Казначейская система исполнения бюджетов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.
Цель курсовой работы - дать характеристику казначейской системы исполнения бюджетов России и исследовать ее особенности.

Задачи курсовой работы:

а) исследовать виды систем исполнения бюджета;

б) расскрыть сущность казначейской системы исполнения бюджета;

в) рассмотреть перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов России.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ.docx

— 82.40 Кб (Скачать)

     Введение

 

     Значимость  исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление  администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.

     Для общества не безразлично, как быстро и эффективно формируются и используются средства, объемы которых ограничены рамками закона, достаточна ли ликвидность счетов средств отдельных бюджетов.

     Экскурс в историю исполнения бюджета России и современная система исполнения бюджетов в Российской Федерации свидетельствует в пользу казначейской системы, так как нецелевое использование бюджетных средств может быть сведено до минимума. Выделенные средства доходят до получателей в минимальные сроки, прямой контроль за использованием бюджетных средств ведется до осуществления платежей, нецелевые расходы блокируются, контроль движения бюджетных средств основан на первичных документах, информация об исполнении бюджетов поступает в реальном режиме времени; бюджетные средства сконцентрированы на едином счете бюджета.

     Синтез  преимуществ казначейской системы  исполнения бюджета в современной России обеспечивается нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации Казначейством (федеральной службой) Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с четко установленными правилами открытия и ведения лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета и распределения поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, исполнения федерального бюджета по доходам и расходам, составления отчетности об исполнении и контроля исполнения федерального бюджета, т.е. ведением казначейского дела.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является казначейская система исполнения бюджета.

     Предмет курсовой работы – принципы и особенности организации казначейской системы исполнения бюджета.

     Цель  курсовой работы - дать характеристику казначейской системы исполнения бюджетов России и исследовать ее особенности.

     Задачи  курсовой работы:

     а) исследовать виды систем исполнения бюджета;

     б) расскрыть сущность казначейской системы исполнения бюджета;

     в) рассмотреть перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов России.

     Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Системы исполнения бюджета, их виды, преимущества и          недостатки

     Исполнение  бюджета - это процесс, который обеспечивает полное своевременное поступление  доходов в целом и по каждому  источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах, утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

     В мировой практике известны следующие  системы исполнения бюджетов:

     - казначейская, при которой на казначейство возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;

     - банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов вы-полняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);

     - смешанная, для которой характерно  обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральным банком.

     Банковская  система исполнения бюджетов в России действовала с 1918г. Эта система  посредством Государственного банка  обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.

     При банковской системе исполнения федерального бюджета по доходам основными участниками этого процесса были: налогоплательщики, банки, налоговые органы, Центральный банк РФ и Минфин РФ.

     Средства  налогоплательщиков поступали на счета  налоговых органов, открытых в Центральном  банке РФ или коммерческих банках. Один раз в пять дней банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация в эти же сроки поступала в Минфин РФ.

     В отчетности Центрального банка РФ не была предусмотрена детализация доходов в соответствии с бюджетной классификацией, в ней выделялись лишь основные доходные источники.

     Функция налоговых органов в исполнении бюджета по доходам состояла в распределении регулирующих сумм и учете поступлений доходов в бюджет. Государственная налоговая служба два раза в месяц осуществляла сбор информации о поступивших налогах и иных сборах на территории РФ, обобщала ее и представляла в Министерство финансов.

     Действовавшая система учета доходов не позволяла  своевременно получать информацию об объемах поступивших доходов, что отрицательно сказывалось на точности краткосрочных прогнозов о налогах и платежах, установлении реальных лимитов по расходам, предусмотренным в бюджете, а следовательно, и на своевременности финансирования.

     Кроме того, не была обеспечена идентичность данных отчетности Госналогслужбы РФ и Центробанка РФ вследствие неполноты учета доходов органами налоговой службы и отсутствия сверки.

     Исполнение  бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: первая – выделение объемов бюджетных назначений и вторая – осуществление кассовых расходов бюджетополучателям.

     Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществля-лось в основном через коммерческие банки, что давало возможность последним «прокручивать» эти средства, участвовать на рынке ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств.

     С выходом экономики из рамок централизованного  планирования стала изменяться банковская система.

     Образование коммерческих банков и переориентация функций Центрального банка РФ привели к тому, что был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств.

