Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение финансового обеспечения муниципальных образований на примере города Барнаула, а также разработка практических рекомендаций по получению дополнительных финансовых средств в муниципальных образованиях на современном этапе.
1 Финансовые средства муниципальных образований 5
1.1 Местный бюджет как ключевое звено в структуре муниципальных финансов 5
1.2 Источники финансовых средств муниципальных образований 9
1.3 Возможные проблемы формирования доходов местных бюджетов 14
2 Анализ источников финансовых средств города Барнаула за 2008-2010 годы 16
2.1 Бюджет города Барнаула 16
2.2 Анализ доходов бюджета города Барнаула за 2008 – 2010 годы 19
3 Проблемы формирования бюджета города Барнаула и пути их преодоления 26
Заключение 32
Список использованных источников 35
Важно отметить, что неналоговые доходы муниципальных образованиях находятся на стабильно низком уровне.
Проблема недостаточного объема доходов бюджетов муниципальных образований проявляется в том, что без финансовой помощи из республиканского бюджета, бюджеты муниципальных образований не являются достаточными для решения вопросов местного значения, что снижает эффективность органов местного самоуправления. Практически это означает, что местные бюджеты в большей степени формируются за счет межбюджетных трансфертов в форме дотаций и субсидий с регионального уровня. По оценкам экспертов, в 2008 году 95% бюджетов муниципальных образований в РФ дотационные. [28]
Итак, в муниципальных образованиях главной финансовой проблемой является дефицит источников формирования финансового потенциала. Поэтому, необходимо создать условия, стимулирующие органы местного самоуправления к развитию собственной доходной базы и, в первую очередь, к росту налогового потенциала соответствующих территорий, к повышению собираемости местных налогов, повышению налоговой культуры общества, снижению дотаций, субвенций и субсидий, ограничивающих самостоятельность органов МСУ. Самостоятельность местных бюджетов также зависит в значительной степени от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций.
В
сегодняшних непростых условиях
формированию городского бюджета, а
тем более бюджета
Барнаул
- город промышленных гигантов. Производственный
сектор экономики города представлен
72 крупными и средними предприятиями
обрабатывающих производств и 14 предприятиями
производства и распределения
Кроме того, столица Алтайского края - крупный торговый, культурный центр. В сфере услуг и торговли занято более 100 тысяч человек. В 2008 году сеть предприятий потребительского рынка увеличилась на 272 предприятия, в том числе 15 – общественного питания, 96 – предприятий розничной торговли и 161 – предприятие бытового обслуживания. Политика органов власти в области культуры ориентирована на увеличение сети учреждений культуры и поддержку творческих талантов жителей края. [31]
Малый бизнес развивается все динамичнее и оказывает существенное влияние на экономику города и решение социальных вопросов. [26]
Малый и средний бизнес является одним из источников формирования доходной части городского бюджета и составляет 38,4% от общей суммы налоговых поступлений в городской бюджет за 2009 год. Из общего количества налогоплательщиков, осуществляющих отчисления в городской бюджет, доля субъектов малого и среднего предпринимательства с каждым годом возрастает. В соответствии с таблицей 1, количество малых предприятий по итогам 2009 года составило 17798 единиц а в 2008 году было 14614 единиц. Количество индивидуальных предпринимателей составило 25724 единицы, когда показатель 2008 года - 25251 единицы. Привлечение инвестиций в основной капитал в малом бизнесе составило 2,9 млрд.рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше показателя 2008 года. [26]
Таблица 1 – Показатели развития малого бизнеса в городе Барнауле.
Наименование показателя |
годы | |
2008 | 2009 | |
Количество малых предприятий, в единицах | 14614 | 17798 |
Количество ИП, в единицах | 25251 | 25724 |
Для
оказания первичной медико-санитарной
и специализированной медицинской
помощи населению города и края в
2010 году функционировало 41 муниципальное
учреждение здравоохранения. На базе городских
больниц работают 12 краевых специализированных
центров и 19 межрайонных отделений,
оказывающих
Бюджет города Барнаула - основной ежегодно составляемый местными органами власти финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств города, предназначенных для выполнения задач и функций всех уровней местного самоуправления. Через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования с целью регулирования экономического развития города и реализации социальной политики на его территории.
В
основе формирования городского бюджета
лежит ряд законодательных
При
формировании городского бюджета учитываются
прогноз социально-
Вышесказанное свидетельствует о том, что формирование бюджета города Барнаула как краевого центра имеет не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Принятие сметы предстоящих доходов и расходов бюджета города Барнаула является основополагающим моментом работы местных органов исполнительной власти, определяющим дальнейшее развитие жизнедеятельности не только самого города и его районов, но и региона в целом. [15]
Важнейшая задача исполнения бюджета города Барнаула - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и иных платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование основных расходных статей: образование, здравоохранение, социальная политика, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другое.
Доходная часть бюджета города выражает экономические отношения, возникающие в процессе формирования городского бюджета между местными органами власти, предприятиями, организациями и гражданами. Формой проявления этих экономических отношений выступают различные виды платежей, поступающие в распоряжение органов государственной власти города от предприятий, организаций и населения. [18]
Непосредственная работа по исполнению доходной части бюджета города Барнаула осуществляется городскими районными инспекциями Министерства по налогам и сборам Российской Федерации.
В случае принятия местного бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, наиболее привлекательной формой финансовой помощи для города, с финансовой точки зрения, являются дотации, имеющие безвозвратный характер. Однако постоянное получение дотаций противоречит принципам самодостаточности, поэтому, думается, для городского бюджета предпочтительнее получение возвратных бюджетных ссуд, так как обязательность возвращения средств стимулирует инициативу местных органов власти. Исполнение администрацией города своих обязательств рождает доверительное отношение со стороны инвесторов, и, следовательно, создает платформу для дальнейшего инвестирования и развития. [18]
Таким образом, бюджету г. Барнаула как регионального центра отводится особая роль, ведь органам власти города приходится решать проблемы, как города, так и краевого центра, так как на его территории находится большое количество объектов краевого значения. Кроме того в г. Барнауле большое количество крупных промышленных предприятий, торговых и культурных центров, а также муниципальных учреждений, нуждающихся в поддержке. В краевом центре достаточно динамично развивается малый бизнес, оказывая влияние на экономику и решение социальных вопросов. Поэтому бюджет города Барнаула необходимо очень тщательно планировать, учитывая прогноз социально-экономического развития города и края на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики края, и исполнять в полном объеме
Важнейшая
задача исполнения бюджета города Барнаула
- обеспечение полного и
Отражением сложившегося финансового положения города Барнаула является его финансовое положение. Определяющее значение при характеристике финансового положения города имеет бюджет. Он выступает в качестве основного рычага воздействия органов местного самоуправления на социально-экономическое положение города. Основные бюджетные показатели города Барнаула представлены в таблице 1. [26]
Доходная часть бюджета города, в соответствии с таблицей 1, в 2010 году исполнена в объеме 8337,9 млн.рублей, что на 933,2 тыс.рублей или на12,6% выше уровня 2009 года и на 790,5 тыс.рублей или на 10,5% выше уровня 2008 года. Налоговых и неналоговых доходов поступило 5573,4 млн.рублей, что на 19,2% выше уровня 2009 года и на 17,4 % - 2008 года.
Таблица 1 – Структура доходов бюджета города Барнаула за 2008 - 2010 годы.
Наименование показателя |
Доходы бюджета, в млн. руб. | Структура бюджета, в % | ||||
годы | ||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Всего доходов | 7547,4 | 7404,7 | 8337,9 | 100 | 100 | 100 |
Налоговые доходы | 3655,4 | 3677,1 | 4502,7 | 48 | 50 | 54 |
Неналоговые доходы | 1091,5 | 997,4 | 1070,7 | 15 | 14 | 13 |
Безвозмездные поступления | 2800,4 | 2730,2 | 2764,5 | 37 | 36 | 33 |
Соотношение налоговых, неналоговых поступлений и безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета города Барнаула, приблизительно одинаково из года в год, в соответствии с рисунком 2. Половина доходов бюджета принадлежит налоговым поступлениям, около 15 % ежегодно приходится на неналоговые доходы и около 35 % доходов бюджета города Барнаула финансируется из региональных бюджетов с помощью межбюджетных трансфертов.
В анализируемый период наблюдается увеличение объема собственных доходов: в 2008 году он составил 4747 млн. руб., а в 2010 году уже 5573,4 млн. руб., или 63% и 67% соответственно в общем объеме поступивших в бюджет города доходов.
Неналоговые доходы составили 1070,7 млн.рублей или 107,3% к уровню 2009 года, но на 1,9% ниже уровня 2008 года. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов городского бюджета невелика: в 2008 г. – 14,5%, в 2009 – 13,2%, в 2010 г. – 14,2%.
Налоговые
доходы являются основным источником
формирования доходной части городского
бюджета. В 2010 году общий объем налоговых
доходов составил
4502,7 млн.рублей или 122,5% к уровню 2009 года
и 123,2% к уровню
2008 года.
Следует
отметить увеличение удельного веса
налоговых доходов в
Рисунок
2 – Структура доходов бюджета
г. Барнаула за 2008-2010 гг., в %
Одним из факторов, обусловивших увеличение удельного веса налоговых поступлений, является повышение эффективности деятельности налоговых органов города по сокращению недоимки по платежам в бюджет, по контролю за полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет.
В анализируемый период наибольшую часть (более 80%) в структуре налоговых доходов городского бюджета, в соответствии с таблицей 2, стабильно занимают поступления доли федеральных налогов, и составляют: в 2008 г. – 3326,1 млн. руб., в 2009 г. -3258,8 млн. руб., в 2010 г. – 3731,7млн. руб. Наибольший удельный вес в структуре федеральных налогов, поступающих в местный бюджет, имеют поступления по подоходному налогу с физических лиц: 65,8%, 67,9%, 63,5% по годам соответственно, и по налогу на прибыль; 31,6%, 29,2%, 29,6% по годам соответственно.
Информация о работе Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании