Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики и выявить тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
o дать характеристику доходной части государственного бюджета;
o изучить состав государственных доходов;
o проанализировать структуру доходной части государственного бюджета республики Беларусь
o определить направления укрепления доходной части государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
1. Понятие государственного бюджета Состав и классификация государственных доходов…………………………………………………..….5
2. Анализ формирования доходной части государственного бюджета в Республике Беларусь…………………………………………………………..12
3. Пути укрепления доходной части бюджета Республики Беларусь…………23
Заключение………………………………………………………………….....29
Список использованных источников………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

гос бю курсач.docx

— 74.14 Кб (Скачать)

                        Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей

     
Показатель 9 месяцев

2009 года

2009 год 9 месяцев

2010 года

1. ДОХОДЫ- всего 32 961,6 46 740,8 34 638,7
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 29 330,6 41 304,7 31 625,6
Подоходный  налог 3 168,2 4 305,3 3 709,7
Налог на прибыль 3 314,6 4 607,7 4 107,0
Налоги  на собственность 1 190,5 1 626,7 1 321,9
НДС 8 786,7 12 083,1 11 232,2
Акцизы 2 613,8 3 637,4 3 183,9
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 5 145,5 7 969,5 3 912,7
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 3 552,2 5 322,0 2 941,9
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 78,8 114,1 71,2
 

     Наиболее  значительно увеличились поступления  налога на добавленную стоимость  – на 19,5%, налога на прибыль –  на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении, таблица 5

 

     Таблица 6 – Динамика структуры доходов  консолидированного бюджета за  январь – сентябрь 2009-2010 гг, %

 
     
     Показатели        2009 год       2010 год
1. Налоговые доходы – всего, в т.ч.:   89,0 91,3
1.1 Налоги на доходы и прибыль   21,2 24,3
в т.ч. - подоходный налог   9,6 10,7
1.2 Налоги на собственность   3,6 3,8
1.3 Налоги на товары и услуги 43,9 46,6
в т.ч. - НДС   26,7 32,4
     - акцизы   7,9 9,2
1.4 Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности   15,6 11,3
2. Неналоговые доходы 10,8 8,5
3. Безвозмездные поступления   0,2 0,2
Итого доходов   100,0 100,0
 

     Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета за этот период составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, таблица 6.

     В целом тенденции в бюджетной  сфере страны адекватны экономическим  процессам, происходящим в государстве. В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

 

 

     

  1. Пути укрепления доходной части бюджета Республики Беларусь.

..

     Экономические интересы общества реализуются прежде всего в сфере налоговых отношений, поскольку именно налоговые платежи  обеспечивают подавляющую массу  поступлений в казну и соответственно определяют финансовый потенциал государства.

    В странах с развитыми рыночными отношениями налоговые поступления формируют примерно 80--90% доходов государственной казны. Бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов казны. При этом прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных налогов и сборов в структуре бюджетных доходов, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой и в России основная часть бюджетных поступлений обеспечивается за счет прямых налогов, а в России - еще и ресурсных.

    Тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за прошедшие годы имели  неравномерный характер, что характеризуется  данными, приведенными в таблице

    Одним из важнейших косвенных доходных источников бюджета традиционно  является НДС, доля которого на протяжении последних пяти лет колеблется в  диапазоне 22-32%.

    Заметное увеличение поступлений по НДС в текущем году связано прежде всего с ростом ставки налога с 18% до 20%. Что касается акцизов, то их значимость из года в год не меняется. Это обусловлено неизменным уровнем объемов реализации подакцизной продукции.

    Помимо  косвенных налогов существенный вклад в формирование доходов  бюджета вносят прямые налоги и сборы, важнейшими из которых являются налог  на прибыль и подоходный налог.

    Вторым  по значимости для бюджета среди  прямых налогов является подоходный. В 2010 гг. его доля в доходах казны достигла своего наибольшего значения -- 10,7%, что объясняется применением единой ставки подоходного налога в размере 50%.

    Не  следует забывать и о неналоговых каналах формирования централизованных финансовых ресурсов, таких как средства от реализации государственного имущества, прибыль Национального Банка, доходы от внешней торговли, поступления от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и др. Будучи крайне разобщенными по источникам формирования, эти поступления, тем не менее, вносят ощутимый вклад в государственную казну и при этом остаются достаточно нейтральными, т.е. в отличие от налоговых платежей не оказывают существенного влияния на экономические интересы плательщиков.

    На  основании рассмотренного выше материала  можно сделать выводы:

  • в настоящее время укрепление доходной части государственного бюджета путем повышения уровня налоговых ставок нереально, так как уровень и так слишком высок. Следовательно, рост доходов бюджета может быть обеспечен только за счет добровольного расширения налоговой базы
  • в Республике Беларусь основным резервом роста доходов бюджет является приватизация, однако государственные органы власти и управления не обеспечивают привлечение иностранных инвестиций, а сама процедура приватизации слишком сложна.
  • реальное повышение доходной части возможно за счет привлечения средств на финансовый рынок страны и развитию экспортных отраслей (особое место следует уделить наукоемкой продукции)
  • получение страной международного кредитного рейтинга, что будет способствовать привлечению иностранных инвестиции и росту инвестиционной привлекательности РБ на международном рынке.

     Поэтому по-прежнему актуальным вопросом остается совершенствование бюджетно-налоговой  политики.

     Одним из основных направлений бюджетно-налоговой  политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. В последнее  время предпринят ряд шагов, обеспечивающих это направление.

     Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными  направлениями налоговой политики Республики Беларусь. За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.

     В налоговом законодательстве был  реализован ряд мероприятий по дальнейшему  снижению налоговой нагрузки на экономику  и упрощению налогообложения. В  их числе:

     - с 1 января 2009 года уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки, а с 1 января 2010 года отмена этого сбора;

     - с 1 января 2009 установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а с 1 января 2010 года отмена местного налога с продаж;

     - уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

     - исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.

     - -отмена с 1 января 2010 года налога на приобретение автотранспортных средств;

     - отмена с 1 января 2010 года местного сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.

     С 1 января 2009 года в отношении доходов  физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении  доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в  месяц.

     Установление  единой ставки подоходного налога с  увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение  налогообложения и снижение налоговой  нагрузки на граждан.

     В общую систему налогообложения  налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.

     В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых  не превышает 3,5 млрд. рублей, применять  упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности  платить один налог по ставке 8 процентов от валовой выручки (5 процентов - для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности.

     Упрощенный  порядок налогообложения применяется  также при реализации индивидуальными  предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленной  деятельности.

     Обеспечено  дальнейшее упрощение порядка взимания экологического налога:

     - из состава объектов обложения налогом исключены объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

     - введено обложение налогом объемов производимых и (или) импортируемых товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, что позволило исключить требование об уплате экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при нанесении покрытий во время проведения строительных и ремонтных работ с использованием лакокрасочных материалов;

     - отменен налог с объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов, объемов захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год.

     С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная  часть Налогового кодекса, ставшая  единым налоговым законом, который  объединил в себе порядок применения всех республиканских и местных  налогов, сборов (пошлин), а также  особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в  ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как  состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых  ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и  предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.

     Ее  введение в действие позволяет повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых в Республике Беларусь, а также реализовать мероприятия  по дальнейшему упрощению налоговой  системы.

     В целях компенсации выпадающих доходов  бюджета в связи с реализацией  указанных мероприятий по упрощению  налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС  с 18 до 20 процентов.

Информация о работе Государственный бюджет