Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики и выявить тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
o дать характеристику доходной части государственного бюджета;
o изучить состав государственных доходов;
o проанализировать структуру доходной части государственного бюджета республики Беларусь
o определить направления укрепления доходной части государственного бюджета.
Введение……………………………………………………………………..…3
1. Понятие государственного бюджета Состав и классификация государственных доходов…………………………………………………..….5
2. Анализ формирования доходной части государственного бюджета в Республике Беларусь…………………………………………………………..12
3. Пути укрепления доходной части бюджета Республики Беларусь…………23
Заключение………………………………………………………………….....29
Список использованных источников………………………………………..32
С
целью обеспечения унификации учета
доходов бюджетной системы
Классификация
доходов представляет собой систематизированную
группировку доходов
Классификация
доходов является систематизированной
группировкой доходов республиканского
и местных бюджетов, государственных
целевых бюджетных и
Классификация доходов по группам включает: налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.
К налоговым доходам относятся:
К неналоговым доходам относятся: проценты за пользование денежными средствами бюджетов; дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале; доходы от сдачи в аренду земельных участков; доходы от сдачи в аренду иного имущества; административные платежи; доходы от осуществления приносящей доходы деятельности; компенсации расходов государства; доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства; доходы от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам, собственность иностранным государствам, международным организациям; удержания из заработной платы осужденных; штрафы; возмещение потерь, вреда; прочие неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя: безвозмездные поступления от иностранных государств, международных организаций, других уровней государственного управления; субвенции; средства бюджетных и внебюджетных фондов; поступления по взаимным расчетам.
До
1 января 2010 года в состав доходов
бюджета Республики Беларусь были также
включены средства Фонда социальной защиты
населения Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь.
Бюджетные отношения в Республике Беларусь регулируются: Бюджетным кодексом РБ, принятыми на его основе законами («О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год); указами, декретами и распоряжениями Президента РБ; постановлениями Правительства РБ; другими нормативными правовыми актами.
В
бюджетную систему как
Порядок
распределения доходов и
• сбалансированность доходной и расходной частей каждого из бюджетов;
• заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и расходов;
•
равномерность поступлений
• приоритетность республиканского бюджета в финансировании программ и мероприятий.
В основу распределения положены следующие принципы:
1.
Принцип значимости, который предполагает
зачисление доходов в
2.
Принцип подчиненности, в
3.
Принцип территориальности –
значительная часть доходов и
налогов зачисляется в бюджет
по территориальной
Таблица 1 – Структура консолидированного бюджета за 2006-2009 гг..
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Доходы
консолидированного бюджета, %
в том числе: |
100 | 100 | 100 | 100 |
республиканского бюджета, %. | 67,3 | 66,8 | 67,7 | 68 |
местных бюджетов, % | 32,7 | 33,2 | 32,3 | 32 |
Доминирующее значение в бюджетной системе Республики Беларусь имеет республиканский бюджет, где аккумулируется более половины бюджетных ресурсов государства,(таблица 1) а также перераспределяются финансовые ресурсы между областями республики, выделяются дотации, субсидии и субвенции местным бюджетам.
Доходы
местных бюджетов формируются за
счет собственных (закрепленных) доходов
и налогов, отчислений от общереспубликанских
доходов и налогов, дополнительных
источников доходов, устанавливаемых
местными Советами, дотаций, субвенций
из республиканского бюджета. Минимальный
размер местных бюджетов определяется
на основе норматива бюджетной
В настоящее время согласно ст.4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2010 г.» установлены нормативы отчислений от следующих налоговых доходов:
1) налога на прибыль и налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство:
- получаемых на территории соответствующей области, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 50 процентов, в доход консолидированного бюджета области - в размере 50 процентов,
- получаемых на территории г. Минска, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 70 процентов, в доход бюджета г. Минска - 30 процентов;
2). налога на добавленную стоимость, получаемого на территории Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 70 процентов, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджет г. Минска - 30 процентов, в том числе в консолидированный бюджет Брестской области - 4,44 процента, Витебской - 3,93 процента, Гомельской - 4,56 процента, Гродненской - 3,42 процента, Минской - 4,5 процента, Могилевской области - 3,48 процента, бюджет г. Минска - 5,67 процента,;
3) экологического налога в части платежей:
- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства, за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, за производство и (или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару, - получаемого на территории соответствующей области и г. Минска, в размере 20 процентов в доход республиканского бюджета, не более 30 процентов в доход областных бюджетов, не менее 50 процентов в доход бюджетов базового уровня, 80 процентов в доход бюджета г. Минска;
- за производство и (или) импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета;
- за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, - в размере 100 процентов в доход областных бюджетов и бюджета г. Минска;
4) сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета;
5) налога за добычу (изъятие) природных ресурсов:
- лимиты добычи (изъятия) которых устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, - в размере 100 процентов в доход областных бюджетов;
- лимиты добычи (изъятия) которых определяются местными Советами депутатов в установленном порядке, а также за изъятие объектов животного мира, лимиты на изъятие которых устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, - в размере 100 процентов в доход бюджетов базового уровня;
6) доходов от продажи земельных участков в собственность иностранным государствам и международным организациям, от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета.
Республиканский бюджет на 2010 год по доходам был утвержден в сумме 35522,4 млрд. руб., или 120,7% к ожидаемому исполнению 2009 года. Доходы консолидированного бюджета на 2010 год прогнозируются в объеме 53 трлн. рублей, или 30,4% к ВВП. Республиканский бюджет рассчитан исходя из планируемого реального роста валового внутреннего продукта в будущем году в размере 111-113% по отношению к уровню 2009 года и показателя инфляции 9% за год.
Однако это все прогнозные показатели. В целом же для исполнения республиканских бюджетов ряда последних лет характерна практика корректировки его доходной и расходной частей. Заметим, что, хотя процесс уточнения показателей бюджета осуществлялся в соответствии с действующим законодательством, в то же время это указывает на отдельные просчеты разработчиков и парламентариев.