается на центральные и территориальные органы федерального казначейства;

     - принцип единого счета казначейства  заключается в том, что исполнение федерального бюджета осуществляется органами федерального казначейства выполнением всех операций из средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;

     - принцип обеспечения бюджетных  расходов и платежей в пределах  фактического наличия средств  на бюджетном счете. Расходование  бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств со счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу юридических и физических лиц;

     - принцип бюджетной росписи;

     - принцип исполнения доходов предусматривает  следующие обязательные условия: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов, учет доходов и подготовка отчетности о доходах в соответствии с бюджетной классификации.

     - принцип санкционирования расходов;

     - принцип бюджетного учета исполнения  бюджета заключается в том,  что все доходы, средства заимствования,  расходы, дефицит бюджета и  операции в процессе исполнения бюджета регистрируются в регистрах бюджетного учета на основе планов счетов бюджетного учета. Единую методологию бюджетного учета разрабатывает и доводит до территориальных органов федеральное казначейство.

     - принцип представления обязательной  отчетности об исполнении бюджета  означает, что уполномоченные исполнительные  органы государственной власти обязаны представлять оперативный отчет об исполнении бюджета в соответствующие представительные органы государственной власти, контрольно - счетные органы, органы федерального казначейства для составления отчета о консолидированном бюджете Российской Федерации. Годовой отчет об исполнения бюджетов различных уровней утверждается уполномоченным представительным органом власти. Ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета подлежит утверждению Правительством Российской Федерации, а годовой отчет – федеральным законом.

     - принцип иммунитета бюджета заключается  в том, что обращение взысканий  на бюджетные средства осуществляется  только на основании судебного акта,  возмещению подлежат только реальный ущерб в размере недофинансирования.

     - принцип недопустимости размещения  бюджетных средств на банковских депозитах, передачи их в доверительное управление заключается в запрете получения дополнительных доходов бюджета в процессе его исполнения путем размещения средств бюджетов различных уровней на банковских депозитах или передаче их в доверительное управление.

     Основным  принципом, на котором основывается казначейское исполнение бюджета в Российской Федерации - единства кассы,  он предусматривает зачисление на счета казначейства всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и выплату всех предусмотренных бюджетом выплат. Проведение операций, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещается.

       С точки зрения казначейского метода, главное в нем то, что бюджетные средства не только концентрируются для управления ими у финансового органа соответствующего исполнительного органа власти на едином счете (или счетах) данного бюджета, находящихся в учреждении банка, а также с отражением на едином казначейском счете в органе федерального казначейства, но и распределяются до конечных получателей бюджетных средств. Это позволяет иметь также возможность управлять остатками бюджетных средств и устанавливать контроль за обоснованностью цен, тарифов на оплату товаров и услуг.

     При использовании казначейской системы  исполнения бюджета появилась возможность осуществлять детальный учет доходов по кодам бюджетной классификации и получать ежедневную информацию о поступивших доходах. Это, в свою очередь, позволило своевременно регулировать денежные потоки по территориям и, следовательно, обеспечить своевременное финансирование предусмотренных в бюджетном процессе расходов в максимально возможном объеме .

     Органы  казначейства представляют руководству  страны достоверную информацию о  состоянии федерального бюджета  на конкретную дату и в принципе обладают информацией о финансовом состоянии государства, что способствует сосредоточению внимания руководства  страны на коренных проблемах развития государства, помогают в принятии важнейших  управленческих решений.

     В последнее время органы казначейства в различных странах, помимо основных своих функций, связанных с процессом  исполнения бюджетов различных уровней, начинают играть все более активную роль в системе государственных финансов.

     Органы  казначейства становятся некими особенными государственными финансовыми органами, наделенными полномочиями в сфере экономики и государственных финансов. Например, используя временно свободные бюджетные средства, органы казначейства используют их в качестве кредитных ресурсов на межбанковском кредитном рынке, а также для предприятий и организаций.

     Все чаще органы казначейства выходят на рынки капиталов, где являются заемщиками и кредиторами, используя свои кассовые остатки на счетах, включая временно свободные бюджетные средства в депозиты и ценные бумаги, тем самым, обеспечивая дополнительный доход бюджетной сфере.

     Используя институт казначейства, государства  все активнее начинают оказывать  влияние на те сферы финансов и экономики, в которых изначально основную роль играли частные компании.

     Использование свободных денежных бюджетных ресурсов в финансово-кредитной сфере в России уже давно обсуждается на различных уровнях власти.

     Такое становится возможным благодаря  существующему бюджетному порядку  казначейского исполнения бюджета  по расходам.

     Это связано с тем, что обязательства  бюджетополучателей перед своими контрагентами и бюджетные права, выделяемые главными распорядителями бюджетных средств на оплату этих обязательств, исходя из лимитов бюджетных обязательств, могут не совпадать по времени, из-за особенностей заключаемых бюджетополучателями соглашений, контрактов со своими контрагентами.

     Однако, как только главные распорядители  получают информацию о возникших  обязательствах бюджетополучателя, они, реализуя предоставленные им Министерством Финансов свои бюджетные права, отправляют расходные расписания на оплату в территориальные органы Федерального казначейства, которые на основе предоставленной информации учитывают бюджетные права на лицевых счетах, открытых бюджетным организациям, и соответствующего им остатка денежных средств на едином казначейском счете 40105.

     Таким образом, у органов казначейства есть возможность оперировать свободными денежными ресурсами, извлекая из этого  дополнительные преимущества для государства.

     По  моему мнению, сущность казначейского  исполнения бюджетов раскрывается в основном через следующие особенности:

  • функционирование единого счета соответствующего бюджета;
  • осуществление операций по распределению поступлений в бюджетную систему РФ по ее уровням через органы Федерального казначейства на счета соответствующих бюджетов;
  • применение системы лицевых счетов, отражающих движение бюджетных средств на счетах бюджетных организаций, открытых в кредитных учреждениях;
  • доведение финансирования непосредственно (без посредников) до конечных бюджетополучателей;
  • повышение оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств;
  • широкое внедрение автоматизированных систем в расчетах и обеспечении информационных потоков;
  • обязательность осуществления и учета кассовых операций органами Федерального казначейства.

     Все эти составляющие казначейской системы  исполнения бюджетов включают использование  казначейских методов и технологий, в том числе по проведению и  учету кассовых операций: поступлениям и выплатам.

     В настоящее время Правительством Российской Федерации в целях  повышения качества управления государственными финансами реализуется Проект модернизации казначейской системы РФ. Реализация Проекта позволит Правительству РФ располагать ежедневной информацией о поступлениях и выплатах из федерального бюджета по видам доходов и экономическим категориям расходов, централизовать финансовые ресурсы в целях эффективного управления ими и т.д.

     Данный  факт говорит о заинтересованности в совершенствовании казначейской системе исполнения бюджета, а, следовательно, и о заинтересованности в ее сохранении и повышении эффективности.

 

  1. Перспективы развития Казначейской системы исполнения бюджетов    России
 

   Все кассовые операции по исполнению соответствующего бюджета осуществляются органом федерального казначейства от имени и по поручению финансового органа (уполномоченного органа), администратора поступлений, администратора или получателя средств бюджета на основании платежных документов, оформленных ими с учетом положений.

      Кассовые операции учитываются  органом федерального казначейства  по кодам бюджетной классификации  Российской федерации и отражаются  в отчетности, представляемой органом федерального казначейства финансовому органу в соответствии с положениями

      Подводя итоги работы казначейской  системы исполнения федерального  бюджета за последнее десятилетие,  можно рассматривать органы федерального казначейства как ведущий институт управления бюджетными потоками государства с выполнением функций «финансового менеджмента».

      С целью более четкого определения  места и роли органов федерального  казначейства определимся в следующем:  непосредственно оптимальное управление  государственными ресурсами –  это одна из функций правительства, а уже создание условий для эффективного управления государственными финансовыми ресурсами – это конкретная задача, возложенная на федеральное казначейство.

      В рамках данной задачи важным  является вопрос рационального  регулирования финансовых потоков, поступающих в бюджетную систему и распределяемых далее внутри подсистем субъектов РФ между подсистемами муниципальных образований, а затем между бюджетополучателями. 

      Неотъемлемыми элементами работы  Федерального казначейства является  постоянное совершенствование организации  труда, развитие нормативной базы, казначейских технологий. При казначейской  системе процесс исполнения бюджета более детализирован. История развития казначейских органов свидетельствует о присущих этой системе функциях по обеспечению учета доходов и ведение расчетов по операциям со средствами не только федерального бюджета, но и со средствами различных региональных и муниципальных административных образований.

       В основу деятельности современного механизма казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы положен механизм функционировании ЕКС и его взаимодействия с другими счетами бюджетов, а также отражение операций на лицевых счетах, открытых участникам бюджетных отношений. Создание ЕКС по учету доходов и средств федерального бюджета явилось одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета имеет целью централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.

Информация о работе Казначейская система исполнения бюджетов России