Государственный бюджет и бюджет города Кургана

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

В Российской Федерации идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль, как в структуре рыночных отношений, так и механизме их регулирования играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет Российской Федерации – главный элемент бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

     -  С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики (видами экономической деятельности), субъектами Российской Федерации и иными сферами.

     - Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

     Понятие бюджета в современной его  трактовке – не только основной финансовый план образования  и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

     Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности. 

     2.2. Функции государственного бюджета 

     Экономическая сущность бюджета находит свое выражение  в его функциях.

     Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.

     С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей экономики.

     Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

     Через расходы  и налоги государственный  бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирование экономики и инвестиций, повышение  эффективности производства. Через  бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению,  угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

     При распределении финансовых средств  через бюджет большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами является поддержка наименее защищенных слоев население (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных  семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы.

     Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значения бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов  и их использования усиливается.

     Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является бюджетным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

     Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием  централизованного фонда денежных средств.

     Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального  перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований  наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов Российской Федерации. В современных условиях наиболее приоритетными направлениями выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

     Бюджет  способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное  соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

     Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый в организациях (на предприятиях) различных форм собственности сферы материального производства.

     В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в организациях, и степень участия организаций в формировании доходов бюджетной системы.

     Бюджет  с помощью налогов выступает  важным инструментом  распределения и вместе с тем  стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

     В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого  продукта.

     Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование  и использования фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует  в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

     Контрольная функция бюджета выражается и  в том, что, будучи связанным, с народным, хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль над рациональным использованием финансовых ресурсов. 

     2.3. Понятие бюджетного процесса, принципы его организации и стадии 

     Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

     В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет. Основными принципами организации бюджетного процесса являются:

     - единство и полнота охвата  всех доходов и расходов бюджета,  которые состоят в том, что  бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном бюджете, территориальных бюджетах и местных бюджетах в соответствии с законодательством;

     - реальность планируемых бюджетных  расходов, которая достигается как  обоснованием размеров всех источников доходов, так и социально-экономическим обоснованием расходов бюджетов;

     - гласность и публичность разработки  проектов и утверждения бюджетов выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению;

     - соблюдение бюджетной классификации  выражается в том, при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы;

     - периодичность бюджетов, которая  заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год;

     - отражение в бюджете на очередной  финансовый год социально- экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

     Бюджетный процесс в Российской Федерации  строится в соответствии с законодательством Российской Федерации – Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Этот процесс состоит из следующих стадий бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Схема стадии бюджетного процесса РФ показана на рис. 2.1. 

     

     Рис. 2.1. Схема бюджетного процесса по стадиям 

     Исполнительные  органы власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении. Законодательные органы власти рассматривают и утверждают, а также контролируют исполнение бюджетов. Участниками бюджетного процесса являются; Президент РФ, органы законодательной власти (Федеральное Собрание), органы исполнительной власти (Правительство), Органы денежно-кредитного регулирования (ЦБР), органы государственного финансового контроля (Министерство Финансов, Счетная палата), органы государственных внебюджетных фондов и иные органы.

     Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее 10 месяцев до начала очередного финансового года. Не позднее марта месяца Президент РФ обращается с Бюджетным посланием к Федеральному Собранию. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год. Не позднее 15 августа проект закона о федеральном бюджете выносится на рассмотрение в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает проект в 4 чтениях. В 1-м чтении - 30 дней, где обсуждаются концепции бюджета и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ и основных характеристик бюджета. Во 2-ом чтении – 15 дней, где утверждаются расходы по разделам функциональной классификации, и определяется Федеральный фонд поддержки регионов. В 3-ем чтении – 15 дней, где утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации и распределяются средства Федерального фонда поддержки регионов, утверждение основных показателей государственного оборонного заказа, расходов на финансирование федеральных целевых программ, утверждение инвестиционной программы, государственной программы вооружения. В третьем чтении рассматриваются поправки по проекту бюджета, представленные комитетом по бюджету; утверждение программы государственных внешних заимствований; программы предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам. В 4-ом чтении – 15 дней, где Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и голосует в целом. В первых 3-х чтениях в законопроект могут вноситься изменения и дополнения, а в 4-ом внесение поправок не допускается. Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней передается в Совет Федераций, который рассматривает его в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дне направляется Президенту для подписания и обнародования. Если закон не вступит в силу до начала финансового года, то Государственная Дума принимает ФЗ «О финансировании расходов в 1 квартале».

Информация о работе Государственный бюджет и бюджет города Кургана