Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение финансового обеспечения муниципальных образований на примере города Барнаула, а также разработка практических рекомендаций по получению дополнительных финансовых средств в муниципальных образованиях на современном этапе.
1 Финансовые средства муниципальных образований 5
1.1 Местный бюджет как ключевое звено в структуре муниципальных финансов 5
1.2 Источники финансовых средств муниципальных образований 9
1.3 Возможные проблемы формирования доходов местных бюджетов 14
2 Анализ источников финансовых средств города Барнаула за 2008-2010 годы 16
2.1 Бюджет города Барнаула 16
2.2 Анализ доходов бюджета города Барнаула за 2008 – 2010 годы 19
3 Проблемы формирования бюджета города Барнаула и пути их преодоления 26
Заключение 32
Список использованных источников 35
Итак, основным звеном в структуре муниципальных финансов является местный бюджет. Он наиболее полно отражает состояние финансовых ресурсов муниципального образования и предназначен для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Бюджет муниципального образования играет большую роль в осуществлении социальной и экономической политики государства, в решение стратегических задач развития муниципального образования и его приоритетных отраслей. Однако, на современном этапе, большинство местных бюджетов не обладает должной бюджетной самостоятельностью. Основные источники финансовых средств используются не в полном объеме, а дополнительные почти не разрабатываются. В результате, муниципальные образования вынуждены прибегать к финансовой помощи вышестоящих бюджетов.
Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. [23]
Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, можно отнести к следующим категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит. [11]
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
а) налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
б) неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. [7]
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ в статье 55 приводит полный список собственных доходов местного бюджета:
1)
средства самообложения
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных налогов и сборов;
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные
поступления из других
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли
муниципальных предприятий,
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.[4]
Налоговые доходы являются основным источником формирования доходной части городского бюджета. К ним относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации местные налоги и сборы, а также в местные бюджеты зачисляется часть доходов федеральных, региональных бюджетов по законодательно установленным налоговым ставкам или нормативам отчислений. Ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы как стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения. Норматив отчисления устанавливается в процентах от доходов по федеральным, региональным налогам и иным платежам. [3]
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Перечень местных налогов в настоящее время ограничен следующими видами: земельный налог и налог на имущество физических лиц. [23]
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41-46 БК РФ. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Другие неналоговые доходы поступают в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются, в том числе, за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. [17]
В соответствии со статьей 56 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность самообложения граждан. Средства от самообложения также входят с состав неналоговых доходов. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования данных платежей, а также их размеров в абсолютных цифрах решаются на местном референдуме. ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешает устанавливать пониженные размеры самообложения для отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования. Средства самообложения граждан используются, как правило, для решения таких вопросов местного значения, которые затрагивают интересы всего населения поселения (городского округа). Например, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, содержание мест захоронения.
Особый
порядок установлен для таких
неналоговых доходов, как штрафы
и иные суммы принудительного
изъятия. Штрафы подлежат зачислению в
местные бюджеты по месту нахождения
органа или должностного лица, принявшего
решение о наложении штрафа, если
иное не предусмотрено
Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской федерации и решениями судов.
Не смотря на то, что законодательством предусмотрено большое количество источников доходов местных бюджетов, большинство муниципальных образований Российской Федерации при формировании доходной части местного бюджета не имеют достаточных собственных и регулирующих доходов для покрытия расходов, возникающих в ходе осуществления местного самоуправления.
Нормативы отчислений по налогам субъектов РФ пересматриваются ежегодно, что нарушает принцип их закрепления за местными бюджетами на постоянной основе. Сложившаяся практика справедливо критикуется за отсутствие стабильности бюджетной политики и проявления субъективизма региональных органов власти. Для выполнения социальных обязательств муниципальными образованиями, в качестве доходов местных бюджетов Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает финансовую помощь из федерального и региональных бюджетов. Безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов осуществляется в виде дотаций, субвенций и субсидий.
Дотация - это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Недостаток дотаций - снижение ответственности получателей за эффективное использование предоставленных финансовых ресурсов. [23]
Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, для реализации федеральных и региональных законов или для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета. . [23]
Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. [23]
Таким образом, основными доходными источниками органов МСУ являются собственные доходы и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Собственные доходы формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных поступлений. Налоговые доходы выступают основным источником формирования доходной части городского бюджета. Однако, сегодня, полностью в бюджет муниципальных образований зачисляют всего два местных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Большую роль в формировании доходов местных бюджетов играют неналоговые доходы. Но данных источников муниципальным образованиям недостаточно и большинство местных бюджетов используют перечисления из вышестоящих бюджетов, которые осуществляется в виде дотаций, субвенций и субсидий. Из-за этого возникает большое количество проблем, связанных с формированием доходов местных бюджетов и самостоятельностью органов МСУ.
В настоящее время существует множество нерешенных проблем, связанных с формированием доходов местных бюджетов.
Наиболее актуальной, на сегодняшний день, является проблема повышения уровня финансовой обеспеченности муниципальных бюджетов и требует незамедлительного решения. Эта проблема своими источниками имеет следующее:
а) слабость налоговой базы МСУ и невозможность самостоятельного налогового администрирования собственных доходов;
б) отсутствие систематизированного учета неналоговых доходов бюджета;
в)
неэффективное использование
г) отсутствие систематизированного управления расходами муниципального бюджета. [22]
Так, более устойчивые налоговые доходы закреплены за федеральным бюджетом (НДС, таможенные пошлины, акцизы). За региональным бюджетом закреплены трудно образуемые и трудно собираемые налоги, например, НДФЛ. Суммы же местных налогов очень малы и не могут обеспечить финансирование более 80% всех затрат. Так же существует проблема нарушения налогового законодательства. Что тоже приводит к снижению налоговых доходов на муниципальном уровне.
Но ко всему прочему добавляется тот факт, что собираемость налогов во многих муниципальных образованиях очень низкая. По оценкам самих сотрудников муниципальных администраций реальная собираемость местных налогов в настоящее время составляет 30-40% от их возможного объёма. Причина такого положения известна. Сейчас администрированием собственных доходов муниципальных образований занимается межрайонная ИФНС, что приводит к следующему. Во-первых, как федеральная служба, она, в первую очередь, выполняет планы по сбору федеральных налогов и не заинтересована в максимальной собираемости местных налогов, т.к. план по их сбору определяет самостоятельно. Во-вторых, расчет данных видов налогов в ИФНС зачастую основан на использование неполных, а иногда и недостоверных данных о налогоплательщиках. [19]
Особенно актуально в условиях, сложившихся после финансового кризиса, стоит проблема увеличения ресурсной базы бюджета. Доходные источники, которые в наименьшей степени зависят от нестабильности экономической обстановки, и в частности, имущественные налоги и доходы от использования недвижимости, используются очень слабо. [24]
Информация о работе Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании