Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:43, реферат
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих
расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные,
сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ
их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между
государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по
поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в
руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком
средств, а население , предприятия и организации - кредиторами.
1. Введение 3
2. Сущность и значение государственного кредита 4
3. Формы государственного кредита 8
4. Государственный долг управления им. 16
связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника
и эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся
обязательства, из способности взимать налоги и получать займы. Рыночный
риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг
или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в
качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа
станет возможна лишь со скидкой или в известной мере в принудительном
порядке. Процентный риск – это риск изменения процентных ставок и
связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого – фиксация
процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и
относительная свобода
колебания рыночных ставок вверх
и вниз.
В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило
диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно
добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг.
Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям
экономики, регионам,
сроку погашения по долговым обязательствам.
Республика Беларусь как
как краткосрочные,
так и долгосрочные.
Выпуск государственных
привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том
числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.
Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь
Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и
размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Эмиссия облигаций
осуществляется в виде записей по счетам. (3( Первичное размещение
происходит путем их продаже на аукционе инвесторам – участникам аукциона.
При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по цене
ниже номинала) по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен,
устанавливаемых Министерством финансов в день проведения аукциона. Выпуск
облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана
определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право
в установленном
законодательством порядке
рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный
депозитарий, по согласованию с Министерством финансов может продавать на
вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном
размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день
проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по
истечении срока их обращения. Инвесторы получают доход в виде разницы
между ценами реализации
(погашения) и ценами приобретения облигаций.
(3(
Повышение рейтинга
стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что
приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со
снижением уровня инфляции и введением положительных ставок рефинансирования
Национального банка.
Выпуск долгосрочных государственных облигаций РБ осуществляется с
целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по
расходам со сроком обращения один год и более. Министерство финансов
определяет объем, дату выпуска облигаций, срок обращения и погашения,
номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку. Объемы эмиссии
учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение
облигаций производится Министерством финансов (главным государственным
казначейством) путем зачисления определенного количества облигаций на
специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии
(Национальном банке). (3( Выпуск долгосрочных государственных облигаций
осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков. В
обращении облигации могут использоваться первичными держателями при
расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых
обязательств. Погашение облигаций производится Национальным банком по
номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки,
установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении
срока обращения
выделяет необходимые средства Национальному
банку.
Долгосрочные облигации
финансирования дефицита государственного бюджета. С их помощью можно
цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному
долгу, увеличить
сроки государственных
стране.
Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные
тенденции по стабилизации денежно - кредитных отношений; расширить
безинфляционное покрытие дефицита государственного бюджета за счет эмиссии
высоко ликвидных
ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка
ценных бумаг.
Вторичный рынок
образовался в 1994 г., сразу после первого выпуска государсвенных
краткосрочных облигаций. Операции по вторичному обращению ГКО проводились
на ОАО “Белорусская фондовая биржа”, ЗАО “Межбанковская валютная биржа”.
Эмиссия ГКО в 1994 г. составила 11,4 млрд.руб. и на вторичном рынке
было заключено 32 сделки. Тогда же и начался процесс накопления опыта и
наработки нормативных документов по становлению вторичного рынка. В силу
незначительных объемов выпуска государственных ценных бумаг вторичный
рынок тогда
не имел должного развития.
В 1995 г. после принятия ряда мер, направленных на развитие рынка
ценных бумаг, он занял одно из ведущих мест среди других объектов
инвестиций. Большое влияние на активизацию вторичного рынка оказало
льготирование налогообложения доходов, получаемых от операций с этими
бумагами. Эмиссия государственных долговых обязательств составила 1680,5
млрд. руб., на биржах было зарегистрировано около1500 сделок на общую сумму
2,7 трлн. руб. Сформировавшись
в качестве механизма
денежных средств для финансирования дефицита государственного бюджета,
рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущую роль в
кредитно-денежной системе государства. Решение Национального банка было
утверждено “Положение об операциях Национального банка Республики Беларусь
с ценными бумагами на открытом рынке”, где в качестве целей их проведения
признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное
регулирование объема денежной массы. С конца сентября 1995 г. Национальный
банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце
1995 г. принята
концепция рефинансирования
банков.
Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых
ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это
преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов
выпуска государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и
срокам. Поэтому процентная ставка по операциям РЕПО является нижним
пределом базовой ставки рефинансирования. В 1996 г. выпуск
государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы. Эмиссия
ГКО составила 6032,03 млр. Руб. Вторичный рынок также набирает обороты.
Однако существовали трудности для субъектов хозяйствования в определении
текущей стоимости ГКО. Операторы вторичного рынка заключали сделки купли-
продажи ценных бумаг по ценам не биржевого рынка ввиду отсутствия
биржевого рынка, хотя последний должен быть своеобразным маяком для
определения стоимости бумаг (колебания между минимальной и максимальной
ценой отдельных выпусков иногда доходили до 25%). Указом Президента
Республики Беларусь от 09.04.96 № 139 “О преобразовании ЗАО “Межбанковская
валютная биржа”” ЗАО “Межбанковская валютная биржа преобразовано в
государственное учреждение “Межбанковская валютная биржа” (ГУ МВБ) и
передано в ведение Национального банка. С этого момента Национальный банк
активно включился в процесс организации вторичного рынка государственных
ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих
негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, Национальный
банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ., позволяющей ее
участникам совершать в рамках торговой сессии неограниченное количество
сделок с государственными ценными бумагами, а расчеты по ним и денежным
средствам проводить один раз после закрытия торговых позиций. Создание
биржевой системы позволит увеличить емкость рынка государственных ценных
бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого
круга инвесторов, позволит устранить риски непоставки ценных бумаг и
денег, что очень актуально на современном этапе развития не только для
рынка ценных бумаг, но и всей сферы денежно-кредитных отношений Республики
Беларусь.
Поэтому в целях
бумагами и ценными бумагами Национального банка Республики Беларусь,
обеспечения государственного регулирования и организации вторичного рынка:
в первом квартале 1997 г. введена в действие и эксплуатируется в