Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение финансового обеспечения муниципальных образований на примере города Барнаула, а также разработка практических рекомендаций по получению дополнительных финансовых средств в муниципальных образованиях на современном этапе.

Содержание

1 Финансовые средства муниципальных образований 5
1.1 Местный бюджет как ключевое звено в структуре муниципальных финансов 5
1.2 Источники финансовых средств муниципальных образований 9
1.3 Возможные проблемы формирования доходов местных бюджетов 14
2 Анализ источников финансовых средств города Барнаула за 2008-2010 годы 16
2.1 Бюджет города Барнаула 16
2.2 Анализ доходов бюджета города Барнаула за 2008 – 2010 годы 19
3 Проблемы формирования бюджета города Барнаула и пути их преодоления 26
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

Курсовик бюджет.docx

— 196.79 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования  

ИСТОЧНИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ  ОБРАЗОВАНИИ 

(на  примере города  Барнаула) 
 
 
 

БАРНАУЛ 2011

 

Содержание 

1  Финансовые средства муниципальных образований 5

1.1 Местный бюджет как ключевое звено в структуре муниципальных финансов 5

1.2  Источники финансовых  средств муниципальных  образований 9

1.3 Возможные проблемы  формирования доходов  местных бюджетов 14

2  Анализ источников финансовых средств города Барнаула за 2008-2010 годы 16

2.1 Бюджет города  Барнаула 16

2.2 Анализ доходов  бюджета города  Барнаула за 2008 –  2010 годы 19

3 Проблемы формирования бюджета города Барнаула и пути их преодоления 26

Заключение 32

Список использованных источников 35 

 

Введение 

     Вопросы обеспечения финансовой самостоятельности  муниципальных образований, определения  места и роли муниципальных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации изучаются российскими учеными с начала процессов децентрализации государственной власти и формирования основ местного самоуправления в нашей стране. Однако проблемы финансовых ресурсов муниципальных образований, определение экономически обоснованного уровня и состава доходных источников бюджетов муниципальных образований в настоящее время недостаточно изучены.

     Проводимая  в соответствии с федеральным  законом №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года, реформа местного самоуправления (МСУ) вступила в новую фазу реализации. За прошедший период можно отметить, что одним из самых сложных вопросов данной реформы является финансовая обеспеченность муниципальных образований.

     Федеральный закон №131-ФЗ и последующие изменения  в законодательстве закрепили новые  принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе и касающиеся экономической основы местного самоуправления. [33]

     Необходимость увеличения финансовых средств муниципальных  образований и повышения их самостоятельности, обусловили цель работы и круг рассматриваемых  в ней вопросов.

     Целью курсовой работы является изучение финансового обеспечения муниципальных образований на примере города Барнаула, а также разработка практических рекомендаций по получению дополнительных финансовых средств в муниципальных образованиях на современном этапе.

     Достижение  поставленной цели потребовало решения следующих задач:

     - раскрыть место и значение муниципального бюджета как основного системообразующего звена финансовых средств муниципального образования;

      изучить основные источники формирования доходной части бюджета города Барнаула;

     - обосновать практические рекомендации и выявить направления по получению дополнительных финансовых средств в муниципальных образованиях на современном этапе.

    Объектом  исследования является муниципальное образование.

    Предметом исследования выступают источники дополнительных финансовых средств в муниципальном образовании.

     Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные труды  и научные разработки отечественных  и зарубежных ученых по исследуемой  проблеме, а также материалы научных  конференций и семинаров по вопросам финансовой самостоятельности муниципальных образований.

     Нормативно - правовую базу исследования составили: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года, методические рекомендации, инструкции и другие нормативные акты в области формирования финансовых средств муниципального образования.

     Информационно – эмпирической базой исследования послужили статистические данные Минфина России, отчетно-аналитическая информация органов местного самоуправления города Барнаула, результаты социологических опросов и обследований, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.

     В ходе исследования применялись следующие  методы исследования: формально-догматический, метод научного исследования, метод  сравнительного исследования, математико-статистические методы, а так же такие специальные  приемы и процедуры как выборка  и группировка.

