Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение финансового обеспечения муниципальных образований на примере города Барнаула, а также разработка практических рекомендаций по получению дополнительных финансовых средств в муниципальных образованиях на современном этапе.
1 Финансовые средства муниципальных образований 5
1.1 Местный бюджет как ключевое звено в структуре муниципальных финансов 5
1.2 Источники финансовых средств муниципальных образований 9
1.3 Возможные проблемы формирования доходов местных бюджетов 14
2 Анализ источников финансовых средств города Барнаула за 2008-2010 годы 16
2.1 Бюджет города Барнаула 16
2.2 Анализ доходов бюджета города Барнаула за 2008 – 2010 годы 19
3 Проблемы формирования бюджета города Барнаула и пути их преодоления 26
Заключение 32
Список использованных источников 35
Для повышения налоговых доходов бюджета органы МСУ должны улучшать инвестиционного и инновационный климат. Развивать транспортную инфраструктуру для привлечения предприятий-гигантов, которые потом станут крупнейшими налогоплательщиками. Активное использование налоговых льгот, для новых предприятий на стадии становления. [30]
Органам местного самоуправления необходимо развивать налоговую культуру: воспитывать законопослушных налогоплательщиков и формировать позитивное отношение общества к уплате налогов как к конституциональной обязанности гражданина. [27]
Однако, как показал анализ бюджета города Барнаула, налоговые доходы, составляют лишь половину доходов бюджета. Существует проблема отсутствия систематизированного учета неналоговых поступлений и неэффективное использование муниципального имущества, что является причиной низких неналоговых доходов: их доля в структуре доходов бюджета не превышает и 15 %.
Поэтому органам местного самоуправления целесообразно составить реестр муниципального имущества, установить его инвентаризационную стоимость и возможности использования с максимальной эффективностью. Например, ставки арендной платы за пользование муниципальным имуществом могут устанавливаться с учетом его места расположения, комфортности, транспортной доступности и других критериев, повышающих его привлекательность. При этом важно, чтобы пользователь муниципального имущества частично или полностью нес бремя по его текущему или капитальному содержанию. Необходим постоянный контроль за использованием муниципального имущества: проведение проверок по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности исчисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества; осуществление контроля за передачей в субаренду земельных участков и муниципального имущества. [20, 29]
Увеличение муниципальных предприятий в тех направлениях, которые в данный момент регулируются муниципальным образованием города Барнаула - один из путей улучшения формирования доходной базы местного бюджета.
Но
местным органам власти следует
регулярно оценивать
Качественное управление муниципальной собственностью, постоянный контроль за эффективностью ее использования является серьезным резервом пополнения доходов бюджетов муниципальных образований.
На практике, проблема недостаточности доходов бюджетов муниципальных образований проявляется в том, весомая часть местных бюджетов формируется за счет межбюджетных трансфертов. Бюджет города Барнаула является дотационным, ведь доля безвозмездных поступлений в структуре доходов в 2010 году составила 33%. Однако, при повышении налоговых и неналоговых доходов предложенными методами, структура бюджета существенно изменится и потребность в межбюджетных трансфертах сократится.
Также, в какой-то мере может помочь увеличить расходы на решение актуальных для города социальных проблем секвестирование бюджета - урезание некоторых статей, в частности статей на содержание административного аппарата.
Не используется в городе Барнауле такой эффективный метод получения дополнительных доходов и инвестиций как выпуск ценных муниципальных бумаг, в частности, можно было бы организовать муниципальный заем. [21]
Таким образом, в городе Барнауле, как и в других муниципальных образованиях РФ, основной проблемой является недостаточное количество источников финансовых средств.
В рамках исследованной проблемы, можно сделать вывод, что законодательная база, регулирующая формирование и использование местного бюджета многообразна, но несовершенна как с точки зрения взаимоотношений центра и территорий, а также распределения налогов между центом и территорией.
С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и бюджета г. Барнаула можно внести следующие предложения:
а) Наделить органы МСУ дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их контролю и использованию.
б) Повысить собираемость существующих налогов на местном уровне, зачислять НДФЛ по месту жительства, а не работы.
в) Как можно шире развивать предпринимательство. Многие ученые считают, что предпринимательство - это единственный способ увеличить местные доходы путем увеличения не количества налогов, сколько за счет количества предпринимателей.
г) Увеличить получение собственных доходов за счет следующих источников:
-развивать рыночную инфраструктуру муниципальной собственности, создать дополнительный комплекс собственных предприятий муниципальной собственности;
-выпускать ценные муниципальные бумаги, организовать муниципальный заем;
-провести
секвестирование бюджета: урезать статьи
на содержание административного аппарата
города и перенести затраты на проведение
вышеизложенных мероприятий или другие
необходимые нужды.
Основным звеном в структуре муниципальных финансов является местный бюджет. Он наиболее полно отражает состояние финансовых ресурсов муниципального образования и предназначен для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Муниципальный бюджет играет большую роль в осуществлении социальной и экономической политики государства, в решение стратегических задач развития муниципального образования и его приоритетных отраслей.
Основными доходными источниками органов местного самоуправления являются собственные доходы и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Собственные доходы формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных и безвозвратных перечислений. Важную роль в формировании доходов местных бюджетов играют неналоговые доходы, но основным источником формирования доходной части городского бюджета являются налоговые доходы. К сожалению, сегодня, полностью в бюджет муниципальных образований зачисляют всего два местных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Но данных источников муниципальным образованиям недостаточно для формирования доходов бюджета, способных покрыть все расходы, поэтому большинство местных бюджетов нуждаются в перечислениях из вышестоящих бюджетов, которые осуществляется в виде дотаций, субвенций и субсидий.
Поэтому, необходимо создать условия, стимулирующие органы местного самоуправления к развитию собственной доходной базы и, в первую очередь, к росту налогового потенциала соответствующих территорий, к повышению собираемости местных налогов, развитию налоговой культуры общества, снижению дотаций, субвенций и субсидий, ограничивающих самостоятельность органов МСУ.
Бюджету г. Барнаула как регионального центра отводится особая роль, ведь органам власти приходится решать проблемы, как города, так и краевого центра, т.к. на его территории находится большое количество объектов краевого значения.
Анализируя данные формирования доходов бюджета города Барнаула в период с 2008 по 2010 год, можно сделать вывод, что на протяжении последних лет финансовая самостоятельность бюджета увеличивается. Доля собственных доходов в структуре доходов бюджета возрастают с каждым годом, а объем дотаций и субсидий за анализируемый период, сократился на 24% и 22 %, соответсвенно. За счет роста доходов, ежегодно возрастает бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя.
Структура бюджета ежегодно остается неизменной: половина бюджета наполняется за счет налоговый поступлений, около 35% за счет безвозмездных поступлений и только 15% за счет неналоговых поступлений. В 2010 году налоговых и неналоговых доходов поступило на 19,2% выше уровня 2009 года.
Среди налоговых поступлений лидируют федеральные налоги сборы, из них наибольший доход бюджету города Барнаула принесли отчисления по налогу на прибыль и НДФЛ. В 2008-2010 гг. удельный вес местных налогов и сборов в общей сумме налоговых поступлений в городской бюджет составлял соответственно 9%, 11,4% и 17%. Наибольший прирост среди местных налогов дали поступления по земельному налогу, связанное с увеличением кадастровой стоимости земли в 2010году. Таким образом, основной рост доходов бюджета города Барнаула сложился за счет налоговых поступлений.
Экономическая характеристика исследуемого объекта и его бюджета показала, что существует недостаток собственных средств бюджета, хотя и наметилась тенденция к их увеличению.
С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и бюджета г. Барнаула можно внести следующие предложения:
1) Наделить органы МСУ дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их контролю и использованию.
2) Повысить собираемость существующих налогов на местном уровне, зачислять НДФЛ по месту жительства, а не работы.
3) Как можно шире развивать предпринимательство. Многие ученые считают, что предпринимательство - это единственный способ увеличить местные доходы путем увеличения не количества налогов, сколько за счет количества предпринимателей.
4) Увеличить получение собственных доходов за счет следующих источников:
-развивать
рыночную инфраструктуру
-выпуск ценных муниципальных бумаг, организовать муниципальный заем;
-провести
секвестирование бюджета:
Информация о работе Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании