Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа
Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.
Цель курсовой работы - дать характеристику казначейской системы исполнения бюджетов России и исследовать ее особенности.
Задачи курсовой работы:
а) исследовать виды систем исполнения бюджета;
б) расскрыть сущность казначейской системы исполнения бюджета;
в) рассмотреть перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов России.
- объем бюджетных назначений;
-
гарантированные лимиты
- объемы фактически заключенных соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам);
-
объемы произведенных
- суммы счетов, предъявляемых к оплате, и объемы других необходимых выплат;
-
сумму средств, причитающихся
к выплате после проверки
-
сумму фактического
Переход России на казначейскую систему исполнения бюджета можно отнести к положительным сторонам, так как банковская система исполнения бюджета является “рисковой”: коммерческие банки разоряются, и деньги застревают в неплатежеспособном банке. Так же положительным моментом является законодательное закрепление принципа единства кассы.
Органы казначейства представляют руководству страны достоверную информацию о состоянии федерального бюджета на конкретную дату и в принципе обладают информацией о финансовом состоянии государства, что способствует сосредоточению внимания руководства страны на коренных проблемах развития государства, помогают в принятии важнейших управленческих решений.
Используя институт казначейства, государства все активнее начинают оказывать влияние на те сферы финансов и экономики, в которых изначально основную роль играли частные компании.
Применение казначейской системы исполнения
бюджета отличается от банковской прежде
всего тем, что казначейство концентрирует
оба потока денежных средств, которые
возникают в процессе исполнения бюджета,
доходный и расходный – на одном счете.
Такой порядок позволяет существенно
ускорить процесс финансирования .
Недостатки
банковской и преимущества казначейской
схем
исполнения бюджетов [4, с.200]
Банковская схема исполнения бюджетов |
Казначейская схема исполнения бюджетов |
Возможно нецелевое использование |
Нецелевое использование бюджетных |
Выделенные средства могут не дойти до получателя, поступить с задержкой в пути |
Выделенные средства поступают получателям напдамую в минимальные банковские сроки |
Косвенный контроль за использованием бюджетных средств осуществляется после прохождения платежей |
Прямой контроль за использованием бюджетных средств осуществляется до платежей, нецелевые расходы блокируются |
Контроль проводится на основании отчетов бюджетополучателей |
Контроль проводится на основании первичных платежных документов |
Информация об исполнении бюджетов формируется на основании квартальных отчетов, сведения поступают по операциям трехмесячной давности |
Информация об исполнении бюджетов поступает в режиме реального времени |
Бюджетные средства «размыты» по счетам бюджетополучателей, «замороженные» остатки не могут эффективно использоваться |
Все бюджетные средства сконцентрированы на одном бюджетном счете |
В целом, на мой взгляд, к особенностям банковской системы исполнения бюджета можно отнести:
- доходные счета бюджета и счета бюджетных учреждений открыты в коммерческих банках;
- бюджетное финансирование перечисляется по цепочке: на счета главных распорядителей, распорядителей, бюджетных учреждений;
- авансовое финансирование;
- бюджетные учреждения самостоятельны в заключении договоров;
- финансовый контроль осуществляется после окончания отчетного периода.
Таким образом, качество управления финансами при банковской системе исполнения бюджета зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен.
Указом Президента РФ от 08.12.1992 г. № 1556 в составе Министерства финансов РФ было образовано Главное управление федерального казначейства. Таким образом, в Российской Федерации в 1992 г. произошел переход к казначейскому исполнению федерального бюджета.
Рассмотрим сущность понятия «казначейское исполнение бюджета». В современной научной литературе встречаются различные трактовки данного понятия. Так, Н.Г. Иванова и Т.Д. Маковник дают следующее определение понятия «казначейская система исполнения бюджета»: «…при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств» [8, с. 29]. Данное определение, на наш взгляд, является неточным, поскольку не в полной мере раскрывает сущность казначейского исполнения бюджета, которое не только «осуществляет платежи за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги…», то есть ограничено рамками расходных операций, а также осуществляет управление доходами федерального бюджета, осуществляет контроль за бюджетными потоками и др.
По данному вопросу нам более близко мнение С.Е. Прокофьева, который понятие «казначейское исполнение бюджета» рассматривает как «…организационно-финансовую категорию управления государственными финансами и бюджетным процессом, как способ организации государственной казны, кассового исполнения бюджета по расходам и доходам и осуществления бюджетно-финансового контроля» [14, с. 11–12].
Важнейшая
роль казначейства – претворить в
жизнь утвержденный федеральный
бюджет и проконтролировать
С 1 января 2005 года Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Целью Федерального казначейства является - постепенное утверждение предварительного и текущего контроля с концентрацией всех бюджетных ресурсов в одних руках, в одном банке.
На органы казначейства возложены следующие основные задачи:
- организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках;
-
регулирование финансовых
-
осуществление краткосрочного
-
сбор, обработка и анализ информации
о состоянии государственных
финансов, представление высшим
законодательным и
- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.
Федеральное
казначейство осуществляет свою деятельность
непосредственно и через свои
территориальные органы во взаимодействии
с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, Центральным
банком Российской Федерации, общественными
объединениями и иными
При казначейской системе процесс исполнения бюджета детализирован. Он позволяет четко контролировать следующие показатели:
- объемы бюджетных назначений;
-
гарантированные лимиты
- объемы фактически заключенных соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам), объемы произведенных авансовых платежей по заключенным договорам, суммы счетов, предъявляемых к оплате, объемы других необходимых выплат;
-
сумму средств, причитающихся
к выплате после проверки
-
сумму фактического
Организация казначейской системы в разных странах различна. В мировой практике используются две основные модели – централизованная и автономная. Централизованная модель предполагает, что федеральное казначейство обслуживает счета не только федерального, но и региональных бюджетов. Для этого может создаваться разветвленная система отделений федерального казначейства в регионах. Подобная модель применяется во Франции. Отличие автономной модели состоит в том, что наряду с федеральным в ней существуют самостоятельные региональные казначейства. К их полномочиям относится ведение операций со средствами бюджетов соответствующих территорий. В качестве примеров использования такой модели можно привести Бразилию. Наличие собственной казначейской системы в регионе позволяет более полно учесть его особенности, открывает перед ним определенную свободу действий при проведении бюджетной политики. Однако, при этом на всех уровнях целесообразно использовать единые технологии учета, расчетов и платежей. Это необходимо для обеспечения единства бюджетной системы страны.
В России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов.
Информация о работе Казначейская система исполнения бюджетов России