Казначейская система исполнения бюджетов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.
Цель курсовой работы - дать характеристику казначейской системы исполнения бюджетов России и исследовать ее особенности.

Задачи курсовой работы:

а) исследовать виды систем исполнения бюджета;

б) расскрыть сущность казначейской системы исполнения бюджета;

в) рассмотреть перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов России.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ.docx

— 82.40 Кб (Скачать)

     - объем бюджетных назначений;

     - гарантированные лимиты финансирования (исходя из степени реальной обеспеченности расходов источниками финансирования, в пределах которых бюджетная единица приобретает право принимать на себя финансовые обязательства);

     - объемы фактически заключенных  соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам);

     - объемы произведенных авансовых  платежей по заключенным договорам;

     - суммы счетов, предъявляемых к  оплате, и объемы других необходимых выплат;

     - сумму средств, причитающихся  к выплате после проверки обоснованности предъявленных счетов-фактур, подтверждения товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ, начисления заработной платы и других видов денежного содержания;

     - сумму фактического перечисления  бюджетных средств со счета.

     Переход России на казначейскую систему исполнения бюджета можно отнести  к положительным  сторонам, так как банковская система  исполнения бюджета является “рисковой”: коммерческие банки разоряются, и  деньги застревают в неплатежеспособном банке. Так же положительным моментом является  законодательное закрепление принципа единства кассы.

     Органы  казначейства представляют руководству  страны достоверную информацию о  состоянии федерального бюджета  на конкретную дату и в принципе обладают информацией о финансовом состоянии государства, что способствует сосредоточению внимания руководства  страны на коренных проблемах развития государства, помогают в принятии важнейших  управленческих решений.

     Используя институт казначейства, государства  все активнее начинают оказывать  влияние на те сферы финансов и экономики, в которых изначально основную роль играли частные компании.

          Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока  денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, доходный и расходный – на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования .  

                                                                      Таблица 1.1

    Недостатки  банковской и преимущества казначейской схем               исполнения бюджетов [4, с.200] 

 
Банковская  схема исполнения бюджетов
 
Казначейская  схема исполнения бюджетов
 
Возможно  нецелевое использование бюджетных  средств
 
Нецелевое использование бюджетных средств  невозможно
 
Выделенные  средства могут не дойти до получателя, поступить с задержкой в пути
 
Выделенные  средства поступают получателям  напдамую в минимальные банковские сроки
 
Косвенный контроль за использованием бюджетных средств осуществляется после прохождения платежей
 
Прямой  контроль за использованием бюджетных средств осуществляется до платежей, нецелевые расходы блокируются
 
Контроль  проводится на основании отчетов  бюджетополучателей
 
Контроль  проводится на основании первичных  платежных документов
 
Информация  об исполнении бюджетов формируется  на основании квартальных отчетов, сведения поступают по операциям  трехмесячной давности
 
Информация  об исполнении бюджетов поступает в  режиме реального времени
 
Бюджетные средства «размыты» по счетам бюджетополучателей, «замороженные» остатки не могут  эффективно использоваться
 
Все бюджетные  средства сконцентрированы на одном  бюджетном счете
 

      В целом, на мой взгляд, к особенностям банковской системы исполнения бюджета можно отнести:

     - доходные счета бюджета и счета бюджетных учреждений открыты в коммерческих банках;

     - бюджетное финансирование перечисляется по цепочке: на счета главных распорядителей, распорядителей, бюджетных учреждений;

     - авансовое финансирование;

     - бюджетные учреждения самостоятельны в заключении договоров;

     - финансовый контроль осуществляется после окончания отчетного периода.

     Таким образом, качество управления финансами при банковской системе исполнения бюджета зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен.

 

  1. Характеристика  казначейской системы исполнения бюджетов России
 

     Указом  Президента РФ от 08.12.1992 г. № 1556 в составе  Министерства финансов РФ было образовано Главное управление федерального казначейства. Таким образом, в Российской Федерации в 1992 г. произошел переход к казначейскому исполнению федерального бюджета.

