Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций для коммерческих банков по максимизации доход и прибыли, а также пути сокращения расходов в результате коммерческой деятельности банков.
Задачи курсовой работы:
Изучение общей сущности деятельности коммерческих банков;
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Коммерческие банки: место в банковской системе, сущность, принципы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Доходы коммерческих банков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Расходы коммерческих банков и их направленность. . . . . 10
Прибыль коммерческих банков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КБ «ГАЗПРОМБАНК» (ОАО) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Об отрытом акционерном обществе «Газпробанк» . . . . . . 20
Финансовые показатели ОАО «Газпромбанк» . . . . . . . . . .22
ГЛАВА III. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
3.1 Предложения по максимизации доходов и прибыли коммерческих банков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.2 Предложения по минимизации расходов коммерческих банков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . .43
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
При использовании различных
3.2 Пути минимизации расходов OAO «Газпромбанк»
Для эффективности деятельности КБ OAO «Газпромбанк», а также для успешного его развития необходимо не только увеличивать доходы, но и направлять свои усилия на уменьшение показателей расходных статей, тем самым обеспечивая повышение прибыли.
В немногочисленных банках существуют специальные подразделения, которые занимаются оптимизацией расходов, хотя такие подразделения очень важны коммерческой организации.
В современных экономических условиях Газпромбанк активно сокращает расходы, используя все известные способы. Основную долю расходов банка составляет персонал и все, что с ним связано. Поэтому наиболее распространенными способами во многих коммерческих банках являются сокращение штата сотрудников и отказ от ежегодных премий, то есть стремясь максимально снизить расходы, финансовые организации прибегают не только к увольнениям, но и к сокращениям заработных плат, премий, а то и вовсе отказа от них.
Мировая практика показывает, что даже крупнейшие банки мира за последние 2 – 3 года уменьшают количество сотрудников, эти сокращения порой доходили до 35% от общего штата сотрудников.
«Сокращение персонала – это абсолютно эффективная международнопризнанная практика сокращения издержек для инвестиционных банков. Но самых лучших берегут. Корпоративная культура предполагает, что каждый сотрудник знает, когда его могут уволить», – говорит гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников, добавляя, что сложная ситуация в секторе только начинается. «Ситуация на финансовых рынках пока не обещает ничего хорошего – в ближайшее время стоит ждать большой волатильности. А это значит, что компании не захотят прибегать к помощи к инвестдомов для размещения акций и консультирования», – говорит Матовников.[22]
Главным фактором снижения расходов банка является привлечение денежных средств по минимально возможной процентной ставке. Чем дешевле обходятся деньги, тем меньше затрат у банка на выплату процентов.
Существует вопрос сокращения издержек по розничному (филиальному) направлению бизнеса. Трудно добиться успехов в обслуживании частных лиц, не располагая широкой филиальной сетью. Поэтому приходится открывать множество новых точек присутствия, что требует больших затрат.
В составе разветвленной
С каждым годом ситуация с недвижимостью накаляется: за привлекательные площадки в удобных местах сражаются не только кредитные организации, но и розничные игроки из других отраслей. Кредитная организация может купить здание или арендовать его. Чтобы не держать здание у себя на балансе и соответственно не платить налог на недвижимость, банк часто оформляет его на одного из акционеров и снимает у него это помещение за минимальную плату.
При взаимодействии с юридическими лицами разветвленная сеть не требуется – достаточно центральных офисов. При этом существенно снизить издержки, возникающие при обслуживании корпоративных клиентов, позволяет дистанционное управление счетами – система «банк–клиент» и интернет-банкинг.
Автоматизация банковских процессов существенно снижает затраты банка. Основные статьи, по которым удалось добиться экономии, – кадровое делопроизводство, расчет зарплаты, управление премиальными выплатами, аудит системы оплаты труда, подбор персонала.
Автоматизирована также работа с клиентами. Это установка банкоматов с функцией приема наличных. Автомат позволяет как погашать ссуды, так и просто пополнять счета, а также делать различные платежи, не выходя из дома или офиса.
Возможна экономия на налогах. Одна из распространенных схем уменьшения налогооблагаемой базы выглядит так. Кредитная организация «проигрывает» в сделках с ценными бумагами и валютой контрагентам, находящимся за рубежом. На самом же деле банк платит только комиссию за услуги иностранному партнеру (3–10%), а сумму проигрыша контрагент возвращает. Доказать неправомерность операции невозможно. Банк купил дорого, а продал дешево – такова рыночная конъюнктура. Кредитные организации не оригинальны и в плане зарплатных схем. Далеко не во всех банках сотрудники получают «белое» жалование, что позволяет также сэкономить на налогах.
Существенную часть издержек Газпромбанка составляют расходы на рекламу. Но большой рекламный бюджет далеко не всегда означает хороший результат. Как отмечают эксперты, нередко использование дорогой рекламы– должного эффекта не приносит. Во многих случаях эффективнее организовывать акции в торговых точках, раздавать листовки, предлагать оформить кредитную карту, информировать клиента о новых услугах через почтовую рассылку, участвовать в специализированных выставках и конференциях. Ставка на подобные мероприятия помогает значительно снизить стоимость привлечения клиентов.
Таким образом, КБ «Газпромбанк» для успешного функционирования преодолевает проблемы максимизации доходов и прибыли, при этом стараясь минимизировать затраты или оставляя их на допустимом уровне.
Увеличить доходность банка разумно через увеличение собственного и привлеченного капитала, через разработку более прибыльных пакетов услуг, разработку комплексных программ по обслуживанию корпоративных клиентов, через увеличение процентов по кредитам, а также через проведение специальных акций, направленных в основном на физические лица.
Оптимизация расходов проходит по всем статьям банка: сокращение персонала, сокращение премий, уменьшение затрат на рекламу, на строительство офисов, использование «обмана» по налогооблагаемой базе, автоматизация деятельности и другие инструменты.
Существует множество способов решения проблем коммерческого банка, но все они, безусловно, связаны с финансовыми рисками и затрагивают другие структуры экономической и общественной сфер, находящихся во взаимосвязи с другими банками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммерческий банк – финансовое учреждение, выполняющее практически все виды банкосвких операций, главной целью является получение прибыли; деятельность данной коммерческой организации и принципы её функционирования регламентируются ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности в РФ».
Вся хозяйственная деятельность коммерческого банка - «уставная деятельность». Её проведения требует от банка значительных затрат, но кроме затрат возникают и доходы. Результатом сопоставления доходов и затрат есть финансовый результат уставной деятельности, которая выступает в виде прибыли и убытков.
Все совершаемые банками операции и сделки можно разделить на пассивные и активные. Активные операции – расходы банка, пассивные - доходы от деятельности коммерческих банков.
Основная классификация доходов коммерческого банка:
Доходы коммерческого банка должны обязательно покрывать его расходы, образуя, тем самым, прибыль. При этом часть доходов направляется на создание резервов для покрытия рисков. Для эффективной работы банка необходимо, чтобы он не только имел объем доходов, превышающих расходы, и покрывал риски, но также обеспечивал регулярность поступления доходов.
Все виды процентных доходов формируются
за счет предоставления денежных средств
во временное пользование и
К комиссионным доходам относятся доходы, полученные за оказание клиентам банковских услуг некредитного характера.
Расходы коммерческих банков представляют собой использование денежных средств, необходимых для осуществления всех видов банковской деятельности.
Расходы коммерческих банков группируются:
1. Операционные расходы:
1.1 Процентные расходы.
1.2 Комиссионные расходы.
1.3 Расходы по операциям на финансовых рынках.
1.4 Прочие операционные расходы.
2. Расходы по обеспечению
3. Прочие расходы.
Операционными расходами являются расходы, производимые непосредственно для выполнения банковских операций (по вкладам населения и кредитам, получаемым на межбанковском рынке; по оплате услуг: банков-корреспондентов, Центрального банка, бирж, юридических фирм, клиринговых центров; расходы на приобретение акций, облигаций, оплата по векселям и другие).
К расходам по обеспечению функционирования банка относятся: расходы на содержание всех зданий (офисов), расходы на содержание персонала, расходы на приобретение и эксплуатацию банковского оборудования, расходы на средства связи, телекоммуникаций и информационные услуги, расходы на рекламу и транспортные расходы.
Прибыль – это главный финансовый показатель результативности работы коммерческого банка.
В бухгалтерском учете выделяют валовую (балансовую) и чистую прибыль. Чистая прибыль включает в себя валовую прибыль за вычетом всех налоговых отчислений. Валовая прибыль образуется за счет разницы между валовым доходом и расходами, которые определены в действующем законодательстве, до уплаты налогов.
Общим для всех банков является
использование прибыли для
Газпромбанк – российский коммерческий банк, входящий в тройку крупнейших банков России по всем основным показателям. Полное наименование —«Газпромбанк» (Открытое акционерное общество). Сокращённое наименование — ГПБ (ОАО).
Число клиентов Газпромбанка – около 3 миллионов физических и порядка 45 тысяч юридических лиц.
Банк обслуживает ключевые отрасли российской экономики.
Основными источниками прибыли являются процентные и комиссионные доходы. В последнее время наблюдается тенденция увеличения доходов и увеличение иных показателей эффективности деятельности банка.
В публичных ведомостях (бухгалтерская отчетность, отчет о прибылях и убытках организации и другие) отражены суммы активов, пассивов и прочие средств коммерческого банка. Благодаря данным ведомостей определяется результативность банковской деятельности, которая направлена на установление стабильности, надежности, платежеспособности банка, а также прибыльности, что можно корректировать специальными инструментами, как экономического характера, так и неэкономического.
КБ ОАО «Газпромбанк» для успешного функционирования преодолевает проблемы максимизации доходов и прибыли, при этом стараясь минимизировать затраты или оставляя их на допустимом для каждого банка уровне.
Увеличить доходность банка разумно через увеличение собственного и привлеченного капитала, через разработку более прибыльных пакетов услуг, разработку комплексных программ по обслуживанию корпоративных клиентов, через увеличение процентов по кредитам, а также через проведение специальных акций, направленных в основном на физические лица.
Оптимизация расходов проходит по всем статьям банка: сокращение персонала, сокращение премий, уменьшение затрат на рекламу, на строительство офисов, использование «обмана» по налогооблагаемой базе, автоматизация деятельности и другие инструменты.
Существует множество способов решения проблем банка, но все они, безусловно, связаны с финансовыми рисками и затрагивают другие структуры экономической и общественной сфер, находящихся во взаимосвязи с коммерческими банками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Доходы,расходы и прибыль коммерческих банков