Госбюджет, его формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:00, реферат

Описание работы

Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и принципы построения бюджетной системы

Глава 2. Государственный бюджет: структура, пути формирования и использования
2.1. Структура госбюджета и его использование на примере Украины
2.1.1. Доходы бюджета
2.1.2. Расходы бюджета
2.2. Использование госбюджета. Зарубежный опыт

Глава 3. Бюджетный дефицит и государственный долг

Глава 4. Использование бюджета в Украине. Рекомендации по улучшению

Заключение

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика. Реферат 1. Уманцева.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

  Целесообразным считается постепенное, реально обеспеченное, сокращение бюджетного дефицита в течение среднесрочной программы экономического развития. В ней необходимо устанавливать обоснованную, обязательную для выполнения контрольную цифру ежегодного возобновления финансового равновесия (зарубежный опыт дает здесь ориентир на уровне 1—1,5 процента). Тем более, что нужно устранять не только само следствие — наличие бюджетного дефицита, а в первую очередь искоренять причины, что его обусловили: нестабильность и деформированность структуры экономики, необоснованное ценообразование, избыточная численность управленческого аппарата, непомерные военные и другие неоправданно и бесконтрольно растущие расходы. 
 Дефицит государственного бюджета — явление в экономике не новым и достаточно распространенным. К сожалению, разработчики бюджета не могут точно определить будущих поступлений и необходимых расходов. Даже при настроенной процедуре принятия бюджета реальные величины его обеих составных частей (доходов и расходов) в значительной мере зависят от стадии делового цикла. Дефицит растет в период спада производства, поскольку доходы от налоговых поступлений снижаются, а объем социальных расходов растет. 
 Если государство не способно ликвидировать дефицит своего бюджета, то появляется вопрос о допустимых его пределах. Как убеждает мировой опыт, нормально экономика функционирует при бюджетном дефиците на уровне 2 процентов от валового национального продукта и не имеет признаков финансового кризиса. 
 При современных условиях недостаточно просто анализировать абсолютный или относительный размер бюджетного дефицита. Все большее значение приобретает возможность мобилизации государством финансовых ресурсов в случае необходимости. Политика покрытия дефицита бюджета масс проводиться так, чтобы не вызывать роста денежной массы и соответственно ускорения инфляционных тенденций. Понятно, что полностью избавиться использование монетарных методов финансирования негативного сальдо государственного бюджета трудно, но увеличить частицу немонетарных методов вполне вероятно. Именно из этих позиций широко используется выпуск государственных облигаций, векселей и других видов государственных бумаг, которые размещаются в резервных банках и уже оттуда попадают на вторичный рынок ценных бумаг. Владельцы свободных денежных средств, покупая ссуды, становятся фактически кредиторами государства. В их роли выступают не только банки, но и страховые компании, пенсионные фонды, предприятия, частные лица. В настоящее время почти половина активных операций страховых компаний в развитых странах приходится на покупку ценных государственных бумаг. Такой путь покрытия бюджетного дефицита сдерживает инфляцию. Однако проблема заключается в том, что рынок ценных бумаг в Украине не достаточно развитой. 
 Облигации государственных ссуд, как правило, выпускает центральный банк страны, который сообщает подписчикам основные сведения о ценных бумагах и распределяет их среди получателей, засчитывая полученные денежные ресурсы на счет казны. В течение всего периода ссуды он выплачивает владельцам облигаций их доход, платя процентные купоны, а также гасит ссуды, выпуская акции, которые вышли в тираж. 
 Центральный банк становится непосредственным кредитором государства, если часть государственных ценных бумаг остается у него в портфеле. Не исключено, что он осуществляет и прямое кредитование государственных расходов. В некоторых странах, например в Германии, Центральному банку законом запрещено проводить подобные операции, чтобы не вызывать ухудшения показателей в сфере денежного обращения. Длительное время для Украины характерным был заем больших сумм кредитных средств Национального банка для покрытия своего бюджетного дефицита. Это свидетельствовало об эмиссии ничем не обеспеченных бумажных денег, что усиливало инфляцию, которая, в сущности, является скрытой формой налогообложения населения. Переключение финансирования бюджетного дефицита из эмиссионного кредитования НБУ на привлечение средств через рынок не дало надлежащие позитивные результаты. К сожалению, это привело к деградации финансовых рынков, которые появились у монополизации правительством «широких» денег, росте бартерного обмена, неплатежей, ускоренном обороте денег, снижении уровня монетизации. 
 Выпуск ценных бумаг, продажа их, со следующим постепенным погашением вызывает возникновение внутреннего государственного долга. Государство становится должником тех, кто держит ее облигации, которые поступают также на рынки за пределами страны, что предопределенно потребностями в иностранной валюте для покрытия негативного сальдо, платежных балансов, решения экономических проблем. В то же время центральное правительство может использовать для покрытия дефицита государственного бюджета иностранные кредиты, что предопределяет появление и рост внешнего долга страны. 
 Государственный долг и государственный дефицит взаимосвязываются: при наличии дефицита возникает долг, и чем более длительным является срок дефицита бюджета, тем большим становится долг государства. 
 Не случайно в общеупотребительном значении государственный долг рассматривается как сумма всех прошлых непогашенных дефицитов государственных бюджетов страны. 
 Следует также иметь в виду, что большой государственный долг перераспределяется во времени и его груз переводится на будущие поколения. Ситуация усложняется, если взятые в долг средства используются непродуктивно, на текущее потребление. Тогда и бюджетный дефицит, и государственный долг, станут неминуемыми, неотвратимыми явлениями. Другое дело — вложение средств в производственную сферу, которая создает предпосылки для роста доходов, в том числе в государственный бюджет. 
 Официально государственный долговой Украины на начало в 2010 г. составлял 139840,1 млн. грн. В нем доля внутреннего долга составляла 18,7 процента (14553,5 млн. грн.). Государство задолжало перед юридическими лицами за свои облигации 11 449 млн. грн., Национальным банком Украины — 3503,5 млн. грн., физическими лицами — 1 млн. грн. 
Особенное внимание следует уделять внешнему государственному долгу. На отмеченный период его величина достигала 64886,6 млн. грн., или 12438 млн. дол. США. Из этой общей суммы задолженность международным финансовым организациям равнялась 4931 млн. дол. (39,6 процента), в том числе: МВФ — 2801 (22,5 процента), Мировому банку — 2019 (16,2 процента), Туркменистану — 1048 млн. дол. (8,4 процента). Долги, которые сформировались в результате ссуды за иностранными кредитными линиями, составляли 761 млн. дол. (6,1 процента), получения фидуциарних займов — 1769 (14,2 процента), других кредитов — 537 млн. дол. (4,3 процента). 

Глава 4. Использование бюджета в Украине. Рекомендации по улучшению

  Порядок создания бюджета, что действует в нашей стране, устарел и полностью себя исчерпал. Здесь нужен новый комплексный подход, который в первую очередь предусматривает: 
- ведения непрерывного средне- и долгосрочного бюджетного планирования, которое стало бы базой разработки годовых бюджетов; 
- выделение в бюджетной политике стратегических целей и их последовательную реализацию: 
- органическое сочетание бюджетного планирования с программой социально-экономического развития в целом и инвестиционной в частности. 
 Для того, чтобы реально реформировать экономику и получить желаемые конечные финансовые результаты, особенное внимание должно быть уделено бюджетному планированию. Лишь тогда можно надеяться на существенные смены в формах финансовой политики, поставить на научную основу обоснование концепции консолидированного бюджета. Это предусматривает прежде всего формирование и утверждения финансовых планов, которые должны рассчитываться по укрупненным показателям финансовой деятельности на всех уровнях ведения хозяйства. Контрольные показатели, лимиты и государственные заказы, должны разрабатываться одновременно с составлением финансовых планов, определением источников финансовых средств, длительных (стабильных или дифференцированных) экономических нормативов, цен. 
 Сердцевиной финансового планирования возведен финансовый баланс государства, призванный обеспечить согласование материально вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного воссоздания. Его разработка предоставляет бюджету статус главного, стержневого баланса. Идет речь о балансе формирования и расходования централизованного денежного фонда страны во взаимосвязи с движением финансовых средств всех участников общественного производства. 
Внедрение в экономику страны хозяйственного механизма, который отвечает требованиям перехода к рынку, предусматривает необходимость разработки новых методов финансового планирования на всех уровнях управления.   

  Изменения в условиях планирования на возведенном уровне предусматривают: 
- полную самостоятельность в использовании собственных средств и ответственность предприятий за результаты финансово хозяйственной деятельности.

- внедрение налоговых принципов распределения прибыли, что выводит из-под централизованного контроля значительную часть ресурсов хозяйства и уменьшает объем информации и расчетов, которые подаются к центральным плановым органам; 
- расширенное использование товарно-денежных отношений требует от центральных экономических ведомств разработки методов сбалансированного платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления. При этом в меру разгрузки верхних правительственных слоев от текущих заданий оперативного планирования и управления финансами министерств и ведомств, бюджетной системы создается необходимость перехода на середнесрочное планирование и долгосрочные прогнозы; 
- с развитием теории средне- и долгосрочного финансового планирования должна определяться минимальная потребность в бюджетных и кредитных ресурсах, необходимых для покрытия расходов государства в соответствии с заданиями, определенными в концепции социально-экономического развития. Такие задания должны укрупняться, определять динамику роста и главные показатели финансово-кредитной системы, в частности бюджету. 
Налаживание прямых хозяйственных связей, оптовой торговли, применения договорных цен, призвано способствовать созданию механизма поддержки сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, которые используются в централизованном порядке. В этой ситуации главное задание финансового планирования сводится к созданию необходимых условий для функционирования товарно-денежных отношений, формирования системы регуляторов, которые согласовывают платежеспособный спрос хозяйства и населения с материальным обеспечением. На возведенном уровне это может обеспечиваться на основе системы взаимосвязанных показателей, которые будут отражать состояние материально финансовой сбалансированности воссоздания, наличного и безналичного денежного обращения, динамические характеристики объема перераспределения ресурсов через финансово-кредитную систему.

Заключение

Финансовая система  – совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение политических и экономических функций государства. Она состоит из четырех основных звеньев – государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов.

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет – крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под влиянием развития производительных сил, НТП происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных  предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом.

Особое финансовое звено  образуют специальные правительственные  фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, целевые фонды. государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений.

Список используемой литературы

 

1. Бликанов А. В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов / А. В. Бликанов // Финансы и кредит. - 2008. - N 5. – 15с.

2. Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010, 2010, N 50-51

3. Иваньков А. Е. Экономическая теория / А. Е. Иваньков.– К.: 2008. – 253с.

4. Литовских А.М. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие. / А.М. Литовских, И.К. Шевченко. - Таганрог: ТРТУ, 2003 – 276 с.

5. Лушин С. И. Об эффективности государственного бюджета / С. И. Лушин // Финансы. - 2004. - N 10. – 12 с.

6. Марыганова Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. — М. : КНОРУС, 2008. — 304 с.

7. Селезнев А. Проблемы бюджетной трехлетки / А. Селезнев // Экономист. - 2009. - N 2. - С. 15

8. Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста / В. Сенчагов // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. – 65с.

9. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Н. Лобачёвой.- 2-е изд. – М.: Высшее образование, 2008. – 515 с.

 


Информация о работе Госбюджет, его формирование и использование