Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:27, дипломная работа
В Российской Федерации идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль, как в структуре рыночных отношений, так и механизме их регулирования играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Федеральный бюджет Российской Федерации – главный элемент бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
- С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики (видами экономической деятельности), субъектами Российской Федерации и иными сферами.
- Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.
Понятие бюджета в современной его трактовке – не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.
Формирование
государственного бюджета происходит
как на стадии первичного распределения
национального дохода, так и в
ходе его перераспределения. В процессе
первичного распределения национального
дохода государство получает в свое распоряжение
часть чистого дохода в форме налогов
(налога на добавленную стоимость, акцизов
и др.). В результате перераспределения
в бюджет поступает часть прибыли экономических
субъектов различных форм собственности.
2.2.
Функции государственного
бюджета
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
Государственному
бюджету, как и всей системе финансов,
присущи две функции –
С
помощью распределительной
Межотраслевое
и территориальное
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирование экономики и инвестиций, повышение эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами является поддержка наименее защищенных слоев население (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы.
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значения бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является бюджетным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов Российской Федерации. В современных условиях наиболее приоритетными направлениями выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый в организациях (на предприятиях) различных форм собственности сферы материального производства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в организациях, и степень участия организаций в формировании доходов бюджетной системы.
Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Контрольная
функция бюджета позволяет
Контрольная
функция бюджета выражается и
в том, что, будучи связанным, с народным,
хозяйством, бюджет показывает ход процессов,
возникающие тенденции. Поступление средств
в бюджет и их использование показывают
как успех, так и недостатки в сферах производства
и обращения. Это позволяет вовремя предупредить
появление диспропорций. С помощью бюджета
осуществляется контроль над рациональным
использованием финансовых ресурсов.
2.3.
Понятие бюджетного
процесса, принципы
его организации и стадии
Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет. Основными принципами организации бюджетного процесса являются:
-
единство и полнота охвата
всех доходов и расходов
-
реальность планируемых
-
гласность и публичность
-
соблюдение бюджетной
- периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год;
-
отражение в бюджете на
Бюджетный
процесс в Российской Федерации
строится в соответствии с законодательством
Российской Федерации – Бюджетным Кодексом
Российской Федерации. Этот процесс состоит
из следующих стадий бюджетной деятельности:
составление проекта бюджета; рассмотрение
проекта бюджета и утверждение бюджета;
исполнение бюджета; составление и утверждение
отчета об исполнении бюджета. Схема стадии
бюджетного процесса РФ показана на рис.
2.1.
Рис.
2.1. Схема бюджетного процесса по стадиям
Исполнительные органы власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении. Законодательные органы власти рассматривают и утверждают, а также контролируют исполнение бюджетов. Участниками бюджетного процесса являются; Президент РФ, органы законодательной власти (Федеральное Собрание), органы исполнительной власти (Правительство), Органы денежно-кредитного регулирования (ЦБР), органы государственного финансового контроля (Министерство Финансов, Счетная палата), органы государственных внебюджетных фондов и иные органы.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее 10 месяцев до начала очередного финансового года. Не позднее марта месяца Президент РФ обращается с Бюджетным посланием к Федеральному Собранию. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год. Не позднее 15 августа проект закона о федеральном бюджете выносится на рассмотрение в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает проект в 4 чтениях. В 1-м чтении - 30 дней, где обсуждаются концепции бюджета и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ и основных характеристик бюджета. Во 2-ом чтении – 15 дней, где утверждаются расходы по разделам функциональной классификации, и определяется Федеральный фонд поддержки регионов. В 3-ем чтении – 15 дней, где утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации и распределяются средства Федерального фонда поддержки регионов, утверждение основных показателей государственного оборонного заказа, расходов на финансирование федеральных целевых программ, утверждение инвестиционной программы, государственной программы вооружения. В третьем чтении рассматриваются поправки по проекту бюджета, представленные комитетом по бюджету; утверждение программы государственных внешних заимствований; программы предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам. В 4-ом чтении – 15 дней, где Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и голосует в целом. В первых 3-х чтениях в законопроект могут вноситься изменения и дополнения, а в 4-ом внесение поправок не допускается. Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней передается в Совет Федераций, который рассматривает его в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дне направляется Президенту для подписания и обнародования. Если закон не вступит в силу до начала финансового года, то Государственная Дума принимает ФЗ «О финансировании расходов в 1 квартале».
Информация о работе Государственный бюджет и бюджет города Кургана