     Как результат, возникли задержки в перечислении бюджетных средств, допускалось  их нецелевое использование.

     Кроме того, существенным недостатком банковского  исполнения бюджета стало наращивание инфляционных процессов, так как кредитование дефицита бюджета осуществлялось автоматически и носило эмиссионный характер.

     Суммы бюджетного финансирования поступали  на счета главных распорядителей, т.е. министерств и ведомств, и перераспределялись далее с помощью коммерческих банков.

     Банковская  система многоступенчата, что замедляло  скорость прохождения средств. В известной степени Минфин РФ, как главный распорядитель бюджетных ассигнований, был лишен возможности контролировать прохождение и целевое использование этих средств. [4, c. 232]

     Если  говорить об исполнении доходной части  федерального бюджета, то выход налоговых  органов из подчинения Минфину РФ привел к ведомственному разрыву в передаче информации, необходимой для оперативного управления процессом исполнения федерального бюджета.

     По  каналам Государственной налоговой  службы РФ стали проходить главным  образом сведения о начисленных  суммах налоговых платежей; в то же время Минфин РФ лишился возможности  своевременно получать от своих территориальных органов достоверную информацию о фактически перечисляемых в доход федерального бюджета суммах, что приводило к задержке реального финансирования. [10, c. 12]

     Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике и дефицита бюджетных средств использование банковской схемы исполнения бюджета привело к следующим негативным последствиям:

     -наблюдалась  низкая оперативность в зачислении  доходов, а отсутствие единой методики распределения регулирующих налогов лишало эффективности процесс управления бюджетными ресурсами;

     -отсутствовала  оперативная информация о полученных  доходах и проведенных расходах. Как следствие, было затруднено точное определение потребности в заемных средствах;

     -в  ходе исполнения бюджета фиксировались  лишь два показателя: объемы бюджетных назначений и суммы фактического платежа, что исключало возможность разумного маневра средствами федерального бюджета;

     -усложнился  контроль за целевым использованием бюджетных средств распорядителями кредитов, существовала возможность нецелевого использования и злоупотреблений;

     -«пробег»  бюджетных средств до конечных  получателей был недопустимо долог, следствием этого являлся срыв сроков выплаты заработной платы и социально значимых выплат, что приводило к росту социальной напряженности;

     -сложился  высокий уровень остатков бюджетных  средств на счетах коммерческих  банков.

     К середине 1992 года процесс исполнения бюджета Российской Федерации практически вышел из-под контроля Правительства РФ.

     Анализ  результатов исполнения бюджета  показывал, что в начале 90-х годов  в России назрела необходимость  более четкой реализации функций, связанных  с пополнением государственной  казны и обеспечением подконтрольности расходования ее ресурсов.

     На  этапе перехода к рыночной системе  отношений государству необ-ходимо найти новые формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными. 

     Решением  Правительства «О мерах по ускорению  перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» № 1082от 28 августа 1997 г. была установлена плата в размере 0,5 средневзвешенной доходности по государственным краткосрочным облигациям со сроком погашения от 30 до 60 дней за использование коммерческими банками ресурсов на счетах по учету доходов и средств федерального бюджета. Указанные обстоятельства привели к отказу от банковской системы исполнения бюджетов и возврату к прежней, казначейской.

     Казначейское  исполнение бюджета в Российской Федерации основывается на принципе единства кассы, предусматривающем зачисление на счета казначейства всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и выплату всех предусмотренных бюджетом выплат. [9, с.139].

     Казначейская  система исполнения  бюджета позволяет:

     - повысить эффективность использования  бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования;

     - снизить стоимость обслуживания  внутреннего долга путем увеличе-ния точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля;

     - ускорить оборачиваемость бюджетных  средств за счет сокращения  пробега средств от распорядителя  до конечных получателей.

     В исполнении бюджетов принимают участие  все органы государственной власти и местного самоуправления, организации, учреждения  которые являются плательщиками или получателями бюджетных средств [4, c.110].

     В систему органов, обладающих полномочиями по исполнению бюд-жетов, входят финансовые органы,  Центральный банк  РФ, органы государственного финансового контроля.

     При казначейской системе процесс исполнения бюджета гораздо более детализирован. Он позволяет четко контролировать следующие показатели:

Информация о работе Казначейская система исполнения бюджетов России