Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение финансового обеспечения муниципальных образований на примере города Барнаула, а также разработка практических рекомендаций по получению дополнительных финансовых средств в муниципальных образованиях на современном этапе.

Содержание

1 Финансовые средства муниципальных образований 5
1.1 Местный бюджет как ключевое звено в структуре муниципальных финансов 5
1.2 Источники финансовых средств муниципальных образований 9
1.3 Возможные проблемы формирования доходов местных бюджетов 14
2 Анализ источников финансовых средств города Барнаула за 2008-2010 годы 16
2.1 Бюджет города Барнаула 16
2.2 Анализ доходов бюджета города Барнаула за 2008 – 2010 годы 19
3 Проблемы формирования бюджета города Барнаула и пути их преодоления 26
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

Курсовик бюджет.docx

— 196.79 Кб (Скачать)

     Относительно  стабильные доходы  по данным статьям  сохраняются благодаря правильной государственной налоговой политике в отношении бизнеса и поддержки  предпринимательства. Увеличение размеров государственной пошлины к 2010 году повлияло на объем поступивших доходов, поступления по данной статье увеличились в 2,8 раза или на 160,7 млн.рублей, данные значения представленны в  таблице 2. [26]

     Таблица 2 - Структура налоговых доходов  бюджета города Барнаула.

Наименование  показателя Сумма доходов, в млн. руб. Структура доходов, в %
годы
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Налоговые доходы 3655,4 3677,1 4502,7 100 100 100
Налог на доходы физических лиц       2189,8 2211,9 2368,8 59,91 60,15 52,61
Налоги  на совокупный доход 1052,2 952,7 1107,1 28,78 25,91 24,59
Единый  налог, взимаемый в связи с  применением упрощенной системы  налогообложения    757,2 669,3 790,7      
Единый  налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности           288,4 281 314,9      
Единый  сельскохозяйственный налог 6,6 2,4 1,5      
Налоги  на имущество 327,4 418,3 770,5 8,96 11,38 17,11
Налог на имущество физических лиц 46,4 112,3 127,7      
Земельный налог                      281 306 642,8      
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 4,1 5 5,9 0,11 0,14 0,13
Налог на добычу полезных ископаемых 2,7 3,5 4,1      
Сбор  за пользование объектами животного  мира 1,4 1,5 1,8      
Государственная пошлина              80 89,2 249,9 2,19 2,43 5,55
Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам    2 53,9 432,8 0,05 1,47 9,61

     В 2008-2010 гг. удельный вес местных налогов  и сборов в общей сумме налоговых  поступлений в городской бюджет составлял соответственно 9%, 11,4% и 17%. Наибольший прирост среди местных налогов дали поступления по земельному налогу в 2,1 раза или на 336,8 млн.рублей в связи с увеличением кадастровой стоимости земли с 1 января 2010 года. Таким образом, основной рост доходов бюджета города Барнаула сложился за счет налоговых поступлений.    

     Налоги  и сборы, вводимые органами местного самоуправления, действуя на определенной территории, позволяют учитывать  особенности развития и состояния  экономики отдельного региона, оказывают  регулирующее влияние на ее развитие. Действующая в городе система  местных налогов в основном ориентирована  на поддержку товаропроизводителей, осуществляющих реализацию продукции  собственного производства, предприятий, занимающихся строительством и ремонтом дорог, инженерных сетей, содержанием  и эксплуатацией жилищного фонда. В сфере торговли и услуг льготируются реализация лекарств, товаров детского ассортимента, хлеба, молока, овощей, услуги общественного питания, бытового обслуживания.

     Межбюджетные  трансферты за 2010 год составили 2761,1 млн.рублей, что выше уровня 2009 года на 34,1 млн.рублей, данные показатели представлены на рисунке 3. Объем дотации и субсидий, выделяемых бюджету за анализируемый налоговый период, сократился на 24 и 22 % соответственно, что свидетельствует об уменьшении объемов несобственных доходов бюджета города. [15] 

     Рисунок 3 – Динамика поступления межбюджетных трансфертов, в млн. руб. 

