Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики и выявить тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
o дать характеристику доходной части государственного бюджета;
o изучить состав государственных доходов;
o проанализировать структуру доходной части государственного бюджета республики Беларусь
o определить направления укрепления доходной части государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
1. Понятие государственного бюджета Состав и классификация государственных доходов…………………………………………………..….5
2. Анализ формирования доходной части государственного бюджета в Республике Беларусь…………………………………………………………..12
3. Пути укрепления доходной части бюджета Республики Беларусь…………23
Заключение………………………………………………………………….....29
Список использованных источников………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

гос бю курсач.docx

— 74.14 Кб (Скачать)

     В объеме доходов консолидированного бюджета доходы республиканского бюджета  составляют ок. 66%, доходы местного бюджета  – ок.34%. Такое соотношение сохраняется  на протяжении всего анализируемого периода, что говорит о стабильности в принципах распределения всех государственных доходов.

     Темпы роста отдельных доходных источников были различными, что вызвало реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете (таблица 2) 

     Таблица 2 – Структура доходов бюджета  Республики Беларусь 

     
Показатель 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010* год
Доходы, в т.ч. 100 100 100 100 100
-налоговые  доходы 92,48 93,1 91,53 89 91,3
-неналоговые  доходы 7,52 6,92 8,47 10,8 8,5

     «*» - прогнозный показатель 

     В Республике Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой основной доходной статьей бюджета являются налоговые поступления (около 90). Значительная часть налоговых доходов поступает за счет косвенных налогов: налога на добавленную стоимость и акцизов. Эти поступления дают гарантированный доход в государственную казну в условиях нестабильной экономической ситуации и инфляции. Также значительная часть поступлений приходится на налоги на прибыль и доходы (таблица 3).

     Неналоговые поступления также являются неотъемлемой частью бюджетных доходов. Доля их за период 2006-2010 год несколько возросла (с 7,52% до 8,5%), как и некоторое снижение доли налоговых поступлений.

     Более детальный анализ структуры поступлений в консолидированный бюджет за 2006-2009 гг. (таблица 4), показал, что доходная часть бюджета Республики Беларусь характеризуется высокой долей косвенных налогов, среди которых налог на добавленную стоимость и акцизы, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Их доля в структуре доходов составляет около 35%. Доля налога на прибыль составляет в анализируемом периоде около 9%. Так же значительные поступления происходят за счет налогов от осуществления внешнеэкономической деятельности. Их доля с 2006 года возросла с 7,6% до 15,6 % в 2009 году.

     На  долю неналоговых доходов приходится незначительная часть в структуре  доходов бюджета, однако стоит отметить, что за анализируемый период поступления  по этой статье доходов постепенно увеличиваются, 

     Таблица 3 – Состав доходов консолидированного бюджета

                        Республики Беларусь за 2006- 2010год. 

      
      Показатель       Доходы, млрд. руб.
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
ДОХОДЫ- всего  29103,5 36792,3 51166,9 47008,2
 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 26929 34235,6 46808,4 41304,7
Подоходный  налог  2480,1 3081, 4182,9 4305,3
Налог на прибыль  3140,8 3837,1 5993,3 4607,7
Налоги  на собственность  1268,4 1519,2 2004,8 1626,7
НДС 7364,8 8669,6 11399,2 12083,1
Акцизы  2829,7 3045,9 3900,8 3637,4
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 2068,7 6281,3 10612,6 7969,5
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 2174,5 2556,7 4358,4 5703,5
 

     Таблица 4– Динамика структуры доходов консолидированного бюджета 

                       Республики Беларусь.

     
Показатели  2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
1. Налоговые доходы - всего  92,48 93,1 91,53 89
в том числе:
Налоги  на доходы и прибыль  21,11 20,23 21,82 21,2
в т.ч. - подоходный налог  8,58 8,36 8,22 9,6
Налоги  на собственность  4,35 4,18 3,98 3,6
Налоги  на товары и услуги 50,66 45,69 40,05 43,9
в т.ч. - НДС  25,33 23,5 22,34 26,7
- акцизы  9,76 8,22 7,57 7,9
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 7,12 17,1 20,80 15,6
2. Неналоговые доходы 7,52 6,92 8,47 10,8
Итого доходов  100 100 100 100
 

      Таким образом, в структуре бюджета  в республике преобладают косвенные  налоги. С позиции государства  косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений  в бюджет.

     Выступая  в форме надбавки к цене, они  не зависят от результатов финансово-хозяйственной  деятельности отдельных производителей и оплачиваются потребителями соответствующих  товаров и услуг. Вместе с тем, превалирование косвенных налогов  в доходных источниках может иметь  негативные последствия, поскольку  включение последних в стоимость  продукции приводит к необоснованному  росту цен, выводу на определенное время  из оборота средств производителей названных товаров и услуг

     Сопоставляя данные о структуре доходов за 2006-2009 гг становится очевидным, что мировой финансовый кризис, пик которого пришелся на IVквартал 2008 года –I квартал 2009 года, негативно сказался на экономику Республики Беларусь, тесно вовлеченную в международные торгово-экономические связи. Одним из основных каналов влияния внешних кризисных явлений на экономику страны стало сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Это было обусловлено в первую очередь общим падением деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.

     Макроэкономическая  ситуация в Республике Беларусь в 2009 году характеризовалась замедлением  темпов экономического роста, темпов роста  инвестиций в основной капитал и  денежных доходов населения, ухудшением финансового состояния предприятий  на фоне замедления инфляционных процессов.

     Все происходящие в этот период экономические  процессы нашли свое отражение в  бюджетной сфере страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило доходов на 9 % меньше по сравнению с 2008 годом. Особенно это сказалось на поступлениях от налога на прибыль и налогов от осуществления внешнеэкономической деятельности.

     Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности представляют собой поступления от экспортных и импортных пошлин, причем большая часть доходов приходится на экспортные пошлины, т.е. в основном на пошлины на нефтепродукты, увеличенные в 2007 г. Рост цен на последние в 2008 г. спровоцировал более чем 50%-ый рост доходов от экспортных пошлин. Соответственно, и резкое падение цен на нефть, пришедшееся на конец 2008г. – начало 2009 г., вызвало падение данных доходов бюджета. Доходы же от взимания импортных пошлин не подвержены таким перепадам, и они существенно не снизились, не смотря на падение импорта.

     Доходы  бюджета от прямых налогов на доходы и прибыль формируются в основном за счет поступлений от налога на прибыль и подоходного налога. Поступления от налога на прибыль являются намного менее устойчивыми по сравнению с налогами на доходы. Их колебания напрямую связаны с изменением экономической конъюнктуры. Экономический рост в 2008 г., привел к ощутимому увеличению поступлений от налога на прибыль. Замедление роста и последовавший спад в 2009 г. привели к стремительному росту числа убыточных предприятий, снижению общей рентабельности по экономике. Результатом этого стало падение поступлений от налогов на прибыль за 2009 г. на 23%.

     Поступления от подоходного налога, наоборот, несколько  выросли. Этому поспособствовал  переход на плоскую шкалу налогообложения и на более высокие ставки налога

     В 2010 году наблюдается некоторое оживление  экономики. Основные экономические  показатели за январь- сентябрь 2010 года наблюдаются выше чем за аналогичный  период 2009 года(таблица 5). Все эти  процессы находят свое отражение  в тенденциях в бюджетной сфере.

     В 2010 году, с принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 года были отменены следующие налоги и сборы: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; местный налог с продаж товаров в розничной торговле; налог на приобретение автотранспортных средств; местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.

     Однако  реализация этих мероприятий по упрощению  налоговой системы повлекла за собой  выпадение этих доходов в бюджет страны, поэтому в Республике Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18 до 20 процентов, что нашло свое отражение в увеличении доли поступлений в 2010 году от этого источника доходов(таблица 6).

     В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении). Основными доходными источниками в 2010 году остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, фактические поступления по которым за январь-сентябрь 2010 возросли по сравнению с аналогичным периодом 2009 годом.

 

     Таблица 5 – Поступления в консолидированный бюджет Республики

Информация о работе Государственный бюджет