Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:09, курсовая работа
Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом. Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной.
1. Органы федерального казначейства их структура и функциональные обязанности.........................................................................................................3
2. Роль Казначейства в исполнении доходной базы бюджета Бюджетной Системы Российской Федерации....................................................................13
3.Совершенствование развития органов казначейства....................................27
Список использованной литературы...................................................................42
Краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов;
Краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;
Распределение доходов и учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
Размещение на возвратной и платной основе государственных финансовых ресурсов;
Осуществление взаимодействия с Банком России и ФНС России и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;
Обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга и т.д.
Таким образом, из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что на органы казначейства возложено большое количество функций. И что по мере развития его территориальных органов и освоения ими всех этих функций в полном объеме оно будет играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и экономики России в целом.
2. Роль Казначейства в исполнении доходной базы бюджетов бюджетной
системы
Финансовые и информационные потоки в рамках базовых направлений функционирования органов Казначейства России непосредственно связаны с планированием и составлением бюджетов, их исполнением, обслуживанием бюджетов различного уровня, контролем и оценкой исполнения федерального и территориальных бюджетов. Это предъявляет повышения требования к казначейскому исполнению бюджетов.
Казначейское исполнение бюджета – это прежде всего технология, которая требует выполнения четких правил.
Выделяют три основных технологических процесса в общей организации исполнения бюджета казначейскими органами:
Исполнение федерального бюджета по доходам;
Исполнение федерального бюджета по расходам;
Завершение финансового года по доходам и расходам.
Казначейское исполнение бюджета по доходам заключается в перечислении и зачислении доходов на единый счет бюджета;
распределении в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврате излишне уплаченных и излишне взысканных с налогоплательщиков в бюджет сумм доходов; учете доходов бюджета и составлении отчетности о доходах соответствующего бюджета.
На 2011 год Законом «О Федеральном Бюджете» утверждено исполнение федерального бюджета на сумму 8844,6 млрд.руб. (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика доходов федерального бюджета
| Налог на прибыль организаций |
| Единый социальный налог |
| Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
| Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
| Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
| Ввозные таможенные пошлины |
| Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
| Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
| Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
| Прочее |
Структура доходов федерального бюджета выглядит следующим образом. (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Структура доходов федерального бюджета
Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета являются (Рис.6.):
Налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей;
Коммерческие Банки и учреждения Банка России, осуществляющие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств;
Органы Казначейства России, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей;
Органы Федеральной Налоговой службы, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачетов налогов и платежей их федерального бюджета.
Рис.6. Участники процесса формирования доходной части федерального бюджета
Данный рисунок отражает поэтапное исполнение бюджетов по доходам через систему Федерального Казначейства.
Бюджетным кодексом Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов всех уровней, которое признано единственно допустимым[1].
На органы федерального казначейства повсеместно возлагаются функции по управлению счетами федерального бюджета и бюджетными средствами, по осуществлению платежей за счет бюджета от имени и по поручению бюджетных учреждений. В соответствии с законодательством федеральное казначейство «организует исполнение федерального бюджета Российской Федерации, кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»[2]. Процесс исполнения федерального бюджета начинается с утверждения Министерством финансов Российской Федерации сводной бюджетной росписи доходов и расходов, показатели которой затем доводятся до главных распорядителей бюджетных средств и в орган исполняющий бюджет. После этого начинается кассовое исполнение федерального бюджета по доходам и расходам через казначейские технологии.
Основные этапы исполнения бюджета по доходам и распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней при казначейском исполнении бюджета определены в статье 218 Бюджетного Кодекса. К ним относятся[3]:
I. зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов и сборов и иных поступлений в бюджетную систему, распределенных по нормативам, действующим в текущем финансовом году;
II. возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов начисленных на излишне взысканные суммы;
III. зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;
IV. уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
V. перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных администратором налогов, сбором и иных платежей, а также сумм процентов такого возврата, начисленных на излишне взысканные суммы с единых счетов бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства.
Порядок поэтапного исполнения бюджета по доходам органами федерального казначейства регулируется Приказом Министерства финансов РФ от 5 сентября 2008г. N 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» с изм. и доп.
Первый этап: зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов и сборов и иных поступлений в бюджетную систему, распределенных по нормативам, действующим в текущем финансовом году.
Органы федерального казначейства ежегодно, до начала финансового года, доводят сведения о реквизитах счетов до администраторов поступлений в бюджет, под которыми понимается налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. в свою очередь, администраторы поступлений в бюджет доводят реквизиты счетов до плательщиков.
Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме перечислять налоги и платежи в доход бюджета, предоставив в банк до наступления срока платежа соответствующие платёжные документы. При этом налогоплательщики имеют право обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате или зачёте в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.
Распределение доходов между бюджетами разных уровней производится по установленным нормативам отчислений в целом по сумме поступившего дохода (коду бюджетной классификации).
Поступившие от налогоплательщиков налоги и сборы и иные платежи отражаются на счете 40101 – «Доходы, распределяемые органами Федерального Казначейства, между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», открытый органам Федерального Казначейства в учреждениях Центрального Банка.
Информация о поступивших доходах направляется органу Федерального Казначейства в виде выписки по счету с прилагаемыми к ней платежными документами (расчетные документы по поступлениям зачисляемым в Банк, минуя счет Казначейства; заявки на возврат, уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, представленные администратором доходов и иные документы), что является основанием для зачисления доходов на единый счет.
Следующей процедурой является распределение доходов по уровням бюджетной системы, которая осуществляется органами Федерального Казначейства по кодам бюджетной классификации и нормативов утвержденных в Законе «О Бюджете» и действующих в текущем финансовом году.
По итогам распределения за каждый день Казначейство формирует платежное поручение, в котором плательщиком выступает само Казначейство, а получателем – Федеральное Казначейство, в отношении средств федерального бюджета или финансовый орган в отношении средств региональных и местных бюджетов.
На основании этого платежного документа учреждение Банка, поступившие за день доходы отражает на следующих счетах:
40105 – Средства федерального бюджета;
40201 – Средства бюджета субъекта Российской Федерации;
40204 – Средства местного бюджета.
В органах Федерального Казначейства данная информация о поступивших доходах отражается на лицевых счетах, открытых администратору доходов соответствующего бюджета.
После распределения поступивших доходов Федеральное Казначейство готовит и направляет в электронном виде информацию о доходах администраторам доходов в финансовые органы, в форме реестра поступивших доходов с копиями платежных документов.
Платежи, по которым отсутствует код бюджетной классификации или указан несуществующий код относят к невыясненным поступлениям.
Также органы Федерального Казначейства уполномочены осуществить процедуры по зачету и возврату излишне уплаченных сумм доходов.
Второй этап. Содержание второго этапа включает в себя возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы и установленные в ст.218 этапы «утончение администратором доходов платежей», и «перечисление средств бюджета, необходимое для возврата». Возврат (зачет) излишне уплаченных или взысканных сумм поступлений, осуществляется по тем нормативам отчислений, которые установлены федеральным законом, законом субъектов Федерации и положений местных самоуправлений на текущий финансовый год. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке платёжное поручение на возврат налога.
Операции по возврату налогов юридическим лицам и физическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчётов. Все операции по возврату доходов осуществляются банком в пределах остатка средств на счёте казначейства и отражаются в выписке по лицевому счёту[4].
Возврат доходов из бюджета осуществляется физическими и юридическими лицами на основании требований налогового законодательства.
Информация о работе Исполнение доходов бюджета органами Казначейства