Государственный бюджет и бюджет города Кургана

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

В Российской Федерации идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль, как в структуре рыночных отношений, так и механизме их регулирования играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет Российской Федерации – главный элемент бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

         Организация исполнения федерального  бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. В России федеральный бюджет переведен на казначейское исполнение бюджета.

     Министерство  финансов РФ представляет ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета  в Федеральное Собрание и в  Счетную палату. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Отчет об исполнении федерального бюджета Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ (на проверку и заключение) не позднее 1 июня следующего за отчетным года.

     24 июля Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Это первый в истории страны трехлетний бюджет. Документ был принят Государственной Думой 6 июля и одобрен Советом Федерации 11 июля. Основные характеристики федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов приведены в Приложении 2. 
 

     2.4. Доходы и расходы государственного бюджета 

     Доходы  и расходы бюджета характеризуют  финансовые потоки (суммы денежных средств), поступающие в бюджет и выходящие из него; преобразование доходов в расходы – это и есть главная деятельность бюджетной системы. Хотя конечной целью составления бюджета являются расходы, но основой его, конечно, служат доходы. Доходы бюджета по своему объему и составу непосредственно зависят от эффективности экономики, ее отраслевой структуры, от суммы доходов, создаваемых и получаемых экономическими субъектами. От среднедушевого размера доходов как по отношению к численности занятых в хозяйстве, так и по отношению ко всему населению.

     Доходы  государственного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

     В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации; собственные неналоговые доходы; остаток средств на конец предыдущего года; доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений. Доходы разделены на нефтегазовые и ненефтегазовые.

     К налоговым доходам относятся: предусмотренные  Бюджетным кодексом РФ и налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

     К неналоговым доходам относятся: доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной федеральной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации; таможенные пошлины и таможенные сборы; часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых Правительством РФ, и др.

     К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления от юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ.

     Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

     Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

     Расходы государственного бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.

     Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

     Расходы государственного бюджета классифицируют:

     по  экономической роли в процессе воспроизводства  – на затраты, связанные с финансированием  материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

       по функциональному назначению  – затраты на содержание аппарата  управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

     В составе расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

     Формирование  расходов государственного бюджета  осуществляется в соответствии с  расходными обязательствами РФ, обусловленными установленными законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.

     В соответствии с выполняемыми функциями  государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

     1) обеспечение деятельности Президента  РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной Палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

     2) функционирование федеральной судебной  системы;

     3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

     4) национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонной промышленности;

     5) фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

     6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

     7) государственная поддержка атомной  энергетики;

     8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

     9) исследование и использование  космического пространства;

     10) содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

     11) формирование федеральной собственности;

     12) обслуживание и погашение федерального  долга РФ;

     13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

     14) пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

     15) проведение выборов и референдумов  Российской Федерации;

     16) федеральная инвестиционная программа;

     17) обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней;

     18) обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

     19) финансовая поддержка субъектов  Российской Федерации;

     20) официальный статистический учет;

     21) прочие расходы.

     Кроме того, в соответствии с законодательством  РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:

     1) государственная поддержка отраслей  экономики (за исключением атомной  энергетики), строительства и строительной  индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

     2) обеспечение правоохранительной  деятельности;

     3) обеспечение противопожарной безопасности;

     4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

     5) обеспечение социальной защиты  населения;

     6) обеспечение охраны окружающей  природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

     7) обеспечение предупреждения и  ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

     8) развитие рыночной инфраструктуры;

     9) обеспечение развития федеративных  и национальных отношений;

     10) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;

     11) обеспечение деятельности средств  массовой информации;

     12) финансовая помощь другим бюджетам;

     13) прочие расходы, находящиеся в  совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Расходы федерального бюджета РФ на 2008 год  представлены в Приложении 3.

     Расходы федерального бюджета являются общественно  полезными. Активная роль государства  в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных планом мероприятий.

     В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.  

     2.5. Дефицит государственного бюджета, причины возникновения и источники покрытия, государственный долг 

          Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить  о трех возможных состояниях бюджетного фонда – дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит - положительное сальдо бюджета – представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Информация о работе Государственный бюджет и бюджет города Кургана