Госбюджет, его формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:00, реферат

Описание работы

Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и принципы построения бюджетной системы

Глава 2. Государственный бюджет: структура, пути формирования и использования
2.1. Структура госбюджета и его использование на примере Украины
2.1.1. Доходы бюджета
2.1.2. Расходы бюджета
2.2. Использование госбюджета. Зарубежный опыт

Глава 3. Бюджетный дефицит и государственный долг

Глава 4. Использование бюджета в Украине. Рекомендации по улучшению

Заключение

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика. Реферат 1. Уманцева.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Высшая  Школа Хуманитас

Администрирование и управление

Управление маркетинговыми коммуникациями 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Макроэкономика

На тему:  «Госбюджет, его формирование и использование»

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

                                                      Umantseva Liudmyla

                                                  Проверила: Seleznova R.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосновец 2012

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Сущность и принципы построения бюджетной системы

 

Глава 2. Государственный  бюджет: структура, пути формирования и использования

2.1. Структура госбюджета и его  использование на примере Украины 
 2.1.1. Доходы бюджета

   2.1.2. Расходы бюджета

2.2. Использование госбюджета. Зарубежный  опыт

 

Глава 3. Бюджетный дефицит и  государственный долг

 

Глава 4. Использование бюджета  в Украине. Рекомендации по улучшению

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важную роль в жизни  государства играет бюджет. Государственный  бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Государственный бюджет – центральное звено финансовой систем. В нем объединяются все основные финансовые инструменты – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции – проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет – централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет  свои национальные особенности. Она  зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями государства. В его составе расходы военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, на управление. Доходы формируются в основном за счет налогов. 

 

Глава 1. Сущность и принципы построения бюджетной системы

Формирование финансовой системы  той или другой страны невозможно без образования разных централизованных и децентрализующих фондов, где ведущая роль принадлежит бюджету как общегосударственному фонду денежных ресурсов. 
 В самом простом определении бюджет является планом образования и использования финансовых фондов в государстве. 
 За своим строением бюджет характеризуется как бюджетная система. В нем сосредоточенная совокупность всех бюджетов, создаваемых в государстве на разных уровнях структур власти и управления. 
 Бюджетная система основывается на принятом в государстве бюджетном укладе. Сущность его сводится к организации и принципам построения бюджетной системы. В нем выделяют основу и структуру бюджетной системы, взаимосвязь и разграничение доходов и расходов, между ее отдельными звеньями, закрепляются законодательно установленные бюджетные права. В первую очередь от этого зависит, насколько созданные условия обеспечивают эффективное управление основной массой финансовых ресурсов в государстве. 
 Бюджетная система каждой страны определяется ее административно-территориальным разделением и государственным строем. Именно этим предопределенная потребность в той или другой вертикальной структуре государственных органов власти и управления, а следовательно — и структуре соответствующих финансовых фондов. В частности, в унитарных странах бюджетная система состоит из двух ланок — государственного (центрального) и местного (муниципального) бюджетов. В бюджетной системе федеральных государств добавляется еще третье, среднее звено — бюджет членов федерации. Например, в США — это бюджеты штатов, в России — республик, в Германии — земель, в Швейцарии — кантонов. В бюджетной системе Украины выделяют государственный бюджет, бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты (областные, районные, городские, сельские и поселковые). В совокупности названные бюджеты составляют возведенный (консолидированный) бюджет. 
 В мировой практике есть разные подходы к строению бюджетной системы. Однако, выходя из общегосударственных позиций, для всех стран с развитой рыночной экономикой основополагающим в этом процессе является использование принципа сочетания централизованных и децентрализующих фондов. Главная проблема заключается в достижении оптимального соотношения между бюджетной централизацией и децентрализацией, то есть согласование государственных и региональных, местных бюджетов. Не менее важное значение предоставляется определению самого характера взаимоотношений между бюджетами разных уровней. Идет речь о том, будет ли функционировать целостная единственная бюджетная система, будет ли каждый бюджет автономным с собственной доходной базой, направлениями расходов и широкими правами. 
 Признано, что автономность местных бюджетов с признаком не политической направленности, а экономической целесообразности. При этих условиях каждый регион будет стремиться самостоятельно удовлетворить свои потребности и в то же время может быть уверен, что дополнительно изысканные его резервы не будут изыматься и не влиять на последующие отношения с бюджетами высших уровней. Если на местах нет стимулов к росту прибылей, то и центральные государственные структуры не смогут их установить, а главное — реализовать. 
 Сегодня еще рано говорить об утверждении автономности местных бюджетов в Украине. В этом направлении сделан лишь первый шаг, поскольку принятые принципы формирования бюджетной системы — единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности бюджетов — не способные обеспечить такую степень автономности, которая бы выражала экономическую и финансовую самостоятельность регионов. Не решенные вопросы относительно четкого определения основ и степени разграничения ланок бюджетной системы, их функций. Достаточно большая частица национального дохода проходит через централизованный (государственный) бюджет, усложняет, перегружает его и не способствует рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов. Иначе говоря, здесь мы направляемся самым простым и в то же время примитивным путем. Конечно, легче всего применять один унифицированный подход к разработке бюджетов на всех уровнях управления без надлежащей дифференциации, без достаточного учета возможностей, потребностей и перспектив развития каждого региона страны.

 
Глава 2. Государственный бюджет: структура, пути формирования и использования

В системе государственных финансов большая роль отводится централизованному  бюджету. Как система экономических распределительных отношений он охватывает все общество, в отличие от других финансовых ланок, которые имеют более узкие рамки. Это связано с тем, что централизованный бюджет должен обеспечивать существование государства, ее экономическое и социальное развитие. 
 За своим материальным содержанием государственный бюджет с центральным фондом денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении правительства. 
 Государственный бюджет показывает бюджетный потенциал, который фактически способна сформировать страна, и выступает исходной базой для разработки текущей финансовой политики. 
 Структура бюджета страны характеризуется в первую очередь двумя главными взаимосвязанными составляющими: доходами и расходами. Однако это не значит, что содержание бюджета сводится к простой смете или своеобразной кассе, куда поступают и откуда тратятся деньги. Он всегда был и остается главным финансовым планом государства, который является средством достижения экономической стабильности, и в нем отражается реальная жизнь общества. Его проект ежегодно разрабатывает исполнительный орган страны, обсуждает и принимает законодательный орган (парламент, конгресс). Утвержденный бюджет реализуют исполнительные органы, которые после завершения финансового года отчитываются о соответствии его фактически достигнутых показателей плановым, что установлены законом. 
 Источники, характер формирования и направления расходов государственного бюджета, в каждой стране отличаются своими национальными особенностями. Это зависит от многих факторов административной системы, структуры и уровня развития экономики, конкретно воплощаемой государственной политики, и тому подобное. Невзирая на все разнообразие используемых в странах способов бюджетоформирования и подходов к нему, в этом процессе существуют и общие черты и закономерности. В частности, доходная часть бюджетов в основном состоит из налоговых поступлений, а их расходы по большей части связаны с обеспечением социальных услуг, которое смягчает неминуемо свойственную для рыночной экономики дифференциацию в доходах, равные жизни разных слоев населения.

 

2.1. Структура госбюджета и его использование на примере Украины

  Для того, чтобы конкретизировать анализ структуры денежных ресурсов и полнее исследовать процесс их движения, обратимся к показателям бюджета Украины на 2011 г.

 
2.1.1. Доходы бюджета

  При всем разнообразии источников доходов государственного бюджета решающую роль в его формировании играют четыре основных вида налогов. Наибольшая частица в централизованном бюджете страны приходится на добавленную стоимость — 29,1 процента. Раньше верхнюю позицию здесь занимал налог на прибыль предприятий. В 2011 г. его плановая частица в бюджете составляла — 17,3 процента. В течение последних пяти лет она значительно сократилась. Это объясняется не только изменениями в налоговом законодательстве и существенным уменьшением налоговых ставок для предприятий. Существенно сузилась база налогообложения в результате спада производства и соответственно уменьшения самой прибыли. В то же время большая часть полученной прибыли остается в первичных звеньях производства. Средний процент исключения прибыли при уплате этого налога заметно снизил. 
 Средства, которые получаются за счет подоходного налога из граждан, в 2011г. (как и в 2010 г.) направлялись полностью в доходную часть местных бюджетов и учитывались в возведенном бюджете страны. Частица местных бюджетов в возведенном равняется 11,7 процента. В течение нескольких последних лет она была еще меньше. Если сравнить ее с подобными поступлениями к бюджетам стран с развитой рыночной экономикой (от 74 к '/, всех бюджетных поступлений), то она кажется мизерной. На первый взгляд может показаться, что процесс мобилизации доходов в бюджет стран не лежит, в отличие от других государств, тяжелым грузом на населении. Совсем другую картину имеем, когда к определенной частице налога из граждан добавлять суммы непрямых налогов, приблизительно 70 процентов которых платится населением через цену при покупке товаров и услуг. К тому же нельзя не учитывать, что сегодня несравненно низкий уровень личных доходов и реальна заработная плата большей части населения Украины не отмечаются тенденцией до постоянного быстрого роста. 
Относительно незначительной является частица поступлений в бюджет от акцизного сбора (5,8 процента). Однако следует отметить, что в последнее время наблюдается ее увеличение в первую очередь благодаря расширению ассортимента товаров, из которых будет стягиваться акцизный сбор, и повышению отдельных его ставок. 
 Длительное время в структуре бюджета находились средства ряда внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Украины, Фонда осуществления мероприятий, по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, Фонда охраны труда. Государственного инновационного фонда и тому подобное). Они почти наполовину, но в сущности формально, увеличивали общий объем бюджета. Дело в том, что эти фонды имеют четко очерченную базу доходов и целевой характер. Недавно отдельные из них упразднены (например. Государственный инновационный фонд, Фонд развития топливно-энергетического комплекса), некоторые выведены из состава централизованного бюджета. Поэтому средства государственных целевых фондов заметно сократились. их частица в поступлениях в бюджет уменьшилась до 9,9 процента. 
 Неналоговые поступления в государственный бюджет составляют 26,8 процента. Это плановый показатель и достичь его будет трудно, поскольку недостаточные суммы поступлений от приватизации имущества, платы, за транзит природного газа территорией Украины, рентной платы, за нефть и газ собственной добычи, а также возвращение кредитов, предоставленных под государственные гарантии. 
 Доходная часть Государственного бюджета Украины на 2011 г. утвержденная в сумме 33433,2 млн. грн. Это составляет 80 процентов общего консолидированного бюджета. Остальные средства направляются в местные бюджеты, которые по закону Украины «Про бюджетную систему Украини» кроме определенной части общегосударственных поступлений формируются также за счет законодательно установленных местных источников. С целью укрепления их доходной базы рекомендуется предоставить статусу местных тем общегосударственным налогам, которые традиционно в полном объеме засчитываются к местным бюджетам (подоходный налог из граждан, плата за землю, налог на прибыль предприятий коммунальной собственности, налог из владельцев транспортных средств и тому подобное). 
 В структуре поступлений к централизованным бюджетам в странах с развитой рыночной экономикой ведущую роль играет прямое налогообложение. Например, в США и Канаде за счет личного доходного налога формируется 45—48 процентов их федеральных бютжетив. Это источник дохода является самым весомым и в западноевропейских странах (от 20 до 50 процентов всех бюджетных поступлений). Второе место в централизованных бюджетных доходах принадлежит взносам на социальное страхование. их называют налогами на заработную плату. Они платятся наемными работниками (в процентах к совокупному заработку) и каждым предприятием, фирмой (в процентах в общий фонд оплаты труда). Следующим по значимости в бюджете создании идет налог на прибыль корпораций (до 20 процентов). В последнее время в большей части западных стран эта частица правительственных доходов приобрела тенденцию к снижению. Каждая из других категорий, что принимает участие в формировании бюджета (акцизный сбор, налог на недвижимость, пошлина и тому подобное), не превышает как правило, 4—5 процентов его денежных поступлений.

 
2.1.2. Расходы бюджета

  Функциональная структура расходной части бюджета, то есть разделение расходов за их назначением, испытывает заметные сдвиги. Привлекает внимание достаточно низкий в сравнении с недалеким прошлым уровень расходов бюджета на финансирование производственных отраслей народного хозяйства (например, промышленность и энергетика — 5,6 процента, сельское хозяйство — 1,2, строительство — 1,2 процента). Это предопределено особенностями переходного периода к рыночной экономике, которому свойственное последовательное сужение отдельных функций государства, связанных с непосредственным участием в производственной сфере. С углублением экономических реформ обеспечения процесса производства, его расширенное воссоздание будет все более осуществляться за счет финансовых средств, сосредоточенных на уровне предприятий. Утверждение новых форм собственности в ходе приватизации государственных предприятий приводит к последующему уменьшению и ликвидации зависимости от центрального бюджета. Однако бюджетное финансирование будет играть заметную роль в общих вложениях в экономику. Уменьшая или полностью исключая практику поддержки убыточных предприятий, неэффективных экономических, хозяйственных программ, государство будет направлять свои средства в поддержку базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, конверсию, на обеспечение больших целевых проектов межотраслевого характера, развитие топливно-энергетического комплекса, транспортной сети, связи и других элементов производственной инфраструктуры. Поэтому предусмотрено, начиная с 2011 г., установить объем централизованных вложений в реальную экономику на уровне не менее 1 процента доходов государственного бюджета. 
 На социальную защиту и социальное обеспечение населения будет направляться 11,2 процента бюджета. В будущем частица этих расходов будет расти. Все более средств государство вынужденное будет тратить на помощь из безработицы и социальное обеспечение. Эти расходы должны адаптироваться к потребностям рыночной экономики, переходного периода, для которого свойственное увеличение разрыва в доходах и возникновения ситуации, когда отдельные группы людей не в состоянии себя материально удерживать. Заостряется проблема формирования системы социальной защиты, которая бы дала возможность избежать снижения жизненного уровня наименее обеспеченных слоев населения. При ограниченности бюджетных ресурсов уменьшения расходов в них нуждается изменения социальных льгот универсального характера конкретно сориентированной, адресной материальной помощью.  
 Постоянно высокой должна быть частица бюджетных расходов на образование и здравоохранение. Длительная практика «остаточного» подхода к финансированию этого общественного блага привела к крайнему пределу падения социального развития государства. Одной из главных забот правительства сегодня является создание эффективной и равномерной системы медицинской помощи населению, что с экономической точки зрения будет способствовать увеличению возможностей человека производительно работать. Инвестиции в образование (человеческий капитал) также повышают качество рабочей силы, стимулируют прогрессивное экономическое развитие. Кроме того, они приносят обществу исключительный эффект, поскольку образование является средством укрепления национального самосознания, формирования социального поведения людей. 
 В государственной политике расходов еще не реализован принцип приоритетного финансирования науки. На ее развитие в 2011 г. выделено неоправданно мизерная сумма, которая составляла лишь 2,6 процента бюджетных ассигнований. В то же время расходы на обслуживание государственного аппарата поглощают 6 процентов бюджетных ресурсов, а на финансирование обороны страны идет 7,2 процента. В последнее время определено и выделено отдельной статьей затраты на обслуживания государственного долга, которые занимают первое место (17,8 процента) в функциональной структуре расходов централизованного бюджета.

 

2.2. Использование госбюджета. Зарубежный опыт

  В федеральном бюджете США наибольшей является статья расходов на социальное страхование (свыше 20 процентов), что связано в первую очередь с ростом численности людей преклонных лет и снижением уровня рождаемости. Не намного меньше средств тратятся на национальную оборону. Весомые доли расходов идут на выплату процентов за государственный долг, помощь малообеспеченным гражданам, медицинское страхование и здравоохранение. Из бюджетов штатов и местных администраций финансируются в первую очередь расходы на образование, трансфертные платежи бедным слоям населения, строительство новых и эксплуатацию действующих автомобильных путей. 
В течение последней четверти XX ст. в странах Западной Европы половина всех расходов централизованных бюджетов направляется на социально-экономические цели. Хранится тенденция к увеличению частицы текущих расходов, связанных с благосостоянием людей (помощь людям преклонных лет, неработоспособным, безработным, пенсионное обеспечение, подготовка кадров и здравоохранение ). Остается высокой (от 10 до 20 процентов) частица средств на прямые и опосредствованы военные расходы, хотя и темпы их роста заметно снизили. Приблизительно столько же бюджетных ресурсов используется для выполнения хозяйственных программ (развитие перспективных отраслей, обновления основного капитала, финансирования научно-исследовательских работ, капиталовложений, в инфраструктуру). Это свидетельствует о достаточно активном вмешательстве каждого государства в реальную экономику. Относительно административно-управленческих расходов, то в отдельные периоды они увеличивались, но медленными темпами, и частица их даже уменьшилась.

 

Глава 3. Бюджетный дефицит и государственный долг

  Состояние бюджета может характеризоваться балансом доходов и расходов, превышением доходов над расходами или, напротив, расходов над доходами. Наиболее оптимальным и приемлемым для любой страны есть сбалансированность доходов и расходов бюджета. Превышение доходов над расходами (профицит) означает надежную финансовую стабильность государства, но оно не может быть существенным и длительным, поскольку нет смысла собирать лишние налоги. Самой острой и сложной является здесь проблема бюджетного дефицита. Опережающий рост государственных расходов в сравнении с доходами предопределяет хронический дефицит бюджетов большей части стран мира. Да, в США государственный бюджет сбалансировался без дефицита за последние полстолетия лишь дважды. Во Франции, Большой Британии, Германии и других странах Западной Европы, длительное время бюджетный дефицит составлял 2—3 проценты от валового внутреннего продукта. Значительно выше среднеевропейских показателей (свыше 10 процентов) был его уровень в Италии. В Японии в 80-х и в начале 90-х годов наблюдалось позитивное сальдо государственного бюджета. В Украине впервые в 2000 г. был сформирован бездефицитный бюджет. 
В частности, в первой половине 90-х годов его уровень достигал почти 20 процентов. В 1999 г. он уменьшился до 1,55 процента. Такое стремительное снижение дефицита не всегда гарантирует позитивное влияние на стабилизацию экономики. Подобные ситуации наблюдались в мировой практике, и правительства отдельных государств (например, Ирландии) отказывались от быстрой ликвидации большого дефицита с целью смягчения экономического спада и недопущения дефляционного эффекта, то есть резкого уменьшения и недостатка денежной массы в обращении.   

Информация о работе Госбюджет, его формирование и использование