Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:27, дипломная работа
В Российской Федерации идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль, как в структуре рыночных отношений, так и механизме их регулирования играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Федеральный бюджет Российской Федерации – главный элемент бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Организация исполнения
Министерство финансов РФ представляет ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание и в Счетную палату. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Отчет об исполнении федерального бюджета Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ (на проверку и заключение) не позднее 1 июня следующего за отчетным года.
24
июля Президент России Владимир
Путин подписал Федеральный закон «О федеральном
бюджете на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов». Это первый в истории страны
трехлетний бюджет. Документ был принят
Государственной Думой 6 июля и одобрен
Советом Федерации 11 июля. Основные характеристики
федерального бюджета на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов приведены в Приложении
2.
2.4.
Доходы и расходы государственного
бюджета
Доходы
и расходы бюджета
Доходы государственного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации; собственные неналоговые доходы; остаток средств на конец предыдущего года; доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений. Доходы разделены на нефтегазовые и ненефтегазовые.
К налоговым доходам относятся: предусмотренные Бюджетным кодексом РФ и налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
К неналоговым доходам относятся: доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной федеральной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации; таможенные пошлины и таможенные сборы; часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых Правительством РФ, и др.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления от юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.
Расходы государственного бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы государственного бюджета классифицируют:
по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
по функциональному назначению
– затраты на содержание
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Формирование расходов государственного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленными законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.
В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
1)
обеспечение деятельности
2)
функционирование федеральной
3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
4)
национальная оборона и
5)
фундаментальные исследования
6)
государственная поддержка
7)
государственная поддержка
8)
ликвидация последствий
9) исследование и использование космического пространства;
10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
11) формирование федеральной собственности;
12)
обслуживание и погашение
13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
14)
пополнение государственных
15)
проведение выборов и
16)
федеральная инвестиционная
17)
обеспечение реализации
18)
обеспечение осуществления
19)
финансовая поддержка
20)
официальный статистический
21) прочие расходы.
Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:
1)
государственная поддержка
2)
обеспечение
3)
обеспечение противопожарной
4)
научно-исследовательские,
5) обеспечение социальной защиты населения;
6)
обеспечение охраны окружающей
природной среды, охраны и
7)
обеспечение предупреждения и
ликвидации последствий
8)
развитие рыночной
9)
обеспечение развития
10) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
11)
обеспечение деятельности
12)
финансовая помощь другим
13) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Расходы федерального бюджета РФ на 2008 год представлены в Приложении 3.
Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных планом мероприятий.
В
основе бюджетного финансирования лежат
принципы: безвозвратности, целевого характера
бюджетных расходов и предоставления
средств в соответствии со сметным порядком
осуществления их расходов.
2.5.
Дефицит государственного
бюджета, причины возникновения
и источники покрытия,
государственный долг
Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда – дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит - положительное сальдо бюджета – представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.
Информация о работе Государственный бюджет и бюджет города Кургана