Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:43, реферат
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих
расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные,
сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ
их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между
государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по
поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в
руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком
средств, а население , предприятия и организации - кредиторами.
1. Введение 3
2. Сущность и значение государственного кредита 4
3. Формы государственного кредита 8
4. Государственный долг управления им. 16
Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках
государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных
денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности
государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы
направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.
(2( При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью
государственного кредита средства используются для финансирования
экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит
является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя
достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета
и выступая важным
источником ускорения социально-
Существуют значительные резервы для повышения эффективности
государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены
следующие мероприятия:
1. обеспечить реальную
защиту прав интересов
инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций,
займов и вкладов в коммерческих банках;
2. повысить доходность
отдельных государственных
операций с
тем, чтобы кредиторы
дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
3. для пробуждения реального интереса физических и юридических лиц к
кредитным
операциям государства
интересы кредиторов, но и максимально разнообразить условия
выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности
ценных бумаг,
по обеспечению полной
4. расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям
государства
всех без исключения
5. перейти при реализации государственных ценных о официального курса к
рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые
ценности;
6. осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования
предприятий и организаций на оказание им помощи преимущественно путем
предоставления казначейских ссуд;
7. отказаться от прямого безвозмездного и безвозвратного использования
общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществлять
привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства
исключительно
на началах: срочности,
В первой половине 90-х гг в нашей стране бюджетные расходования на
обслуживания внешнего и внутреннего государственного долга, выдаче ссуд под
гарантию бюджета росли наиболее высокими темпами по сравнению с другими
ассигнованиями. Наиболее высокими темпами растет задолженность странам
дальнего зарубежья
и международным финансовым организациям.
По данным информационно-
около 70% привлеченных иностранных кредитов были направлены на валютно-
неокупаемые проекты.
К внешнему долгу государства
относится также задолженность
Федерации, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего
долга Беларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые
энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к
возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его
обслуживанию.
К сожалению, отрицательное
прежде всего, необходимостью приобретения энергоносителей для предприятий
с их устаревшим энергоемким оборудованием и технологиями, говорит само за
себя.
8. В СМИ сообщается о реальности подъема белорусской экономики и об
общепризнанности этого явления, даже сообщалось о сокращении внешней
задолженности Республики Беларусь с 928 млн. долларов США до 895
миллионов долларов. И все-таки, ситуация, сложившаяся на конец 1997 г. в
экономике Республики Беларусь, не оставляет вариантов: в 1998 г.
необходимо создать условия для макроэкономической и финансовой
стабилизации
в стране. (7(
Что же касается главных задач системы управления внешним долгом, то
это прежде всего: обеспечение национальной экономики республики внешними
источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития,
осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем,
чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны
обслуживать свой
внешний долг.
В 1998 году продолжится работа по развитию рынка ценных бумаг с
целью расширения неинфляционного кредитования дефицита государственного
бюджета, сглаживания колебаний процентных ставок денежного рынка и
поддержания ликвидности банковской системы.
Большое значение для
заимствования финансовых средств для покрытия дефицита бюджета и
инструмента регулирования банковской ликвидности и ставок денежного рынка
будет уделено достижению согласованности действия Министерства финансов и
Национального банка Республики Беларусь. Порядок такого взаимодействия
будет определен в специальном соглашении между Министерством финансов и
Национальным банком Республики Беларусь.
Осуществление комплекса мероприятий, направленных на регулярность
проведения аукционов государственных ценных бумаг, защиту прав инвесторов,
их широкое информирование о состоянии рынка ценных бумаг, обеспечение
доходности ценных бумаг на положительном реальном уровне, создание
надежной правовой и технической базы, позволит рынку ценных бумаг занять
достойное место в финансовой системе страны. (“Основные направления денежно-
кредитной политики Республики Беларусь на 1998 год”. Утверждено
Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 23.12.97 №
28).