Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:43, реферат
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих
расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные,
сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ
их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между
государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по
поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в
руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком
средств, а население , предприятия и организации - кредиторами.
1. Введение 3
2. Сущность и значение государственного кредита 4
3. Формы государственного кредита 8
4. Государственный долг управления им. 16
ежедневном режиме электронная информационная система ГУ МВБ, которая
позволяет упорядочить организацию вторичного рынка ГКО в части выставления
котировок первичными
инвесторами;
издано совместное постановление Совета Министров Республики Беларусь и
Национального банка “О рынке государственных краткосрочных облигаций
Республики Беларусь и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь”
от 01.10.1997 г. №1305/23, в нем определено: обращение новых выпусков ГКО и
ценных бумаг Национального банка на вторичном рынке осуществляются через
торговую систему
ГУ МВБ;
решением Правления Национального банка от 24.09.97 г. утверждено “Временное
положение об обращении государственных ценных бумаг и ценных бумаг
Национального банка Республики Беларусь через ГУ МВБ”; в нем нашли
отражение основные моменты (участники торгов, виды сделок, которые могут
совершаться на бирже, порядок расчетов), направленные на дальнейшее
совершенствование
и установление прозрачности вторичного
рынка;
решением Совета Директоров Национального банка от 24.10.97 №42.1 утвержден
“Порядок проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг
и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь в ГУ МВБ”, в котором
подробно расписана процедура функционирования торговой системы по
государственным
ценным бумагам.
Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в
приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы
следующие мероприятия:
1. Национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление
ломбардных
кредитов под залог
2. Совершенствуется
система средств при
фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных
ценных
бумаг.
Все названные шаги направлены на повышение ликвидности
государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить
вторичный рынок государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую
торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для
каждого выпуска ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний
цен на этом рынке и предоставит Национальному банку более качественные
рычаги денежно-кредитного
регулирования.
Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами
производятся также
и для управления ликвидностью банковской
системы.
Государственный кредит формирует часть государственного долга
(внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних
займов, которые
связаны с развитием
Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере
международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных
и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности,
срочности, гарантии
погашения, целенаправленности. (3(
Объективной основой развития международных отношений явились: выход
производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей,
углубление международного разделения труда, международное обобществление
капитала, специализация
и кооперирование производства.
Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки,
международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации,
отдельные юридические лица. Международный кредит предоставляется за счет
средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов,
аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых
организациях.
Позитивная роль международного кредита в ускорении развития
производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса
воспроизводства
и его расширения.
Для межгосударственного кредита характерно то, что субъектами
кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом
перераспределения
– их национальный доход.
В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе
соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для
поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения
проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики,
технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского
хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного
потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления,
развития малого
и среднего бизнеса и др.
Решения о привлечении и последующем использовании иностранных
кредитов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении
правительственных гарантий в отношении иностранных кредитов принимаются
Кабинетом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ на основании
предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.
4. Государственный
долг, управление им.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию
государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и
непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных
процентов, которые
должны быть по ним выплачены.
Государственный долг является наиболее полной количественной
характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в
статистической отчетности. (2( Величина государственного долга показывает
лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства,
образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования
самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает
в текущем году.
Государственный долг делится на:
8. внешний;
9. внутренний, который складывается из: задолженности по реализованным
обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским
обязательствам; по заимствованиям средств ссудного фонда; средств,
мобилизованных
сберегательной и страховой
Наличие государственного
управлению им, в число которых входят:
10. выплата доходов кредиторам и погашение займов;
11. изменение условий выпущенных займов;
12. определение условий эмиссии;
13. выпуск новых
займов.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно производится за
счет бюджетных средств. В условиях значительного роста государственной
задолженности и нарастающих бюджетных трудностей правительство прибегает
к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием
понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска
новых займов. Таким путем в бывшем СССР государство поступило, например,
при погашении облигаций государственного 3%-го внутреннего выигрышного
займа 1966 г. По истечении срока действия этого займа его облигации
свободно обменивались в течении года на облигации аналогичного нового
займа выпуска 1982
г. без уплаты курсовой разницы. (2(
Выплаты выигрышей, процентов и сумм по погашению займов составляют
основную долю расходов по управлению государственным долгом. Сюда
относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных
бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие расходы.
Заботясь о повышении
эффективности
стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за
счет специальных
мер, в частности:
1. конверсии, консолидации, унификации, обмена облигаций по регрессивному
соглашению;
2. отсрочки погашения долга;
3. аннулирования
займа.
Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно может
предусматривать
как уменьшение, так и увеличение
доходности ценных бумаг.
Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в
сторону увеличения.
Возможно совмещение консолидации с
конверсией.
Обмен облигаций по
ранее выпущенных облигаций приравниваются к к одной новой облигации. Эта
мера эффективна тогда, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату
процентов по ним
нужно осуществлять в новых полноценных
деньгах. (2(
Отсрочка погашения займа
выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая
часть поступлений от новых займов не приносит экономического эффекта,
поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на
погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения
займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В
этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при котором
владелец облигаций
продолжает получать доход.
Анулирование государственного долга - крайняя мера, в результате
которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным
займам, она является обычно следствием прихода к власти новых политических
сил.