Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:31, курсовая работа
Исполнение бюджета - процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:
• казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;
Рисунок 2. – Исполнение бюджета по доходам органами Казначейства России
− о возвратах излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
− о зачетах излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
− возврат средств плательщикам осуществляется со счетов органов Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации,
− суммы к возврату из соответствующего бюджета определяются в соответствии с величиной дохода, подлежащей перечислению на единый счет бюджета по результатам распределения. Недостающие суммы к возврату перечисляются органами Федерального казначейства с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
.
4. Исполнение бюджета по расходам
Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета - величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при исполнении полностью зависит от доходов.
Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых можно проводить финансирование:
1) составление и утверждение бюджетной росписи;
2) утверждение и доведение до распорядителей и получателей
бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях,
лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет
доходов и расходов;
3) принятие денежных обязательств получателями бюджетных
средств;
4) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Каждый этап санкционирования расходов бюджета имеет свои особенности.
1. Составление и утверждение бюджетной росписи.
Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную
роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
2. Утверждение и доведение до распорядителей и получателей
бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях,
лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет
доходов и расходов.
Главные распорядители на основе установленных им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений и не дают права бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств.
После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается руководителем этого органа.
3. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных
средств.
Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов могут принимать обязательства по расходованию средств федерального бюджета путем составления платежных и иных документов.
4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой счет финансированию.
Орган казначейства, где открыт лицевой счет получателю бюджетных средств, может отказаться подтвердить принятые денежные обязательства исключительно в следующих случаях:
• при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям, предъявляемым к платежным и иным документам, не
обходимым для совершения расходования средств;
• при несоответствии принятых бюджетных обязательств закону о бюджете доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
• при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
• при блокировке расходов.
5. Организация финансового контроля за исполнением бюджета
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет основные формы финансового контроля, которые должны применяться при казначейской системе исполнения бюджета.
1. Финансовый контроль, осуществляемый казначейством. Это предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса.
2. Финансовый контроль, осуществляемый Минфином России в лице контрольно-ревизионных органов. Он подразумевает последующий контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.
3. Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств за получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
4. Финансовый контроль, осуществляемый финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований при самостоятельном исполнении бюджетов.
Цели использования бюджетных средств определяются: утвержденным бюджетом; бюджетной росписью; уведомлением о бюджетных ассигнованиях; сметой доходов и расходов; иными правовыми основаниями получения бюджетных средств.
В целях обеспечения контроля за исполнением федерального бюджета по запросам Счетной палаты должны оперативно представляться:
• Министерством финансов Российской Федерации - копии
платежных документов, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;
• Банком России (еженедельно) - электронная копия базы данных платежных, документов и выписок по всем счетам, подтверждающих операции по счетам органов казначейства.
• Счетная палата - орган государственного финансового контроля, который осуществляет последующий документальный контроль всех бюджетных доходов и расходов, проверяет отчеты министерств об исполнении бюджета и представляет свои заключения высшим органам власти.
Выделяются три основных этапа контроля. Предварительный контроль. Проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными учреждениями обязательств и препятствует принятию бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями.
Текущий контроль. Осуществляется на стадиях финансирования расходов. Бюджетное учреждение представляет для проверки в орган, исполняющий бюджет, документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Кроме того, оно должно соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов. На данном этапе ставится препятствие оплате несуществующих расходов бюджетных учреждений.
6. ВЕДЕНИЕ СВОДНОГО РЕЕСТРА ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ, РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ И СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В целях централизованного учета главных распорядителей, распорядителей, получателей и создания информационной базы для ого исполнения федерального бюджета Казначейством России Сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета (СРРПБС). Он предназначен для использования казначейством России и его территориальными органами, ГРБС, РБС и Минфином России при обеспечении кассового исполнения федерального бюджета.
Реестр главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета -
структурированный перечень, включающий сведения о главном распорядителе средств федерального бюджета и обо всех находящихся в его ведении распорядителях и получателях средств федерального бюджета.
Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета – структурированный перечень
включающий сведения обо всех главных распорядителях, распорядителях и получателях бюджетных средств.
Включение ГРБС, РБС и ПБС в СРРПБС - необходимое условие открытия им соответствующих лицевых счетов в территориальных органах казначейства России.
При включении Казначейство присваивает им код по СРРПБС, при этом главным распорядителям, распорядителям и получателям присваивается один код вне зависимости от открытия им соответствующих лицевых счетов в территориальных органах Казначейства России.
Ведение части СРРПБС, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами и с учетом требований по защите гос. тайны
Часть СРРПБС, а также изменения к ней, содержащие сведения составляющие государственную тайну, доводятся Казначейством до его территориальных органов, ГРБС и Минфина РФ в соответствии с требованиями по защите государственной тайны.
До распорядителей часть СРРПБС, а также изменения к нему содержащие сведения, составляющие государственную тайну, доводятся территориальными органами Казначейства России в CI с требованиями по защите государственной тайны.
СРРПБС, который ведется Казначейством России, содержит сведения обо всех главных распорядителях, распорядителях получателях, которые когда-либо были включены в этот реестр.
СРРПБС содержит следующие реквизиты главных paспорядителей, распорядителей и получателей:
■ код по СРРПБС;
■ полное наименование;
■ краткое наименование. При отсутствии в учредительных документах главных распорядителей, распорядителей и получателей краткого наименования в реквизите «Краткое наименование" указывается полное наименование главных распорядителей, распор., и получателей;
■ код административной подчиненности — код ГРБС, в ведении которого находятся РБС и ПБС по перечню прямых получателей (ППП) средств федерального бюджета. Для РБС и ПБС, не находящихся в ведении ГРБС, код административной подчинении принимается равным 000 (три нуля);
■ код формы собственности по Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС);
■ код организационно-правовой формы по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ)
■ коды территориальных органов Казначейства России в соответствии с Ведомственным классификатором территориальных органов Федерального казначейства (КОФК), в которых открыты лицевые счета главным распорядителям, распорядителям и получателям и иным получателям средств федерального бюджета.
Для ГРБС и РБС указываются следующие коды:
■ КОФК, в котором ему открыт лицевой счет распорядителя.
■ КОФК, в котором ему открыт лицевой счет получателя.
■ КОФК, в котором ему открыт лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
■ КОФК, в котором ему открыт лицевой счет по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляемых на оперативно-розыскную деятельность (ОРД).
Для ПБС указываются следующие коды:
■ КОФК, в котором ему открыт лицевой счет получателя;
■ КОФК, в котором ему открыт лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
■ КОФК, в котором ему открыт лицевой счет по учету средств для ОРД.
Информация о работе Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса