Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение финансового обеспечения муниципальных образований на примере города Барнаула, а также разработка практических рекомендаций по получению дополнительных финансовых средств в муниципальных образованиях на современном этапе.

Содержание

1 Финансовые средства муниципальных образований 5
1.1 Местный бюджет как ключевое звено в структуре муниципальных финансов 5
1.2 Источники финансовых средств муниципальных образований 9
1.3 Возможные проблемы формирования доходов местных бюджетов 14
2 Анализ источников финансовых средств города Барнаула за 2008-2010 годы 16
2.1 Бюджет города Барнаула 16
2.2 Анализ доходов бюджета города Барнаула за 2008 – 2010 годы 19
3 Проблемы формирования бюджета города Барнаула и пути их преодоления 26
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

Курсовик бюджет.docx

— 196.79 Кб (Скачать)

     Важно отметить, что неналоговые доходы муниципальных образованиях находятся  на стабильно низком уровне.

     Проблема недостаточного объема доходов бюджетов муниципальных образований проявляется в том, что  без финансовой помощи из республиканского бюджета,  бюджеты муниципальных образований не являются достаточными для решения вопросов местного значения, что снижает эффективность органов местного самоуправления. Практически это означает, что местные бюджеты в большей степени формируются за счет межбюджетных трансфертов в форме дотаций и субсидий с регионального уровня. По оценкам экспертов, в 2008 году 95% бюджетов муниципальных образований в РФ дотационные. [28]

     Итак, в муниципальных образованиях главной  финансовой проблемой является дефицит  источников формирования финансового  потенциала.  Поэтому,   необходимо создать условия,  стимулирующие органы местного самоуправления к развитию собственной доходной базы и,  в первую очередь,  к росту налогового потенциала соответствующих территорий,  к повышению собираемости местных  налогов, повышению налоговой культуры общества, снижению дотаций, субвенций и субсидий, ограничивающих самостоятельность органов МСУ. Самостоятельность местных бюджетов также зависит в значительной степени от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций.

 

     2 Анализ источников финансовых средств города Барнаула за 2008-2010 годы

  2.1 Бюджет города Барнаула

 

     В сегодняшних непростых условиях формированию городского бюджета, а  тем более бюджета регионального  центра субъекта Российской Федерации, отводится особая роль. Местным органам  исполнительной власти Барнаула, помимо городских проблем, приходится решать и проблемы города как краевого центра. На территории города расположено большое  количество организаций федерального, краевого подчинения, развита сеть учебных заведений, в которых  обучаются и иногородние студенты, будущие кадры для других регионов страны. В ситуации дефицита городского бюджета должен четко работать механизм компенсации затрат на потребляемые услуги и другие расходы по содержанию территории города.   

     Барнаул - город промышленных гигантов. Производственный сектор экономики города представлен 72 крупными и средними предприятиями  обрабатывающих производств и 14 предприятиями  производства и распределения электроэнергии, газа и воды.    

     Кроме того, столица Алтайского края - крупный  торговый, культурный центр. В сфере услуг и торговли занято более 100 тысяч человек. В 2008 году сеть предприятий потребительского рынка увеличилась на 272 предприятия, в том числе 15 – общественного питания, 96 – предприятий розничной торговли и 161 – предприятие бытового обслуживания.  Политика органов власти в области культуры ориентирована на увеличение сети учреждений культуры и поддержку творческих талантов жителей края. [31]

     Малый бизнес развивается все динамичнее и оказывает существенное влияние  на экономику города и решение  социальных вопросов. [26]

     Малый и средний бизнес является одним  из источников формирования доходной части городского бюджета  и составляет 38,4% от общей суммы налоговых поступлений в городской бюджет за 2009 год. Из общего количества налогоплательщиков, осуществляющих отчисления в городской бюджет, доля субъектов малого и среднего предпринимательства с каждым годом возрастает. В соответствии с таблицей 1, количество малых предприятий по итогам 2009 года составило 17798 единиц а в 2008 году было 14614 единиц. Количество индивидуальных предпринимателей составило 25724 единицы, когда показатель  2008 года  - 25251 единицы. Привлечение инвестиций в основной капитал в малом бизнесе составило 2,9 млрд.рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше показателя 2008 года. [26]

     Таблица 1 – Показатели развития малого бизнеса в городе Барнауле.

 
Наименование  показателя
годы
2008 2009
Количество  малых предприятий, в единицах 14614 17798
Количество  ИП, в единицах 25251 25724

     Для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской  помощи населению города и края в 2010 году функционировало 41 муниципальное  учреждение здравоохранения. На базе городских  больниц работают 12 краевых специализированных центров и 19 межрайонных отделений, оказывающих высококвалифицированную  медицинскую помощь жителям всего  края. [26]   

     Бюджет города Барнаула - основной ежегодно составляемый местными органами власти финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств города, предназначенных для выполнения задач и функций всех уровней местного самоуправления. Через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования с целью регулирования экономического развития города и реализации социальной политики на его территории.   

     В основе формирования городского бюджета  лежит ряд законодательных нормативных  актов федерального, краевого и городского уровней.   

     При формировании городского бюджета учитываются  прогноз социально-экономического развития города и края на очередной  финансовый год, тщательный анализ исполнения доходной и расходной частей городского бюджета за предыдущий год и недоимки по налогам, план развития государственного сектора экономики края, основные направления бюджетной и налоговой политики края.   

     Вышесказанное свидетельствует о том, что формирование бюджета города Барнаула как краевого центра имеет не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Принятие сметы предстоящих доходов и расходов бюджета города Барнаула является основополагающим моментом работы местных органов исполнительной власти, определяющим дальнейшее развитие жизнедеятельности не только самого города и его районов, но и региона в целом. [15]   

     Важнейшая задача исполнения бюджета города Барнаула - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и иных платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование основных расходных статей: образование, здравоохранение, социальная политика, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другое.   

     Доходная  часть бюджета города выражает экономические  отношения, возникающие в процессе формирования городского бюджета между  местными органами власти, предприятиями, организациями и гражданами. Формой проявления этих экономических отношений  выступают различные виды платежей, поступающие в распоряжение органов  государственной власти города от предприятий, организаций и населения. [18]   

     Непосредственная  работа по исполнению доходной части  бюджета города Барнаула осуществляется городскими районными инспекциями  Министерства по налогам и сборам Российской Федерации.

     В случае принятия местного бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, наиболее привлекательной формой финансовой помощи для города, с финансовой точки зрения, являются дотации, имеющие безвозвратный характер. Однако постоянное получение дотаций противоречит принципам самодостаточности, поэтому, думается, для городского бюджета предпочтительнее получение возвратных бюджетных ссуд, так как обязательность возвращения средств стимулирует инициативу местных органов власти. Исполнение администрацией города своих обязательств рождает доверительное отношение со стороны инвесторов, и, следовательно, создает платформу для дальнейшего инвестирования и развития. [18]

     Таким образом, бюджету г. Барнаула как  регионального центра отводится  особая роль, ведь органам власти города приходится решать проблемы, как города, так и краевого центра, так как на его территории находится большое количество объектов краевого значения. Кроме того в г. Барнауле большое количество крупных промышленных предприятий, торговых и культурных центров, а также муниципальных учреждений, нуждающихся в поддержке. В краевом центре достаточно динамично развивается малый бизнес, оказывая влияние на экономику и решение социальных вопросов. Поэтому бюджет города Барнаула необходимо очень тщательно планировать, учитывая прогноз социально-экономического развития города и края на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики края, и исполнять в полном объеме

     Важнейшая задача исполнения бюджета города Барнаула - обеспечение полного и своевременного поступления доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование социальной политики, образования и мероприятий по охране окружающей среды, развитию жилищно-коммунального хозяйства и основных отраслей промышленности, и многое другое.

 

  2.2 Анализ доходов бюджета города  Барнаула за 2008 – 2010 годы

 

     Отражением  сложившегося финансового положения  города Барнаула является его финансовое положение. Определяющее значение при  характеристике финансового положения города имеет бюджет. Он выступает в качестве основного рычага воздействия органов местного самоуправления  на социально-экономическое положение города. Основные бюджетные показатели города Барнаула представлены в таблице 1. [26]

     Доходная  часть бюджета города, в соответствии с таблицей 1, в 2010 году исполнена в объеме 8337,9 млн.рублей, что на 933,2 тыс.рублей или на12,6% выше уровня 2009 года и на 790,5 тыс.рублей или на 10,5%  выше уровня 2008 года. Налоговых и неналоговых доходов поступило 5573,4 млн.рублей, что на 19,2% выше уровня 2009 года и на 17,4 % - 2008 года. 

     Таблица 1 – Структура доходов бюджета  города Барнаула за 2008 - 2010 годы.

 
Наименование  показателя
Доходы  бюджета, в млн. руб. Структура бюджета, в %
годы
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Всего доходов 7547,4 7404,7 8337,9 100 100 100
Налоговые доходы 3655,4 3677,1 4502,7 48 50 54
Неналоговые доходы 1091,5 997,4 1070,7 15 14 13
Безвозмездные поступления 2800,4 2730,2 2764,5 37 36 33

     Соотношение налоговых, неналоговых поступлений  и безвозмездных поступлений  в структуре доходов бюджета города Барнаула, приблизительно одинаково из года в год, в соответствии с рисунком 2. Половина доходов бюджета принадлежит налоговым поступлениям, около 15 % ежегодно приходится на неналоговые доходы и около 35 % доходов бюджета города Барнаула финансируется из региональных бюджетов с помощью межбюджетных трансфертов.

     В анализируемый период наблюдается  увеличение объема собственных доходов: в 2008 году он составил 4747 млн. руб., а в 2010 году уже  5573,4 млн. руб., или 63% и 67% соответственно в общем объеме поступивших в бюджет города доходов.

     Неналоговые доходы составили 1070,7 млн.рублей или 107,3% к уровню 2009 года, но на 1,9% ниже уровня 2008 года. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов городского бюджета невелика: в 2008 г. – 14,5%, в 2009 – 13,2%, в 2010 г. – 14,2%.

     Налоговые доходы являются основным источником формирования доходной части городского бюджета. В 2010 году общий объем налоговых доходов составил  
4502,7 млн.рублей или 122,5% к уровню 2009 года и 123,2% к уровню  
2008 года. 

     Следует отметить увеличение удельного веса налоговых доходов в анализируемый  период: если по итогам 2008 г. они составляли  3655,4 млн. руб., или  48,4% от общего объема, то в 2009 г. – 3677,1 млн. руб. или 49,7%, а по состоянию на 31 декабря 2010 г. удельный вес налоговых доходов составил 54 %, в соответствии с таблицей 1 

     Рисунок 2 – Структура доходов бюджета  г. Барнаула за 2008-2010 гг., в % 

     Одним из факторов, обусловивших увеличение удельного веса налоговых поступлений, является повышение эффективности  деятельности налоговых органов  города по сокращению недоимки по платежам в бюджет, по контролю за полнотой и  своевременностью внесения платежей в  бюджет.

     В анализируемый период наибольшую часть (более 80%) в структуре налоговых  доходов городского бюджета, в соответствии с таблицей 2, стабильно занимают поступления доли федеральных налогов, и составляют: в 2008 г. – 3326,1 млн. руб., в 2009 г. -3258,8 млн. руб., в 2010 г. – 3731,7млн. руб. Наибольший удельный вес в структуре  федеральных налогов, поступающих  в местный бюджет, имеют поступления  по подоходному налогу с физических лиц: 65,8%, 67,9%, 63,5% по годам соответственно, и по налогу на прибыль; 31,6%, 29,2%, 29,6% по годам соответственно.

Информация о работе Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании