Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Исполнение бюджета - процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источ­нику, а также финансирование организаций и учреждений в пре­делах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В мировой практике известны следующие системы исполне­ния бюджетов:
• казначейская, при которой на специальные органы министер­ства финансов (казначейства) возложены организация испол­нения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распо­рядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;

Работа содержит 1 файл

Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Эффективное функционирование казначейства основывается на полной подчиненности и подотчетности ОФК УФК, которые в свою очередь непосредственно подчиняются Казначейству России, преобразованному из Главного управления Федерального каз­начейства в 2005 г.

Казначейство России возглавляет руководитель, назначаемый на должность Правительством Российской Федерации по представле­нию министра финансов. Ему подчиняются территориальные органы управления и заместители, курирующие управления в составе Казна­чейства России.

Казначейство России исполняет следующие основные функции:

               − доводит до главных распорядителей, распорядителей и получа­телей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

               − ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

               − открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

              − открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, рас­порядителей и получателей средств федерального бюджета;

−  ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и

получателей средств федерального бюджета;

         − ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федераль­ного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

          − составляет и представляет в Минфин России оперативную ин­формацию и отчетность об исполнении и федерального, и консолидированного бюджета Российской Федерации;

− получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов мест­ного самоуправления материалы, необходимые для составления отчет­ности об исполнении и федерального, и консолидированного бюджета Российской Федерации;

          − осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;

          − осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств
федерального бюджета;

            − осуществляет управление операциями на едином счете федераль­ного бюджета;

            − осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

            − обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджет­ной системы Российской Федерации от имени и по поручению соот­ветствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Казначействе России;

           − осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального

бюджета;

             − осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

             − обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минфин России предложения по его совершенствованию;

               − осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Казначейства России и реализацию возложенных на него функций;

              − обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

              − обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

              − обеспечивает мобилизационную подготовку Казначейства России;

организует профессиональную подготовку работников Казначейства России, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

             − осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Казначейства России;

                       − взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

              − проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд Казначейства России,
а также на проведение научно-исследовательских работ для государ­ственных нужд в установленной сфере деятельности;

            − ведет реестр государственных контрактов, заключенных от име­ни Российской Федерации по итогам размещения заказов.

  В Казначействе России созданы специализированные управления, подчиняющиеся соответствующему заместителю, имеющие в своем составе отделы, ориентированные на выполнение определенного кру­га функциональных задач.

    УФК по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петер­бургу возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей министром финансов по представлению руководителя Казначейства России.

Основные функции УФК:

− организация бюджетного и финансового исполнения бюджета РФ

исходя из принципа единства кассы;

          − руководство работой ОФК;

−  доведение до ОФК размеров ассигнований из федерального

бюджета;

           −  учет распорядителей бюджетных средств;

           − распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъек­тов РФ;

           − краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование
средств бюджета Российской Федерации;

  − сводный систематический, полный и стандартизированный учет
операций по движению бюджетных средств;

− внедрение и эффективное использование единой информацион­но-телекоммуникационной системы Казначейства России и т.д.

ОФК по городам (кроме городов районного подчинения), райо­нам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемы­ми на должность и освобождаемыми от должности руководителем УФК.

Основные функции ОФК:

− обеспечение в соответствии с установленными размерами ассиг­нований целевого финансирования предприятий, учреждений и орга­низаций;

− контроль своевременности совершения операций с бюджетны­ми средствами и их целевое использование;

− учет операций по движению бюджетных средств;

− обработка и передача вышестоящим органам казначейства от­
четов об исполнении бюджетных доходов и расходов и т.д.

ОФК выполняют эти функции в пределах подконтрольных тер­риторий.

   К основным задачам ОФК относятся:

  − осуществление и учет операций со средствами федерального бюджета, средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, средствами, поступающими во вре­менное распоряжение бюджетных учреждений в соответствии с бюд­жетным законодательством РФ, ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Фе­дерации по итогам размещения заказов;

   − осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, нормативными правовыми актами и законами о бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах на соответствующий год исходя из заключенных ОФК соглашений по кассовому обслу­живанию исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

            − обеспечение функционирования счетов ОФК, прием и обработ­ка электронных платежных документов, организация электронных расчетов с УФК или учреждениями Банка России, взаимодействие с банком по обеспечению получателей средств денежной наличностью;

            − ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетно­сти по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому об­служиванию исполнения бюджетов бюджетной системы  РФ, ведение бюджетного учета в целях обеспечения надлежащего  исполнения сметы расходов на содержание ОФК, формирование полной и достоверной информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств ОФК и т.д.

Все органы Казначейства России − юридические лица, они отно­сятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми докумен­тами, утвержденными Президентом Российской Федерации, Прави­тельством РФ, Минфином России или по согла­сованию с ним. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руково­дящими для органов Казначейства России.

Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по воп­росам исполнения федерального бюджета уполномоченными органа­ми. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненад­лежащими документами органы Казначейства России не имеют права.

При такой организации Правительству РФ обеспечивается поступление полной, надежной, оперативной  и достоверной инфор­мации по бюджетным и внебюджетным операциям органов государ­ственного управления, а также об исполнении бюджета и других опе­рациях региональных и местных органов государственного управления с тем, чтобы иметь возможность эффективно корректировать испол­нение бюджета с учетом развития событий в экономике.

     Таким образом  система органов Казначейства России в рамках поставленных перед ней задач обеспечивает:

     − финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

      − учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;

       − сбор, обработку и анализ данных о состоянии государственных ресурсов;

       − контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;

       − ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;

       −  краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов;

       − краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;

         − распределение доходов и учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ;

         − регулирование финансовых отношений между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

         − размещение на возвратной и платной основе государственных
финансовых ресурсов;

         − осуществление взаимодействия с Банком России и ФНС Рос­сии и иными государственными органами власти и управления в це­лях улучшения исполнения федерального бюджета;

     − обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долги т.д.

КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ

КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ

       Одна из важнейших функций, возложенных на казначейские орга­ны − работа по контролю за расходованием средств бюджета на всех уровнях его исполнения. Органы Казначейства России в соответствии с этими функциями осуществляют предварительный и текущий конт­роль по операциям с бюджетными средствами главных  распорядителей, распорядителей и ПБС, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам го­сударственных внебюджетных фондов. Казначейство России взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контрольных функций.

        Основные направления контрольной деятельности органов каз­начейства:

         − предварительный и текущий (оперативный) контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями
бюджетных средств;

        − проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета.

         Казначейская система контроля за расходованием бюджетных средств на уровне субъекта РФ повторяет основ­ные этапы финансового контроля, но отличается большей детализа­цией и направленностью на конкретного получателя бюджетных средств.

        Первый этап казначейского контроля − предварительный конт­роль, который заключается в санкционировании расходов получате­лей бюджетных средств, производится в момент принятия получате­лем бюджетных средств обязательств по уплате средств и реализуется до момента фактического расходования средств. Он состоит в том числе в санкционировании и учете заключаемых получателем бюджетных средств договоров, проведении конкурсов на централизованное раз­мещение государственного заказа по покупке товаров, работ, услуг для нужд бюджетных учреждений, пресечении возможности нецелевого использования бюджетных средств организационными мерами.

Информация о работе Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса