Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:43, реферат
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих
расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные,
сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ
их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между
государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по
поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в
руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком
средств, а население , предприятия и организации - кредиторами.
1. Введение 3
2. Сущность и значение государственного кредита 4
3. Формы государственного кредита 8
4. Государственный долг управления им. 16
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: “Государственный кредит”.
Содержание:
1. Введение
2. Сущность и
значение государственного
3. Формы государственного
кредита
4. Государственный
долг управления им.
1. Введение.
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих
расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные,
сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ
их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между
государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по
поводу формирования
дополнительного денежного
руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком
средств, а население
, предприятия и организации -
кредиторами.
Из истории известно, что правительство России еще в начале
восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для
покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные
займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений
в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях
феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и
церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита
расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда
землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под
обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы
предоставлялись
и в принудительном порядке.
В это время сформировались следующие формы и виды государственного
кредита:
государственные займы - внутренние и внешние;
выпуск казначейских обязательств;
позаимствование
средств у казенных банков.
Постепенно крупнейшим
правительство. К 1861 г. государственный долг составлял внушительную сумму
- 1264 млн.рулей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50
млн. рублей. Или
почти 15% бюджетных расходов. (2(
История государственного
заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая
потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не
отказывается
от возможности мобилизации
и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным
шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут
финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-
культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных
бюджетных доходов.
2. Сущность и
значение государственного кредита.
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая
следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически
самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных
средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности
срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный
заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри
страны и в
международных отношениях. .(1(
С помощью государственного кредита государство мобилизует
дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных
расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость
использования государственного кредита объясняется противоречиями между
растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет
доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет
часть национального дохода станы. Выбранные Республикой Беларусь
приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств,
централизуемых в общегосударственном фонде. (1(
Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения,
установленном действующим законодательством с учетом общего состояния
экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Т.о. в сферу
бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов,
находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы
граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная
перестройка и регулирование экономики социальная политика государства,
расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют
больших средств.
В периоды экономического
день и в Республики Беларусь), коренных изменений в хозяйственном
механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает
острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения
дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В
период экономического подъема, напротив, потребность в государственном
кредите сокращается
и сфера его применения сужается.
Государственный кредит представляет отношения вторичного
распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального
богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов,
сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через
государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды
потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства
населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего
потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях
население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и
в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для
текущих производственных или социальных нужд ( в истории были примеры,
когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению
государства –
подписка на государственные займы).
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных
финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита
как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной
выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов,
мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует
возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде
процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и
являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату
средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный
характер.(1(
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений,
возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для
финансирования
бюджетных расходов и других
государственных программ. (1(
Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование
государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является
эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком –
государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов
власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать
дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без
использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного
кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование
финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса
государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный
спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит
отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к
платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем
поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов
государства. (2(
3. Отличия государственного
кредита от банковского.
Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных
отношений отличается
от банковского кредита рядом
особенностей:
Потребность государства в кредите.
Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости
урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными
ресурсами.
Государственный кредит
бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи
с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.
Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов
и используется
для поддержки
воспроизводства
и повышения его эффективности,