     Городской бюджет в последние годы закладывался дефицитным, однако исполнялся, в основном с профицитом: на 2008 г. превышение расходов над доходами составило 40,7 млн. руб., хотя планируемый дефицит был  на 92% больше (509,6 млн. руб.). На 2009 год  дефицит бюджета планировался на уровне 209,2 млн. руб., но исполнен бюджет был и с профицитом в 91,4 млн. рублей. В 2010 году история повторилась и  вместо дефицита в 188,2 млн. рублей, профицит составил 202,2 млн. рублей.

     Бюджетная обеспеченность за счет доходов в 2010 году составила  
12,8 тыс.рублей на одного жителя, что выше уровня 2009 года на 12,3% и уровня 2008 года на 10,3% , данные показатели отражены на рисунке 4. [26]
 

     

Рисунок 4 - Уровень доходов и расходов бюджета города Барнаула на одного жителя в 2008-2010 гг., в тыс.рублей 

     Муниципальный долг с начала года сократился на 406,5 млн.рублей или 93,4% за счет погашения  кредитов коммерческим банкам и кредита, предоставленного из федерального бюджета, снижения объема выданных гарантий и  на 01.01.2011 составил 28,7 млн.рублей.

     Эти показатели говорят о том,  что  администрация и налоговые органы города Барнаула в 2010 году сработали  слаженно и эффективно. Ведь, в друих  городах сибири,  таких как  Красноярск, Иркутск и Томск, уровень доходов бюджета в 2010 году в сранении с 2008 снизился на 10, 27 и 21% соответсвенно. [34] 

     Итак, бюджет города является отражением его  финансового положения. Анализируя данные формирования доходов бюджета города Барнаула в период с 2008 по 2010 год, можно сделать вывод, что на протяжении последних лет финансовая самостоятельность бюджета увеличивается. Доля собственных доходов в структуре доходов бюджета возрастают с каждым годом, а объем дотаций и субсидий за анализируемый период, сократился на 24% и 22 % соответсвенно. За счет роста доходов, ежегодно возрастает бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя.

     Структура бюджета ежегодно остается неизменной: половина бюджета наполняется за счет налоговый поступлений, около 35% за счет безвозмездных поступлений  и только 15% составляют неналоговые доходы. В 2010 году налоговых и неналоговых доходов поступило на 19,2% больше, чем в 2009 году. 

     Среди налоговых поступлений лидируют федеральные налоги и сборы, из них наибольший доход бюджету города Барнаула принесли отчисления по налогу на прибыль и НДФЛ. В 2008-2010 гг. удельный вес местных налогов в общей сумме налоговых поступлений в городской бюджет составлял соответственно 9%, 11,4% и 17%. Наибольший прирост среди местных налогов дали поступления по земельному налогу, в связи с увеличением кадастровой стоимости земли с 1 января 2010 года. Таким образом, основной рост доходов бюджета города Барнаула сложился за счет налоговых поступлений.

 

     3 Проблемы формирования бюджета города Барнаула и пути их преодоления

 

     Проблемы  бюджета муниципального образования  г. Барнаула во многом схожи с общими проблемами местных бюджетов Российской Федерации. Как уже отмечалось, в реально функционирующей бюджетной системе РФ, полномочия муниципальных органов власти не подкреплены реальными финансовыми ресурсами. Иными словами, происходит постоянное снижение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

     Процесс развития местных бюджетов всегда будет зависеть от решения проблемы налогообложения на муниципальном уровне: слабость налоговой базы МСУ, невозможность самостоятельного налогового администрирования собственных доходов, низкий уровень собираемости налогов и налоговой культуры населения. В тоже время общая направленность налоговой реформы в стране остается достаточно негативной для доходной базы местных органов власти.

     Как показал проведенный анализ доходов  бюджета г. Барнаула, органы местного самоуправления не могут справиться с проблемой формирования доходов без помощи от центра. Согласно анализу, 35% доходов составляют безвозмездные поступления в виде дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов.

     Выход видится в том, чтобы при формировании доходов увеличивать долю собственных доходов. Согласно проведенному анализу, у города Барнаула прослеживается тенденция увеличения собственных доходов и есть для этого определенные ресурсы.

     Конечно, самым четким выражением самостоятельности  органов местного самоуправления и  оптимальным видом собственных  доходов местных бюджетов являются так называемые эксклюзивные налоги, которые могут взиматься только данным муниципальным образованием. Но законодательная база налогообложения в данный момент не благоприятствует развитию получения доходов в этом направлении. Поэтому необходимо принятие  мер по повышению собираемости существующих налогов. [13]

     Прежде  всего, необходимо совершенствовать действующее законодательство. Задача органов государственной власти субъектов Российской Федерации  - на основе анализа размещения налоговой базы по муниципальным образованиям и оценки бюджетной обеспеченности муниципальных образований всех типов, по закрепленным за ними налоговыми доходами, принять решение о передаче дополнительных нормативов федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты и усовершенствовать механизм распределения налогов по уровням бюджетной системы, но до начала формирования бюджетов принять соответствующие законы субъектов Российской Федерации.

     Необходимо  проведение эффективной  налоговой политики, направленной на увеличение уровня собираемости налогов. Прежде всего, нужно повысить собираемость местных налогов.

     Говоря  о земельном налоге, следует отметить, что полнота и своевременное  взимание земельного налога осложняется  тем, что помимо несовершенства используемых методов определения налогооблагаемый базы, не до конца сформирован реестр налогоплательщиков. Население не желает регистрировать свою собственность и переходить в разряд налогоплательщиков.  Кадастровая оценка земель, зачастую, не отражает реально сложившуюся рыночную цену. В связи с этим, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о возможности предоставления права органам местного самоуправления самостоятельно индексировать налоговую базу по земельному налогу в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством. [16]

     Для получения налога на имущество физических лиц в полном объеме, органы местного самоуправления должны провести полную инвентаризацию всех объектов налогообложения (жилых домов, квартир, дач и гаражей), создать реестр  объектов налогообложения, определить их собственников. [8]

     Однако, даже при решении этих вопросов, система местных налогов, скорее всего не сможет обеспечить финансовую самостоятельность муниципальных  образований, поскольку доходы от них  не становятся определяющими при  формировании доходов местных бюджетов. Наиболее значимыми для местных бюджетов остаются отчисления по налогу на доходы физических лиц. Но важной проблемой является порядок уплаты данного налога: он уплачивается не по месту жительства налогоплательщика, а по месту работы. 

     Зачисление  НДФЛ по месту работы налогоплательщика  означает, что в бюджеты муниципальных  образований не поступает налог  на доходы граждан, основное место работы которых расположено на территории другого муниципального образования. Особенно актуальна эта проблема стоит для бюджетов муниципальных  образований, которые расположены  близко к развитым промышленным центрам  и мегаполисам и выступают  в качестве «донора» рабочей силы для них. В связи с этим в  местных бюджетах отмечается недостаточное  финансирование. Кроме того, льготы по НДФЛ в виде социальных и имущественных вычетов граждане получают по месту жительства, т. е. возврат сумм налога производится из бюджета, в который он не поступал. Решение этой проблемы, необходимо возложить на плечи органов государственной власти федерального уровня, и это поможет повысить доходность местных бюджетов. [12]

     Для повышения собираемости налогов  на территории муниципального образования, нужно совершенствовать систему налогового администрирования, путем улучшения механизмов мобилизации,  учета и контроля правильности исчисления,  полноты и своевременности уплаты налогов, применение комплекса административно-уголовных мер для неплательщиков, совершенствование работы налоговых органов. [25]

       Также, необходимо повышение налоговой базы муниципальных образований.

Например, чтобы увеличить налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, администрациям муниципальных образований следует активно проводить муниципальные программы роста доходов населения. Способствовать выведению заработной платы из «тени», ее росту и индексации в связи с инфляцией, созданию дополнительных рабочих мест, повышению уровня деловой активности населения,  вследствие создания условий для развития и укрепления малого бизнеса.

Информация о работе Источники дополнительных финансовых средств в Муниципальном образовании