     Рассмотрим сущность понятия «казначейское исполнение бюджета». В современной научной литературе встречаются различные трактовки данного понятия. Так, Н.Г. Иванова и Т.Д. Маковник дают следующее определение понятия «казначейская система исполнения бюджета»: «…при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств» [8, с. 29]. Данное определение, на наш взгляд, является неточным, поскольку не в полной мере раскрывает сущность казначейского исполнения бюджета, которое не только «осуществляет платежи за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги…», то есть ограничено рамками расходных операций, а также осуществляет управление доходами федерального бюджета, осуществляет контроль за бюджетными потоками и др. 

     По данному вопросу нам более близко мнение С.Е. Прокофьева, который понятие «казначейское исполнение бюджета» рассматривает как «…организационно-финансовую категорию управления государственными финансами и бюджетным процессом, как способ организации государственной казны, кассового исполнения бюджета по расходам и доходам и осуществления бюджетно-финансового контроля» [14, с. 11–12]. 

     Важнейшая роль казначейства – претворить в  жизнь утвержденный федеральный  бюджет и проконтролировать расходование средств.

     С 1 января 2005 года Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным  органом исполнительной власти (федеральной  службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные  функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета  главными распорядителями, распорядителями  и получателями средств федерального бюджета.

       Целью Федерального казначейства является - постепенное утверждение предварительного и текущего контроля с концентрацией всех бюджетных ресурсов в одних руках, в одном банке.

       На  органы казначейства возложены следующие  основные задачи:

       - организация, осуществление и  контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках;

       - регулирование финансовых отношений  между Республиканским бюджетом  Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фонов, контроль за использованием внебюджетных средств;

       - осуществление краткосрочного прогнозирования  объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

       - сбор, обработка и анализ информации  о состоянии государственных  финансов, представление высшим  законодательным и исполнительным  органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Совета Министров - Правительства Российской Федерации по республиканскому бюджету Российской Федерации, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

       - разработка методологических и  инструктивных материалов, порядка  ведения учетных операций по  вопросам, относящимся к компетенции  казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.

     Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным  банком Российской Федерации, общественными  объединениями и иными организациями.

     При казначейской системе процесс исполнения бюджета детализирован. Он позволяет четко контролировать следующие показатели:

     - объемы бюджетных назначений;

     - гарантированные лимиты финансирования (исходя из степени реальной обеспеченности расходов источниками финансирования, в пределах которых бюджетная единица приобретает право принимать на себя финансовые обязательства);

     - объемы фактически заключенных  соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам), объемы произведенных авансовых платежей по заключенным договорам, суммы счетов, предъявляемых к оплате, объемы других необходимых выплат;

     - сумму средств, причитающихся  к выплате после проверки обоснованности предъявленных счетов – фактур, подтверждения оприходования товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ, начисления заработной платы и других видов денежного содержания;

     - сумму фактического перечисления  средств со счета.

     Организация казначейской системы в разных странах различна. В мировой практике используются две основные модели – централизованная и автономная. Централизованная модель предполагает, что федеральное казначейство обслуживает счета не только федерального, но и региональных бюджетов. Для этого может создаваться разветвленная система отделений федерального казначейства в регионах. Подобная модель применяется во Франции. Отличие автономной модели состоит в том, что наряду с федеральным в ней существуют самостоятельные региональные казначейства. К их полномочиям относится ведение операций со средствами бюджетов соответствующих территорий. В качестве примеров использования такой модели можно привести Бразилию. Наличие собственной казначейской системы в регионе позволяет более полно учесть его особенности, открывает перед ним определенную свободу действий при проведении бюджетной политики. Однако, при этом на всех уровнях целесообразно использовать единые технологии учета, расчетов и платежей. Это необходимо для обеспечения единства бюджетной системы страны.

     В России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов.

Информация о работе Казначейская система исполнения бюджетов России