Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики и выявить тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
o дать характеристику доходной части государственного бюджета;
o изучить состав государственных доходов;
o проанализировать структуру доходной части государственного бюджета республики Беларусь
o определить направления укрепления доходной части государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
1. Понятие государственного бюджета Состав и классификация государственных доходов…………………………………………………..….5
2. Анализ формирования доходной части государственного бюджета в Республике Беларусь…………………………………………………………..12
3. Пути укрепления доходной части бюджета Республики Беларусь…………23
Заключение………………………………………………………………….....29
Список использованных источников………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

гос бю курсач.docx

— 74.14 Кб (Скачать)

     С целью обеспечения унификации учета  доходов бюджетной системы применяется  классификация доходов Республики Беларусь.

     Классификация доходов представляет собой систематизированную  группировку доходов республиканского и местных бюджетов, государственных  внебюджетных и бюджетных целевых  фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и основывается на актах законодательства Республики Беларусь, определяющих источники их формирования.

     Классификация доходов является систематизированной  группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, государственных  целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных  организаций, основывающейся на нормативных  правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования.

     Классификация доходов по группам включает: налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.

     К налоговым доходам относятся:

  • налог на прибыль и доходы с организаций;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • целевые сборы (на содержание и развитие инфраструктуры, транспортный сбор);
  • налоги на фонд заработной платы;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог с физический и юридических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • единый налог с организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
  • акцизы на алкогольную продукцию, табачные изделия, автомобильное топливо и моторные масла;
  • налоги и сборы на отдельные виды деятельности (налог на игорный бизнес, налог на услуги, сбор с заготовителей и проч.)
  • сборы с пользователей (за парковку, за владение собаками, за проезд автотранспортных средств и др.);
  • регистрационные сборы ( за осуществление деятельности, патентные пошлины и др.)
  • налоги за использование природных ресурсов (экологические налоги);
  • таможенные пошлины, сборы и платежи;
  • отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий;
  • отчисления в инновационные фонды;
  • государственные пошлины;
  • иные налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы (консульский, курортный сбор, плата за размещение наружной рекламы, поступления по отмененным налогам и сборам и проч.)

     К неналоговым доходам относятся: проценты за пользование денежными средствами бюджетов; дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в  капитале; доходы от сдачи в аренду земельных участков; доходы от сдачи в аренду иного имущества; административные платежи; доходы от осуществления приносящей доходы деятельности; компенсации расходов государства; доходы от реализации имущества, имущественных прав на  объекты интеллектуальной собственности; доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства; доходы от продажи земельных участков в частную  собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам, собственность иностранным государствам, международным организациям; удержания из заработной платы осужденных; штрафы; возмещение потерь, вреда; прочие неналоговые доходы.

     К безвозмездным поступлениям относятся  необязательные текущие и капитальные  платежи, которые включают в себя: безвозмездные поступления от иностранных государств, международных организаций, других уровней государственного управления; субвенции; средства бюджетных и внебюджетных фондов; поступления по взаимным расчетам.

     До 1 января 2010 года в состав доходов  бюджета Республики Беларусь были также  включены средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. 
 

 

    1. Анализ формирования доходной части государственного бюджета в Республике Беларусь.
 

     Бюджетные отношения в Республике Беларусь регулируются: Бюджетным кодексом РБ, принятыми на его основе законами («О бюджете Республики Беларусь»  на очередной финансовый год); указами, декретами и распоряжениями Президента РБ; постановлениями Правительства  РБ; другими нормативными правовыми актами.

     В бюджетную систему как самостоятельные  звенья включаются республиканский  и местные бюджеты всех уровней (областные, городские, районные бюджеты  в городах, сельские и поселковые). Вместе с тем различают первичный (сельские, поселковые, городские без  районного деления, районы в городах), базовый (городские с районным делением, районные Советы) и областной территориальные  уровни бюджетной системы (областные  Советы).

     Порядок распределения доходов и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов определяется решением следующих  задач:

     • сбалансированность доходной и расходной  частей каждого из бюджетов;

     • заинтересованность местных органов  власти в выполнении планов поступлений  общегосударственных доходов и  расходов;

     • равномерность поступлений доходов  в ГБ;

     • приоритетность республиканского бюджета в финансировании программ и мероприятий.

     В основу распределения положены следующие  принципы:

     1. Принцип значимости, который предполагает  зачисление доходов в республиканский  и местные бюджеты, а также  определяет закрепленные, собственные  и регулирующие виды доходов  за соответствующими бюджетами; 

     2. Принцип подчиненности, в соответствии  с которым подведомственные предприятия  перечисляют налоги и другие  виды доходов в соответствующие  бюджеты. 

     3. Принцип территориальности –  значительная часть доходов и  налогов зачисляется в бюджет  по территориальной принадлежности  плательщиков.  

     Таблица 1 – Структура консолидированного бюджета за 2006-2009 гг..

     
  Показатель 2006 2007 2008 2009
Доходы  консолидированного бюджета, %

 в том числе:

100 100 100 100
республиканского  бюджета, %. 67,3 66,8 67,7 68
местных бюджетов, % 32,7 33,2 32,3 32
 

     Доминирующее  значение в бюджетной системе  Республики Беларусь имеет республиканский  бюджет, где аккумулируется более  половины бюджетных ресурсов государства,(таблица 1) а также перераспределяются финансовые ресурсы между областями республики, выделяются дотации, субсидии и субвенции местным бюджетам.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) доходов  и налогов, отчислений от общереспубликанских  доходов и налогов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых  местными Советами, дотаций, субвенций  из республиканского бюджета. Минимальный  размер местных бюджетов определяется на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов исходя из текущей экономической  ситуации в регионах республики.

     В настоящее время согласно ст.4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2010 г.» установлены нормативы отчислений от следующих налоговых доходов:

     1) налога на прибыль и налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство:

     - получаемых на территории соответствующей области, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 50 процентов, в доход консолидированного бюджета области - в размере 50 процентов,

     - получаемых на территории г. Минска, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 70 процентов, в доход бюджета г. Минска - 30 процентов;

     2). налога на добавленную стоимость, получаемого на территории Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 70 процентов, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджет г. Минска - 30 процентов, в том числе в консолидированный бюджет Брестской области - 4,44 процента, Витебской - 3,93 процента, Гомельской - 4,56 процента, Гродненской - 3,42 процента, Минской - 4,5 процента, Могилевской области - 3,48 процента, бюджет г. Минска - 5,67 процента,;

     3) экологического налога в части платежей:

     - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства, за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, за производство и (или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару, - получаемого на территории соответствующей области и г. Минска, в размере 20 процентов в доход республиканского бюджета, не более 30 процентов в доход областных бюджетов, не менее 50 процентов в доход бюджетов базового уровня, 80 процентов в доход бюджета г. Минска;

     - за производство и (или) импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета;

     - за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, - в размере 100 процентов в доход областных бюджетов и бюджета г. Минска;

     4) сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета;

     5) налога за добычу (изъятие) природных ресурсов:

     - лимиты добычи (изъятия) которых устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, - в размере 100 процентов в доход областных бюджетов;

     - лимиты добычи (изъятия) которых определяются местными Советами депутатов в установленном порядке, а также за изъятие объектов животного мира, лимиты на изъятие которых устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, - в размере 100 процентов в доход бюджетов базового уровня;

     6) доходов от продажи земельных участков в собственность иностранным государствам и международным организациям, от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета.

     Республиканский бюджет на 2010 год по доходам был  утвержден в сумме 35522,4 млрд. руб., или 120,7% к ожидаемому исполнению 2009 года. Доходы консолидированного бюджета на 2010 год прогнозируются в объеме 53 трлн. рублей, или 30,4% к ВВП. Республиканский бюджет рассчитан исходя из планируемого реального роста валового внутреннего продукта в будущем году в размере 111-113% по отношению к уровню 2009 года и показателя инфляции 9% за год.

     Однако  это все прогнозные показатели. В целом же для исполнения республиканских бюджетов ряда последних лет характерна практика корректировки его доходной и расходной частей. Заметим, что, хотя процесс уточнения показателей бюджета осуществлялся в соответствии с действующим законодательством, в то же время это указывает на отдельные просчеты разработчиков и парламентариев.

Информация о работе Государственный бюджет