Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс в РФ представляет собой регламентируемую нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, контролю за его исполнением, а также по заключению данного бюджета.
Следует иметь в виду, что само понятие бюджетный процесс пр

Содержание

Введение 3
1 Общие положения организации бюджетного процесса 4
1.1 Понятие бюджетного процесса и его принципы 4
1.2 Участники бюджетного процесса 6
1.3 Стадии бюджетного процесса 11
2 Реформирование бюджетного процесса в РФ 22
3 Бюджетное планирование и прогнозирование 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 60.82 Кб (Скачать)

       Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях  информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных  тенденциях развития экономики и  социальной сферы, комплексного прогнозирования  финансовых последствий разрабатываемых  реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций  и своевременного принятия, соответствующих мер.

       Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие два года – плановый период, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

       Исходной  базой для формирования плана является бюджет на текущий год. Перспективный план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

       Перспективный план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

       Для определения объемов финансовых ресурсов, которыми располагает соответствующий уровень бюджетной системы, в целях определения основных показателей разрабатываемого проекта бюджета, составляется баланс финансовых ресурсов.

       Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

       Баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории.

       Со  сводным финансовым планированием  тесно связано бюджетное прогнозирование.

       В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

       Под прогнозом развития бюджета подразумевается  комплекс вероятностных оценок возможных  путей развития его доходной и  расходной частей /9/.

       Цель бюджетного прогнозирования: на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

       Расчет  прогнозируемых бюджетных показателей  основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

       Существующая практика бюджетного прогнозирования в увязке со сводным финансовым балансом не охватывает полный круг связей в экономике. При этом не учитываются внутренние взаимодействия всех секторов экономики и финансовые взаимоотношения с внешним миром. Результатом становится одностороннее отображение экономического процесса, снижается возможность регулирования и управления текущей экономической ситуацией и прежде всего движением государственных финансовых потоков, эффективность бюджетного планирования. Учитывая изложенное, актуальной является разработка комплексного подхода к движению финансовых средств в экономике.

       Целью прогнозирования государственных финансовых потоков является выявление условий формирования и оптимального движения финансовых потоков и на этой основе разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающих достижение стабильного экономического роста.

       Работа по планированию доходов включает три важнейших направления:

       1) Расчет прогнозируемых сумм мобилизации  контингентов всех видов доходов.

       2) