Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение финансового обеспечения муниципальных образований на примере города Барнаула, а также разработка практических рекомендаций по получению дополнительных финансовых средств в муниципальных образованиях на современном этапе.

Содержание

1 Финансовые средства муниципальных образований 5
1.1 Местный бюджет как ключевое звено в структуре муниципальных финансов 5
1.2 Источники финансовых средств муниципальных образований 9
1.3 Возможные проблемы формирования доходов местных бюджетов 14
2 Анализ источников финансовых средств города Барнаула за 2008-2010 годы 16
2.1 Бюджет города Барнаула 16
2.2 Анализ доходов бюджета города Барнаула за 2008 – 2010 годы 19
3 Проблемы формирования бюджета города Барнаула и пути их преодоления 26
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

Курсовик бюджет.docx

— 196.79 Кб (Скачать)

     Для  повышения налоговых доходов  бюджета органы МСУ должны улучшать инвестиционного и инновационный климат. Развивать транспортную инфраструктуру для привлечения предприятий-гигантов, которые потом станут крупнейшими налогоплательщиками. Активное использование налоговых льгот, для новых предприятий на стадии становления. [30]

     Органам местного самоуправления необходимо развивать налоговую культуру: воспитывать законопослушных налогоплательщиков и формировать позитивное отношение общества к уплате налогов как к конституциональной обязанности гражданина. [27]

     Однако, как показал анализ бюджета города Барнаула, налоговые доходы, составляют лишь половину доходов бюджета. Существует проблема отсутствия систематизированного учета неналоговых поступлений и неэффективное использование муниципального имущества, что является причиной низких неналоговых доходов: их доля в структуре доходов бюджета не превышает и 15 %.

     Поэтому органам местного самоуправления целесообразно составить реестр муниципального имущества, установить его инвентаризационную стоимость и возможности использования с максимальной эффективностью. Например, ставки арендной платы за пользование муниципальным имуществом могут устанавливаться с учетом его места расположения, комфортности, транспортной доступности и других критериев, повышающих его привлекательность. При этом важно, чтобы пользователь муниципального имущества частично или полностью нес бремя по его текущему или капитальному содержанию. Необходим постоянный контроль за использованием муниципального имущества: проведение проверок по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности исчисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества; осуществление контроля за передачей в субаренду земельных участков и муниципального имущества. [20, 29]

     Увеличение  муниципальных предприятий в  тех направлениях, которые в данный момент регулируются муниципальным  образованием города Барнаула - один из путей улучшения формирования доходной базы местного бюджета.

     Но  местным органам власти следует  регулярно оценивать эффективность  работы муниципальных предприятий и своевременно принимать решения о целесообразности их дальнейшего функционирования. Вряд ли следует поддерживать убыточные муниципальные предприятия, более разумно их ликвидировать, создать на их базе открытые акционерные общества, а муниципальное имущество предоставить им на правах аренды, в результате чего местные бюджеты получат дополнительные источники доходов в виде налоговых и неналоговых поступлений. [25]

     Качественное  управление муниципальной собственностью, постоянный контроль за эффективностью ее использования является серьезным резервом пополнения доходов бюджетов муниципальных образований.

     На  практике, проблема недостаточности  доходов бюджетов муниципальных  образований проявляется в том, весомая часть местных бюджетов формируется за счет межбюджетных трансфертов. Бюджет города Барнаула является дотационным, ведь доля безвозмездных поступлений в структуре доходов в 2010 году составила 33%. Однако, при повышении налоговых и неналоговых доходов предложенными методами, структура бюджета существенно изменится и потребность в межбюджетных трансфертах сократится.

     Также, в какой-то мере может помочь увеличить расходы на решение актуальных для города социальных проблем секвестирование бюджета - урезание некоторых статей, в частности статей на содержание административного аппарата.

     Не  используется в городе Барнауле такой эффективный метод получения дополнительных доходов и инвестиций как выпуск ценных муниципальных бумаг, в частности, можно было бы организовать муниципальный заем. [21]

     Таким образом, в городе Барнауле, как и в других муниципальных образованиях РФ, основной проблемой является недостаточное количество источников финансовых средств.

     В рамках исследованной проблемы, можно  сделать вывод, что законодательная  база, регулирующая формирование и  использование местного бюджета  многообразна, но несовершенна как  с точки зрения взаимоотношений  центра и территорий, а также распределения  налогов между центом и территорией.

     С учетом вышесказанного, для решения  проблемы формирования и бюджета  г. Барнаула  можно внести следующие предложения:

     а) Наделить органы МСУ дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их контролю и использованию.

     б) Повысить собираемость существующих налогов на местном уровне, зачислять НДФЛ по месту жительства, а не работы.

     в) Как можно шире развивать предпринимательство. Многие ученые считают, что  предпринимательство - это единственный способ увеличить местные доходы путем увеличения не количества налогов, сколько за счет количества предпринимателей.

     г) Увеличить получение собственных доходов за счет следующих источников:

     -развивать рыночную инфраструктуру муниципальной собственности, создать дополнительный комплекс собственных предприятий муниципальной собственности;

     -выпускать ценные муниципальные бумаги, организовать муниципальный заем;

     -провести секвестирование бюджета: урезать статьи на содержание административного аппарата города и перенести затраты на проведение вышеизложенных мероприятий или другие необходимые нужды. 

 

     Заключение

 

     Основным звеном в структуре муниципальных финансов является местный бюджет. Он наиболее полно отражает состояние финансовых ресурсов муниципального образования и предназначен для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Муниципальный бюджет играет большую роль в осуществлении социальной и экономической политики государства, в решение стратегических задач развития муниципального образования и его приоритетных отраслей.

     Основными доходными источниками органов  местного самоуправления являются собственные доходы и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Собственные доходы формируются за счет  налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных и безвозвратных перечислений. Важную роль в формировании доходов местных бюджетов играют неналоговые доходы, но основным источником формирования доходной части городского бюджета являются налоговые доходы. К сожалению, сегодня, полностью в бюджет муниципальных образований зачисляют всего два местных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

     Но  данных источников муниципальным образованиям недостаточно для формирования  доходов бюджета, способных  покрыть  все расходы,  поэтому  большинство  местных бюджетов  нуждаются в  перечислениях  из  вышестоящих  бюджетов, которые осуществляется в виде дотаций, субвенций и субсидий.

     Поэтому,   необходимо создать условия,  стимулирующие органы местного самоуправления к развитию собственной доходной базы и,  в первую очередь,  к росту налогового потенциала соответствующих территорий,  к повышению собираемости местных  налогов, развитию налоговой культуры общества, снижению дотаций, субвенций и субсидий, ограничивающих самостоятельность органов МСУ.

     Бюджету г. Барнаула как регионального центра отводится особая роль, ведь органам  власти приходится решать проблемы, как  города, так и краевого центра, т.к. на его территории находится большое количество объектов краевого значения.

     Анализируя  данные формирования доходов бюджета  города Барнаула в период с 2008 по 2010 год, можно сделать вывод, что на протяжении последних лет финансовая самостоятельность бюджета увеличивается. Доля собственных доходов в структуре доходов бюджета возрастают с каждым годом, а объем дотаций и субсидий за анализируемый период, сократился на 24% и 22 %, соответсвенно. За счет роста доходов, ежегодно возрастает бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя.

     Структура бюджета ежегодно остается неизменной: половина бюджета наполняется за счет налоговый поступлений, около 35% за счет безвозмездных поступлений  и только 15% за счет неналоговых поступлений. В 2010 году налоговых и неналоговых доходов поступило на 19,2% выше уровня 2009 года. 

     Среди налоговых поступлений лидируют федеральные налоги сборы, из них  наибольший доход бюджету города Барнаула принесли отчисления по налогу на прибыль и НДФЛ. В 2008-2010 гг. удельный вес местных налогов и сборов в общей сумме налоговых поступлений в городской бюджет составлял соответственно 9%, 11,4% и 17%. Наибольший прирост среди местных налогов дали поступления по земельному налогу, связанное с увеличением кадастровой стоимости земли в 2010году. Таким образом, основной рост доходов бюджета города Барнаула сложился за счет налоговых поступлений.

     Экономическая характеристика исследуемого объекта  и его бюджета показала, что  существует недостаток собственных  средств бюджета, хотя и наметилась тенденция к их увеличению.

     С учетом вышесказанного, для решения  проблемы формирования и бюджета  г. Барнаула  можно внести следующие  предложения:

     1) Наделить органы МСУ дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их контролю и использованию.

     2) Повысить собираемость существующих налогов на местном уровне, зачислять НДФЛ по месту жительства, а не работы.

     3) Как можно шире развивать предпринимательство. Многие ученые считают, что  предпринимательство - это единственный способ увеличить местные доходы путем увеличения не количества налогов, сколько за счет количества предпринимателей.

     4) Увеличить получение собственных доходов за счет следующих источников:

     -развивать  рыночную инфраструктуру муниципальной  собственности, создать дополнительный  комплекс собственных предприятий  муниципальной собственности;

     -выпуск ценных муниципальных бумаг, организовать муниципальный заем;

     -провести  секвестирование бюджета: урезать  статьи на содержание административного  аппарата города и перенести  затраты на проведение вышеизложенных  мероприятий или другие необходимые  нужды. 

 

     

     Список использованных источников

 
  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст - М.,1993
  2. Бюджетный Кодекс РФ. Официальный текст - М.: 1998
  3. Налоговый Кодекс РФ (части 1 и 2). Официальный текст - М.: 2008
  4. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в  РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ
  5. Бабич, А. М.  Государственные и муниципальные финансы : учеб. для вузов / А. М. Бабич Л. Н. Павлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2004. - 704 с
  6. Бабун, Р. В.  Финансовое обеспечение местного самоуправления на современном этапе / Р. В. Бабун, В. В. Казаков // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - N 329
  7. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ,2006. -540с.
  8. Воронин, А. Г.  Основы управления муниципальным хозяйством: учебное пособие / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков. - М. : Дело, 2008. - 128 с.
  9. Годин, А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система российской Федерации: учебник. - М.: Дашков и К0, 2003. - 752с
  10. Государственные и муниципальные финансы : учебник / [А. Я. Быстряков и др.]; под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. - М. : Изд-во РАГС, 2005. - 676 с.
  11. Гутникова, Е. А. Финансовая самостоятельность как фактор устойчивости развития муниципальных образований / Е. А. Гутникова // Федерализм. - 2010. - N 1. - С. 229-240
  12. Евдокимов, И. А. Программа реформирования муниципальных финансов: опыт и результаты / И. А. Евдокимова // Финансы. - 2008. - №1. - С. 17-19
  13. Захарченко А. А. Реформирование муниципальных финансов: итоги первого этапа / А. А. Захарченко // Финансы. - 2007. - №6. - С. 15-16.
  14. Иванов, В. В., Коробова, А.Н.   Муниципальное управление : справ. пособие / В.В. Иванов, А. Н. Коробова. - М. : Инфра - М, 2006. - 718 с.
  15. Игнатов,  В.Г.   Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учеб. пособие для вузов / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 352 с.
  16. Кобилев, А. Г.   Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве : [учеб. пособие по специальности 080504 "Гос. и муницип. упр."] / А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 606 с.
  17. Левина, В. Развитие доходной базы местных бюджетов / В. Левина // Городское управление. - 2009. - N 11. - С. 36-44.
  18. Леонтьев, В. Е., Радковская Н.П.  Финансы, деньги, кредит и банки : учеб. пособие / В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. - СПб. : ИВЭСЭП, 2005. - 384 с.
  19. Литягин, Н. Н. Финансовые проблемы местного самоуправления / Н. Н. Литягин // Финансы. - 2008. - №1. - С. 24-25
  20. Муниципальные образования в условиях кризиса и нехватки средств: что делать? / М. Банщиков [и др.] // Муниципальная власть. - 2009. - N 5. - С. 54-57
  21. Мысляева, И. Н.   Государственные и муниципальные финансы : учеб. для вузов. / И. Н. Мысляева. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 268 с.
  22. Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов. - (Финансы и бюджет: проблемы и решения) // Финансы. - 2010. - N 7. - С. 10-19 :
  23. Оглоблин, И.Е., Деминов, В.Ю.  Управление муниципальной собственностью: [учеб. пособие по специальности 080504  "Гос. и муницип. упр."] /  И.Е.  Оглоблина; Алт.гос.техн.ун-т им. И.И. Ползунова -  Барнаул: Изд-во АлтГ-ТУ, 2009. – 128 с.
  24. Рябова, И. С. К вопросу о формировании финансовых ресурсов муниципальных образований в условиях кризиса / И. С. Рябова ; рец. И. С. Цыпина // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - N 1. - С. 416-417
  25. Уфимцева, Е.В. Совершенствование системы управления муниципальными финансами / Е. В. Уфимцева, В. А. Кудяков // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - N 333 (апрель). - С. 137-140.
  26. Официальный сайт города Барнаула. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.barnaul.org/
  27. Журнал «Местное самоуправление». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru
  28. Международный центр финансово-экономического развития. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.mcfr.ru
  29. Журнал «Бюджет». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://bujet.ru
  30. Муниципальное право России. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.smena.info
  31. Свободная энциклопедия- Википедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  32. Система управления «Парус». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://parusdon.ru
  33. Финансы. Источники финансов. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://you-finans.narod.ru/fond
  34. Региональный портал новостей. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://news.bobr.ru

Информация о работе Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании