Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 07:17, контрольная работа
В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.
Введение
1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2012-2014 годы.
2. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 годы
3. Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
4. Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы.
5. Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы.
6. Источники финансирования дефицита федерального бюджета.
7. Межбюджетные отношения.
Содержание
Введение
1. Основные
показатели прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации, положенные
в основу формирования бюджетной политики
на 2012-2014 годы.
2. Основные
цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014
годы
3. Основные
параметры бюджетной системы и основные
характеристики федерального бюджета
на 2012 год и на плановый период 2013 и
2014 годов.
4. Прогноз
доходов федерального бюджета на 2012-2014
годы.
5. Основные
подходы к формированию расходов федерального
бюджета на 2012-2014 годы.
6. Источники
финансирования дефицита федерального
бюджета.
7. Межбюджетные
отношения.
Введение
В основу
бюджетной политики на 2012 год и
на плановый период 2013 и 014 годов положены
стратегические цели развития страны,
сформулированные в Посланиях Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, Основных
направлениях деятельности Правительства
Российской Федерации на период до 2012
года и других документах, а также основные
положения Бюджетного послания Президента
Российской Федерации «О бюджетной политике
в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное
послание) и Программы повышения эффективности
бюджетных расходов в Российской Федерации
на период до 2012 года.
1. Основные показатели прогноза социально-экономического
развития
Российской Федерации, положенные в основу
формирования бюджетной политики на 2012-2014
годы
По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились. Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. В то же время следует отметить отрицательный вклад чистого экспорта в рост российской экономики.
В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%. В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6%.
В случае реализации этого сценария на докризисный уровень экономика вернется в конце 2011 – начале 2012 годов.
Инвестиции в основной капитал в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. Росту инвестиционного спроса в 2010 году способствовало расширение кредитования реального сектора, которое в 2010 году увеличилось на 12,1% к 2009 году. Увеличилась и доступность кредитов. Процентные ставки по кредитам реальному сектору снизились с 15,3% в 2009 году до 10,8% в 2010 году. Рост кредитования произошел во многом благодаря улучшению ситуации в банковской сфере. По итогам 2010 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2009 году.
Рост инвестиций в основной капитал в январе-апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2011 году на 6% к 2010 году.
В 2012–2014
годах рост инвестиций в основной
капитал в среднем
Позитивным фактором роста в 2010 году являлось динамичное развитие промышленного производства, особенно обрабатывающих производств (прирост – 11,8%). Рост обрабатывающих производств во многом был связан с ростом инвестиций.
В январе-мае 2011 года объем промышленного производства увеличился на 5,2%. К 2014 году объем промышленного производства вырастет на 18,2% по отношению к 2010 году, при этом обрабатывающие производства вырастут на 25,4%. Лидерами роста среди ведущих отраслей обрабатывающих производств будут производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования.
В противоположность промышленности, объем производства в сельском хозяйстве в 2010 году сократился по сравнению с 2009 годом на 11,9%. При этом в 2009 году и в первом полугодии 2010 года сельское хозяйство росло. Однако неблагоприятные погодные условия привели к сокращению производства в летние месяцы 2010 года, с сентября помесячная динамика сельскохозяйственного производства вновь стала положительной.
В январе-апреле 2011 года сельское хозяйство выросло на 0,6%, а по итогам всего года по оценке увеличится на 11,8 %. В 2012–2014 годах ожидается прирост сельского хозяйства в среднем по 2,3% в год.
Оборот розничной торговли по итогам 2010 г. вырос на 6,3%, в 2012–2014 годах – на уровне 5,3% в год.
Платные услуги населению в 2010 году увеличились на 1,5 %, в 2011 году рост на 4,2%, а в 2012–2014 годах – в среднем на 5,4% в год.
Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
В 2011 году дальнейшее снижение безработицы, уровень которой, согласно прогнозу, к 2014 году окажется ниже, чем в наиболее благополучном по данному показателю 2007 году.
Работодатели в 2010 году не только более активно нанимали работников, но и повышали зарплату. По итогам 2010 года реальная начисленная заработная плата выросла на 4,6% и достигла докризисного уровня. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2010 году составила 21 193 рубля.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 году увеличились на 4,1%. Структура использования денежных доходов населения в 2010 году по сравнению с 2009 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление. В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения – 14,5% в 2010 году.
По итогам 2011 года - увеличение реальной заработной платы на 3,3%, а реальных располагаемых доходов населения – на 1,5%.
В 2012–2014
годах прогнозируется рост реальных
располагаемых доходов
В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,1 %. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составили: доля бедного населения - 12,9%, прожиточный минимум – 6 359 рублей.
В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 378 рублей, при этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,4 %.
Последствия аномальной жары в 2010 году негативно отразились на инфляционных процессах. Из-за засухи в ведущих сельскохозяйственных регионах России в 2010 году урожай существенно снизился, что привело к значительному повышению цен на продукты питания, начиная с III квартала 2010 года. В итоге общий рост потребительских цен в 2010 году составил 8,8%, что хуже первоначальных прогнозов. При этом уровень инфляции не превысил постсоветский минимум, достигнутый в 2009 году.
В начале 2011 года наблюдалось значительное ускорение роста потребительских цен. Однако благодаря действиям Правительства Российской Федерации и Банка России, а также снижению продовольственных цен в мире рост цен замедлился. С начала года индекс потребительских цен составил 4,8%, по итогам года ожидается рост цен в пределах 6,5-7,5%.
На 2012 год поставлена задача снижения инфляции до 6%, к 2014 году – до уровня, не превышающего 4-5%.
Определенные риски роста уровня инфляции связаны с ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, особенно в связи с либерализацией рынков.
Прирост регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей в 2010 году составил 17,5%, прирост тарифов на газ для всех категорий потребителей – 27,4%, В 2011 году прирост тарифов на электроэнергию оценивается на уровне 13-15%, на газ – 15,3 %. В 2012–2014 годах планируется снизить прогноз прироста тарифов до уровня, близкого к прогнозу инфляции.
Экспорт товаров в 2010 году составил 400,0 млрд. долл. США, что на 31,8% выше уровня 2009 года. Основной вклад в рост стоимостных объемов экспорта внес рост мировых цен на сырье. При этом в течение года темпы роста экспорта снижались в основном вследствие уменьшения эффекта базы.
В январе-апреле 2011 года экспорт товаров составил 159,6 млрд. долл. США, по итогам года его объем составит 503,8 млрд. долл. США. К 2014 году экспорт товаров достигнет 536,5 млрд. долл. США.
Импорт товаров в 2010 году составил 248,5 млрд. долл. США, что на 29,6% выше значения 2009 года. Рост был обусловлен увеличением реальных располагаемых доходов населения и увеличением инвестиционной активности, а также реальным укреплением рубля.
Импорт товаров в январе-апреле 2011 года составил 91,3 млрд. долл. США, оценка по итогам года – 308,7 млрд. долл. США, прогноз на 2014 год – 444,6 млрд. долл. США.
Таким
образом, при замедлении темпов роста
внешнеторгового оборота в
В 2010 году тенденции, оказывающие воздействие на состояние внутреннего валютного рынка, носили разнонаправленный характер. В 2010 году возобновился рост реального курса рубля к доллару после небольшого снижения, отмеченного в 2008–2009 годах. В укрепление рубля к доллару реальном выражении по итогам 2010 года составило 9,7% (по сравнению с 2009 годом). Реальный курс рубля к евро за 2010 год вырос на 15,5% (по сравнению с 2009 годом). Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос (по сравнению с 2009 годом) на 9,6 %.
Тенденция к укреплению рубля продолжилась и в начале 2011 года. Реальное укрепление рубля к доллару в январе-апреле 2011 года составило 11,2%, реальное укрепление рубля к евро в январе-апреле 2011 года – 2,8%, реальный эффективный курс к иностранным валютам укрепился за этот период на 5,7%.
Укрепление рубля будет поддерживать рост импорта, особенно инвестиционных и продовольственных товаров. По итогам текущего года индекс реального эффективного курса рубля оценивается на уровне 7,7 %. В 2013–2014 годах данный индекс будет составлять – 3,5%, 2% и 1,2% соответственно.
Таким образом, в 2012–2014 годах прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.
Однако, как отмечено в Бюджетном послании, «многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено формирование условий для модернизации и изменения модели экономического роста».
Соответственно,
в Бюджетном послании подчеркнута необходимость
формирования новой модели экономического
роста, основанной в значительной степени
на частной инициативе, постоянных инновациях,
эффективной системе предоставления публичных
услуг, качественной финансовой и производственной
инфраструктуре.
2. Основные
цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014
годы
Как
указано в Бюджетном послании,
важнейшей предпосылкой и
«Макроэкономическая
стабильность, низкая инфляция, умеренная
налоговая и долговая нагрузка,
возможности для привлечения
долгосрочных кредитных