Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:31, курсовая работа
Исполнение бюджета - процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:
• казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;
Эффективное функционирование казначейства основывается на полной подчиненности и подотчетности ОФК УФК, которые в свою очередь непосредственно подчиняются Казначейству России, преобразованному из Главного управления Федерального казначейства в 2005 г.
Казначейство России возглавляет руководитель, назначаемый на должность Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов. Ему подчиняются территориальные органы управления и заместители, курирующие управления в составе Казначейства России.
Казначейство России исполняет следующие основные функции:
− доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
− ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
− открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
− открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
− ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и
получателей средств федерального бюджета;
− ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
− составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении и федерального, и консолидированного бюджета Российской Федерации;
− получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении и федерального, и консолидированного бюджета Российской Федерации;
− осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
− осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств
федерального бюджета;
− осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
− осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
− обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Казначействе России;
− осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального
бюджета;
− осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
− обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минфин России предложения по его совершенствованию;
− осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Казначейства России и реализацию возложенных на него функций;
− обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
− обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
− обеспечивает мобилизационную подготовку Казначейства России;
организует профессиональную подготовку работников Казначейства России, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
− осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Казначейства России;
− взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
− проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд Казначейства России,
а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
− ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов.
В Казначействе России созданы специализированные управления, подчиняющиеся соответствующему заместителю, имеющие в своем составе отделы, ориентированные на выполнение определенного круга функциональных задач.
УФК по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей министром финансов по представлению руководителя Казначейства России.
Основные функции УФК:
− организация бюджетного и финансового исполнения бюджета РФ
исходя из принципа единства кассы;
− руководство работой ОФК;
− доведение до ОФК размеров ассигнований из федерального
бюджета;
− учет распорядителей бюджетных средств;
− распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов РФ;
− краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование
средств бюджета Российской Федерации;
− сводный систематический, полный и стандартизированный учет
операций по движению бюджетных средств;
− внедрение и эффективное использование единой информационно-
ОФК по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем УФК.
Основные функции ОФК:
− обеспечение в соответствии с установленными размерами ассигнований целевого финансирования предприятий, учреждений и организаций;
− контроль своевременности совершения операций с бюджетными средствами и их целевое использование;
− учет операций по движению бюджетных средств;
− обработка и передача вышестоящим органам казначейства от
четов об исполнении бюджетных доходов и расходов и т.д.
ОФК выполняют эти функции в пределах подконтрольных территорий.
К основным задачам ОФК относятся:
− осуществление и учет операций со средствами федерального бюджета, средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений в соответствии с бюджетным законодательством РФ, ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
− осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, нормативными правовыми актами и законами о бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах на соответствующий год исходя из заключенных ОФК соглашений по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
− обеспечение функционирования счетов ОФК, прием и обработка электронных платежных документов, организация электронных расчетов с УФК или учреждениями Банка России, взаимодействие с банком по обеспечению получателей средств денежной наличностью;
− ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, ведение бюджетного учета в целях обеспечения надлежащего исполнения сметы расходов на содержание ОФК, формирование полной и достоверной информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств ОФК и т.д.
Все органы Казначейства России − юридические лица, они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, Минфином России или по согласованию с ним. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов Казначейства России.
Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы Казначейства России не имеют права.
При такой организации Правительству РФ обеспечивается поступление полной, надежной, оперативной и достоверной информации по бюджетным и внебюджетным операциям органов государственного управления, а также об исполнении бюджета и других операциях региональных и местных органов государственного управления с тем, чтобы иметь возможность эффективно корректировать исполнение бюджета с учетом развития событий в экономике.
Таким образом система органов Казначейства России в рамках поставленных перед ней задач обеспечивает:
− финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
− учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;
− сбор, обработку и анализ данных о состоянии государственных ресурсов;
− контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;
− ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;
− краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов;
− краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;
− распределение доходов и учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ;
− регулирование финансовых отношений между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
− размещение на возвратной и платной основе государственных
финансовых ресурсов;
− осуществление взаимодействия с Банком России и ФНС России и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;
− обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долги т.д.
КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ
КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ
Одна из важнейших функций, возложенных на казначейские органы − работа по контролю за расходованием средств бюджета на всех уровнях его исполнения. Органы Казначейства России в соответствии с этими функциями осуществляют предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и ПБС, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Казначейство России взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контрольных функций.
Основные направления контрольной деятельности органов казначейства:
− предварительный и текущий (оперативный) контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями
бюджетных средств;
− проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета.
Казначейская система контроля за расходованием бюджетных средств на уровне субъекта РФ повторяет основные этапы финансового контроля, но отличается большей детализацией и направленностью на конкретного получателя бюджетных средств.
Первый этап казначейского контроля − предварительный контроль, который заключается в санкционировании расходов получателей бюджетных средств, производится в момент принятия получателем бюджетных средств обязательств по уплате средств и реализуется до момента фактического расходования средств. Он состоит в том числе в санкционировании и учете заключаемых получателем бюджетных средств договоров, проведении конкурсов на централизованное размещение государственного заказа по покупке товаров, работ, услуг для нужд бюджетных учреждений, пресечении возможности нецелевого использования бюджетных средств организационными мерами.
Информация о работе Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса