Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики и выявить тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
o дать характеристику доходной части государственного бюджета;
o изучить состав государственных доходов;
o проанализировать структуру доходной части государственного бюджета республики Беларусь
o определить направления укрепления доходной части государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
1. Понятие государственного бюджета Состав и классификация государственных доходов…………………………………………………..….5
2. Анализ формирования доходной части государственного бюджета в Республике Беларусь…………………………………………………………..12
3. Пути укрепления доходной части бюджета Республики Беларусь…………23
Заключение………………………………………………………………….....29
Список использованных источников………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

гос бю курсач.docx

— 74.14 Кб (Скачать)

     Наряду  с перечисленными мерами по снижению налоговой нагрузки с 1 января 2010 года в рамках принятия Особенной части  Налогового кодекса обеспечена реализация мероприятий по дальнейшему упрощению  налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов  и сборов.

     Однако  проблема высокого уровня налогообложения  остается по-прежнему достаточно острой. Динамика общей совокупной налоговой  нагрузки за 2006-2010 гг. (в процентах от ВВП) приведена в таблице.

     Одной из остро обсуждаемых направлений  совершенствования бюджетно-налоговой  политики является вопрос снижения доли косвенного налогообложения (налогов  с оборота).

 

     Таблица - Налоговая нагрузка по Республике Беларусь за 2006-2010 гг. (% ВВП)

     
Показатели  2006 2007 2008 2009 2010*
Темпы роста ВВП 110,0 108,6 110,2 100,2 106,8
Налоговая нагрузка (без учета ФСЗН) 31,4 28,8 28,1 27,4 27,1

     «*» - прогнозные показатели

 

     Дальнейшее  реформирование налоговой системы  предусматривает с 1 января 2011 года отмену:

     местного  сбора на развитие территорий (уплачивается по ставке 3 процента из прибыли);

     местного  налога на услуги (уплачивается по ставке 5 процентов от выручки);

     трех  платежей в составе экологического налога: за переработку нефти и  нефтепродуктов организациями, осуществляющими  переработку нефти; за перемещение  по территории Республики Беларусь нефти  и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и  более процентов летучих органических соединений.

     В результате отмены данных налоговых  платежей в 2011 году снижение налоговой  нагрузки на экономику составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в  распоряжении предприятий более 700 млрд. рублей. Указанные средства будут  являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов  хозяйствования.

     Необходимо  также подчеркнуть, что важнейшим  условием укрепления доходной части бюджета является расширение налогооблагаемой базы путем роста объемов производства и реализации продукции, повышения ее конкурентоспособности как по качеству, так и по цене. Улучшение собираемости налогов и сборов, своевременность возврата бюджетных ссуд и банковских кредитов под гарантию Правительства также служит одним из факторов роста доходной части бюджета. Кроме того, улучшение использования государственной собственности, минимизации ряда льгот, недопущение нецелевого использования дополнительно полученных доходов бюджета. Усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета, в частности, активизация процессов разгосударствления и приватизации на новой основе, продажа принадлежащих государству акций, также окажет существенное влияние на расширение налогооблагаемой базы и, соответственно, увеличению доходов бюджета.

 

 

     Заключение

 

      Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.

      Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового  плана в жизни государства. По своей сущности государственный  бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря  бюджету государство имеет возможность  сосредоточить финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития.

      Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения  и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

      Юридически  в Республике Беларусь бюджет определен  как основной финансовый план формирования и использования денежных средств  для обеспечения функций государственных  органов, экономического и социального  развития Республики Беларусь или соответствующих  административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).

      С помощью бюджета государство  пытается воздействовать на воспроизводственные  процессы, сглаживает отрицательные  последствия действия стихийных  рыночных сил.

      С целью обеспечения унификации учета  доходов бюджетной системы применяется  классификация доходов Республики Беларусь. Основной источник доходов бюджета являются налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Главным назначением налогов является обеспечение материальных условий существования государства и выполнения им функций управления экономикой и обществом.

      В целях совершенствования бюджетно-налоговой  политики и увеличения доходной части  бюджета предлагаются следующие  мероприятия:

  • постепенный переход к снижению роли косвенных налогов в формировании доходной части бюджета и последовательное снижение ставок данных налогов;
  • одновременное расширение налоговой базы путем роста объемов производства и реализации продукции, повышения ее конкурентоспособности как по качеству, так и по цене, улучшения собираемости налогов и сборов, обеспечения своевременности возврата бюджетных ссуд и банковских кредитов под гарантию Правительства, улучшения использования государственной собственности, минимизации ряда льгот, недопущения нецелевого использования дополнительно полученных доходов бюджета, усиления роли рыночных источников в формировании доходов бюджета;
  • освобождение фондов оплаты труда предприятий и организаций от чрезмерной налоговой нагрузки, дальнейшее совершенствование системы социального страхования;
  • совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки;
  •      отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета;
  • активизация деятельности государства как самостоятельного субъекта рыночных отношений, что должно способствовать увеличению доли неналоговых доходов бюджета.

     В данной работе была сделана попытка  проанализировать доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что структура доходной части бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками доходов являются налоговые поступления, и в частности косвенные налоги, такие как НДС. Доля которых в 2010 году существенно увеличилась, что носит негативный характер.

     Все экономические процессы , происходящие в жизни страны находят свое отражение  в главном финансовом плане государства. Так существенное влияние на доходную часть государственного бюджета  оказал мировой финансовый кризис. В 2006-2008 гг. экономика Беларуси динамично  развивалась, но в 2009 году снижение темпов производства, увеличение складских запасов, сокращение международной торговли повлекли за собой о неисполнение прогнозных показателей государственного бюджета. В результате потребовалась корректировка бюджетных показателей.

     В 2010 году период с принятием Особенной части налогового кодекса Республики Беларусь существенно изменилась бюджетно-налоговая политика в стране, что нашло в первую очередь свое отражение в отмене и некоторых налоговых платежей, упрощению налоговой системы в целом. Однако налоговая нагрузка на реальный сектор экономики все еще велика. 

      Анализ  бюджетно-налоговой сферы, проведенный  в процессе написания работы, показал, что реформирование в данной области - длительный и сложный процесс. Поэтому, несмотря на достигнутые успехи в  развитии национальной экономики Республике Беларусь, совершенствование данного  направления по-прежнему остается актуальным. Что находит свое отражение в плане социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., в котором планируется дальнейшее упрощение налогового законодательства, совершенствование бюджетно-налоговой, социальной, денежно-кредитной политики государства.

     Осуществление мероприятий по дальнейшему совершенствованию бюджетно-налоговой политике может благоприятно отразиться на объемах и структуре поступлений в государственный бюджет и таким образом на экономическом развитии Республики Беларусь.

 

      Список использованных источников:

  1. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2002. —472 с. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело,
  2. Мельникова Н. А.   Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. пособие/ Н. А. Мельникова. – Мн.: БГУ, 2005. – 262 с.
  3. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: пособие / Г. С. Вечканов. – 6-е изд. – Спб.:Питер, 2005. – 256 с.
  4. Евстигнеев, Е.Н. Финансовое право. Финансовые системы и контроль. Бюджетная система. Налогообложение. Правовое регулирование/Е.Н. Евстигнеев. – Спб.: Питер, 2002. 176 с
  5. Финансы Республики Беларусь. Статистический сборник. Под ред. Е.И.Кухаревич и др., Минск, 2010. – 612с.
  6. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» 31 декабря 2005 г. № 81-З
  7. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» 29 декабря 2006 г. № 191-З
  8. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» 26 декабря 2007 г. № 303-З
  9. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» 13 ноября 2008 г. № 450-З
  10. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год» 29 декабря 2009 г. № 73-З
  11. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь 16 июля 2008 г. № 412-З
  12. Постановление Совета Министров «О бюджетной классификации Республики Беларусь» 31 декабря 2008 г. № 208
  13. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) 19 декабря 2002 г. № 166-З
  14. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) 29 декабря 2009 г. № 71-З

Информация о работе Государственный бюджет