Государственный бюджет и бюджет города Кургана

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

В Российской Федерации идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль, как в структуре рыночных отношений, так и механизме их регулирования играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет Российской Федерации – главный элемент бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

         Состояние бюджета определяется  тремя основными факторами:

         - долгосрочной тенденцией в динамике  налоговых поступлений и государственных расходов;

         - стадией воспроизводственного  цикла, в которой находится  экономика в рассматриваемый  период;

         - текущей политикой правительства  в области бюджетных доходов  и расходов, которая может игнорировать, либо в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.

         Бюджетный дефицит отражает определенные  изменения в процессе воспроизводства,  фиксирует результат этих изменений.  Дефицит бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

         - кризисные явления в экономике;

         - неспособность правительства держать  под контролем финансовую ситуацию в стране;

         - чрезвычайные обстоятельства (войны,  крупные стихийные бедствия);

         - осуществление крупных централизованных  вложений в развитие производства и изменение его структуры;

         - чрезмерное увеличение темпов  роста социальных расходов по  сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

         Хронический дефицит (долгосрочная  несбалансированность бюджета) связан  с развитием разрыва между  бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

         До недавнего времени ежегодно  балансируемый бюджет считался  одной из главных целей финансовой политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность государственных мероприятий, имеющих антициклическую, стабилизационную направленность. В условиях спада производства и высокой застойной безработицы доходы хозяйствующих субъектов падают, что ведет к автоматическому сокращению налоговых поступлений. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинированное сочетание указанных мер. Однако следствием этих мероприятий, как правило, становится еще большее сокращение совокупного спроса.

         Теория бюджетного финансирования требует сосредоточения дефицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного финансирования способен привести к инвестиционному и инновационному росту. Данная теоретическая посылка учтена при разработке Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

         Источниками финансирования дефицита  федерального бюджета Российской Федерации могут быть внутренние и внешние источники.

         Внутренние источники следующих  видов: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления то продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам.

         Внешние источники следующих  видов: государственные займы,  осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

         В целом бюджетный кризис в  нашей стране обусловлен значительным  снижением доходов бюджета, сохранением  неэффективной структуры расходов, их частым нецелевым использованием, промедлением с давно назревшими реформами в сфере бюджетного финансирования. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

         - за счет увеличения его доходной  базы;

         - на базе реструктуризации расходной  части бюджета;

         -путем совершенствования бюджетных процедур.

          Для бюджетной политики большинства  государств 21 века одной из важнейших  задач стало решение проблемы  сбалансированности и дефицита  бюджетов различных уровней. Современные  западные финансовые теории полагают, что бюджетный дефицит является оправданным на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в допущении дефицитности бюджета во время спада и наличии профицита в период инфляции.  Иначе говоря, достаточно чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла. Признание возможности применения несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга.

         Государственный кредит представляет  собой совокупность финансовых  отношений, где одной из сторон  является государство, а кредиторами  или заемщиками – физические и юридические лица. Средства, взятые взаймы государством, являются дополнительными финансовыми ресурсами и используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

         Государственный долг – это  вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д., так как практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который, вдобавок, не выплачиваются проценты).

         Государственный долг может быть  подразделен на капитальный и  текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

         Государственный долг подразделяется  также на внутренний и внешний.  Внутренний долг – это совокупность обязательств федерального правительства перед резидентами, а внешний долг – совокупность обязательств федерального правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

       Практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образования государственного, являются государственные займы. Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация (ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства) дает ее держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и проценты. 
 
 

     III. Бюджет города Кургана

     3.1. Понятие и структура  бюджета г. Кургана 

      В соответствии с Федеральным законом  «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, исполнение и утверждение которого осуществляют органы местного самоуправления.

      Муниципальное образование город Курган имеет  собственный бюджет, который разрабатывается Администрацией города Кургана, представляется Главе города Кургана для согласования его внесения на рассмотрение Курганской городской Думы и утверждается Курганской городской Думой. Бюджет города является самостоятельным, что обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом Курганской городской Думы определять направления и порядок их использования.

      Бюджет  города Кургана формируется в  соответствии с требованиями бюджетной  классификации, установленной в  Российской Федерации. В бюджете города может быть установлена более подробная бюджетная классификация, не противоречащая федеральной бюджетной классификации.

      Органы  местного самоуправления города Кургана  обеспечивают сбалансированность бюджета  города Кургана и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита города Кургана, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств города Кургана.

      Бюджет  города Кургана содержит доходную и  расходную части. Органы местного самоуправления города Кургана самостоятельно распоряжаются средствами бюджета города Кургана в рамках своих полномочий. Сумма превышения доходов над расходами бюджета города Кургана по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти. В доходной и расходной частях бюджета города Кургана раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления города Кургана отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Курганской области.

     Проект  бюджета города Кургана, решение  об утверждении бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления  города обеспечивают жителям города возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. 

     3.2. Бюджетный процесс  в городе Кургане 

     Участниками бюджетного процесса в городе Кургане  являются: Курганская городская Дума, Глава города Кургана, Администрация города Кургана, Финансово-казначейский Комитет Администрации города Кургана, Контрольно-счетная палата города Кургана, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств.

     Бюджетный процесс включает следующие этапы:

- составление  проекта бюджета города;

- рассмотрение и утверждение бюджета города;

- исполнение  бюджета города;

-составление,  внешняя проверка, рассмотрение  и утверждение бюджетной отчетности;

- осуществление  муниципального финансового контроля.

     Составление проекта бюджета города. Проект бюджета  города составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования города Кургана. Проект бюджета города составляется в порядке и сроки, установленные Администрацией города Кургана, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми, с соблюдением его требований, решениями Курганской городской Думы. Проект бюджета города составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) решением Курганской городской Думы. Составление проекта бюджета города – исключительная прерогатива Администрации города Кургана. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет Финансово-казначейский Комитет Администрации города Кургана. Составление проекта бюджета основывается на: бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально- экономического развития Курганской области и города Кургана, основных направлениях бюджетной и налоговой политики Курганской области и города Кургана.

     Рассмотрение  и утверждение бюджета города. Администрация города Кургана не позднее 15 ноября текущего года  вносит на рассмотрение  Курганской городской думы проект решения на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).  Курганская городская Дума рассматривает проект решения о бюджете города поэтапно в двух чтениях. Первое чтение проекта решения о бюджете города проводится в течение 30 дней со дня внесения проекта решения о бюджете в Курганскую городскую Думу. Предметом первого чтения является рассмотрение основных параметров проекта решения о бюджете города. По итогам  рассмотрения проекта решения о бюджете города в первом чтении Курганская городская Дума принимает решение о принятии или об отклонении проекта в первом чтении. В случае отклонения проекта решения о бюджете города в первом чтении, проект передается в рабочую группу на доработку. В 10-дневный срок со дня принятия  проекта бюджета города в первом чтении проект решения о бюджете города рассматривается Курганской городской Думой во втором чтении. Показатели бюджета города, одобренные в первом чтении, не могут быть изменены во втором чтении. Во втором чтении проект решения Курганской городской Думы о бюджете города принимается окончательно. Принятое Курганской городской Думой решение о бюджете города на очередной финансовый год направляется Главе города Кургана для подписания и опубликования в срок до начала очередного финансового года, но не позднее 5 дней после его подписания. Решение Курганской городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год вступает в силу с 1 января очередного финансового года. В случае если решение о бюджете города  с начала текущего финансового года не вступило в силу, то вводится режим временного управления бюджетом города Финансово-казначейским Комитетом Администрации города Кургана.

Информация о работе Государственный бюджет и бюджет города Кургана