Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики и выявить тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
o дать характеристику доходной части государственного бюджета;
o изучить состав государственных доходов;
o проанализировать структуру доходной части государственного бюджета республики Беларусь
o определить направления укрепления доходной части государственного бюджета.
Введение……………………………………………………………………..…3
1. Понятие государственного бюджета Состав и классификация государственных доходов…………………………………………………..….5
2. Анализ формирования доходной части государственного бюджета в Республике Беларусь…………………………………………………………..12
3. Пути укрепления доходной части бюджета Республики Беларусь…………23
Заключение………………………………………………………………….....29
Список использованных источников………………………………………..32
В объеме доходов консолидированного бюджета доходы республиканского бюджета составляют ок. 66%, доходы местного бюджета – ок.34%. Такое соотношение сохраняется на протяжении всего анализируемого периода, что говорит о стабильности в принципах распределения всех государственных доходов.
Темпы
роста отдельных доходных источников
были различными, что вызвало реструктуризацию
доходной части бюджета. Прежде всего,
изменилось соотношение налоговых и неналоговых
доходов в бюджете (таблица 2)
Таблица
2 – Структура доходов бюджета
Республики Беларусь
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010* год |
Доходы, в т.ч. | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
-налоговые доходы | 92,48 | 93,1 | 91,53 | 89 | 91,3 |
-неналоговые доходы | 7,52 | 6,92 | 8,47 | 10,8 | 8,5 |
«*»
- прогнозный показатель
В Республике Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой основной доходной статьей бюджета являются налоговые поступления (около 90). Значительная часть налоговых доходов поступает за счет косвенных налогов: налога на добавленную стоимость и акцизов. Эти поступления дают гарантированный доход в государственную казну в условиях нестабильной экономической ситуации и инфляции. Также значительная часть поступлений приходится на налоги на прибыль и доходы (таблица 3).
Неналоговые поступления также являются неотъемлемой частью бюджетных доходов. Доля их за период 2006-2010 год несколько возросла (с 7,52% до 8,5%), как и некоторое снижение доли налоговых поступлений.
Более детальный анализ структуры поступлений в консолидированный бюджет за 2006-2009 гг. (таблица 4), показал, что доходная часть бюджета Республики Беларусь характеризуется высокой долей косвенных налогов, среди которых налог на добавленную стоимость и акцизы, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Их доля в структуре доходов составляет около 35%. Доля налога на прибыль составляет в анализируемом периоде около 9%. Так же значительные поступления происходят за счет налогов от осуществления внешнеэкономической деятельности. Их доля с 2006 года возросла с 7,6% до 15,6 % в 2009 году.
На
долю неналоговых доходов приходится
незначительная часть в структуре
доходов бюджета, однако стоит отметить,
что за анализируемый период поступления
по этой статье доходов постепенно
увеличиваются,
Таблица 3 – Состав доходов консолидированного бюджета
Республики Беларусь за 2006- 2010год.
Показатель | Доходы, млрд. руб. | |||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
ДОХОДЫ- всего | 29103,5 | 36792,3 | 51166,9 | 47008,2 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 26929 | 34235,6 | 46808,4 | 41304,7 |
Подоходный налог | 2480,1 | 3081, | 4182,9 | 4305,3 |
Налог на прибыль | 3140,8 | 3837,1 | 5993,3 | 4607,7 |
Налоги на собственность | 1268,4 | 1519,2 | 2004,8 | 1626,7 |
НДС | 7364,8 | 8669,6 | 11399,2 | 12083,1 |
Акцизы | 2829,7 | 3045,9 | 3900,8 | 3637,4 |
Налоговые
доходы от внешнеэкономической |
2068,7 | 6281,3 | 10612,6 | 7969,5 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2174,5 | 2556,7 | 4358,4 | 5703,5 |
Таблица 4– Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
Республики Беларусь.
|
Таким образом, в структуре бюджета в республике преобладают косвенные налоги. С позиции государства косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет.
Выступая
в форме надбавки к цене, они
не зависят от результатов финансово-
Сопоставляя данные о структуре доходов за 2006-2009 гг становится очевидным, что мировой финансовый кризис, пик которого пришелся на IVквартал 2008 года –I квартал 2009 года, негативно сказался на экономику Республики Беларусь, тесно вовлеченную в международные торгово-экономические связи. Одним из основных каналов влияния внешних кризисных явлений на экономику страны стало сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Это было обусловлено в первую очередь общим падением деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.
Макроэкономическая
ситуация в Республике Беларусь в 2009
году характеризовалась замедлением
темпов экономического роста, темпов роста
инвестиций в основной капитал и
денежных доходов населения, ухудшением
финансового состояния
Все происходящие в этот период экономические процессы нашли свое отражение в бюджетной сфере страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило доходов на 9 % меньше по сравнению с 2008 годом. Особенно это сказалось на поступлениях от налога на прибыль и налогов от осуществления внешнеэкономической деятельности.
Налоговые
доходы от внешнеэкономической
Доходы
бюджета от прямых налогов на доходы
и прибыль формируются в
Поступления от подоходного налога, наоборот, несколько выросли. Этому поспособствовал переход на плоскую шкалу налогообложения и на более высокие ставки налога
В
2010 году наблюдается некоторое
В 2010 году, с принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 года были отменены следующие налоги и сборы: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; местный налог с продаж товаров в розничной торговле; налог на приобретение автотранспортных средств; местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.
Однако реализация этих мероприятий по упрощению налоговой системы повлекла за собой выпадение этих доходов в бюджет страны, поэтому в Республике Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18 до 20 процентов, что нашло свое отражение в увеличении доли поступлений в 2010 году от этого источника доходов(таблица 6).
В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении). Основными доходными источниками в 2010 году остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, фактические поступления по которым за январь-сентябрь 2010 возросли по сравнению с аналогичным периодом 2009 годом.
Таблица 5 – Поступления в консолидированный бюджет Республики