     Данная  работа помогает изучить основные и дополнительные источники финансовых средств муниципального образования, и способы их увеличения.

     1 Финансовые средства муниципальных образований

       1.1 Местный бюджет как ключевое звено в структуре муниципальных финансов

 

     Говоря  о муниципальном образовании, необходимо отметить исключительную важность такого инструмента осуществления стоящих  перед ним задач, как муниципальные  финансы, понимая под этим, как  правило, совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и  местным населением. [10] 

     Муниципальные финансы согласно действующему федеральному законодательству включают в себя средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

     В соответствии с рисунком 1, основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:

     1) средства, передаваемые органам местного самоуправления вышестоящими органами власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством: перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти;

    2) собственные средства муниципального образования;

    3) заемные средства.

     Структура местных финансов определяет самостоятельность  данного муниципального образования, поскольку доминирование первой или третьей группы рождает зависимость  от государства или кредитных  учреждений. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к  наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. [6]

     Наиболее  полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования является местный бюджет (бюджет муниципального образования).

     Рисунок 1 - Основные источники формирования муниципальных финансов 

     Местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Значит, его средства - важнейший источник финансирования местных потребностей развития территориальной инфраструктуры. [31]

     Местные бюджеты являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому их функционирование базируется на следующих основных принципах бюджетной системы РФ:

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  3. самостоятельности бюджетов;
  4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  5. сбалансированности бюджета;
  6. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  7. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  9. гласности;

    10) достоверности бюджета;

     11) адресности и целевого характера бюджетных средств. [2]

     Бюджетная самостоятельность чрезвычайно важна для муниципалитетов, она отражает состояние их финансовых возможностей, которое обеспечивает органам местного самоуправления возможность принятия и способность реализации обязательств текущего и инвестиционного финансирования расходов муниципалитетов в установленные сроки и в запланированном объеме. Данные возможности отражает бюджетная обеспеченность – покрываемость расходов доходами местных бюджетов или соотношении расходов, или как соотношение количество собственных доходов на одного жителя.

     Формирование  и исполнение местного бюджета затрагивает  бюджеты физических лиц, предприятий  и организаций, расположенных на данной территории, независимо от ведомственной  подчиненности и форм собственности (в виде перечисления местных налогов  и сборов, социальных расходов и  пр.). Эти бюджеты не входят по законодательству в бюджетную систему Российской Федерации, но участие в них определяет структуру местного бюджета. [5]

     Структура бюджета определяет иерархию бюджетообразующих  статей, т.е. статей расходов и доходов. Традиционно под бюджетом муниципальных образований понималась именно опись доходов и расходов органов местного самоуправления. Однако бюджет - это документ, отражающий реальные цели и задачи данного муниципального образования. [9]

     Муниципальный бюджет служит инструментом воздействия  местных властей  на масштабы производства и потребления на данной территории. [1] Данное воздействие происходит через уровень обязательных платежей, устанавливаемых местной властью в рамках своих полномочий.

     Местные бюджеты играют все более возрастающую роль в реализации экономической  и социальной политики государства, в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, централизованное направление финансовых ресурсов на решение стратегических задач развития муниципального образования и приоритетных отраслей. Величина и степень сбалансированности местных бюджетов во многом определяют перспективы социально-экономического развития территорий. [14]  

     Бюджеты муниципальных образований позволяют  органам местной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования  медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного  хозяйства. Имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать  нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях  непроизводственной сферы (школах, больницах  и др.).

     Но, анализ финансового положения муниципальных образований свидетельствует о том, что практически во всех субъектах Российской Федерации, доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям органов местного самоуправления, для реализации ими собственных полномочий, осуществления капитальных вложений, развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и других объектов социальной инфраструктуры. Практика показала, что без финансовой помощи субъекта РФ бюджеты муниципальных образований не являются достаточными для решения вопросов местного значения. [32,1]

     Недостаточность собственной доходной базы местных бюджетов неизбежно ставит муниципальные образования и их органы в зависимость от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не позволяет им осуществлять не только долгосрочное, но и текущее бюджетное планирование.

Информация о работе Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании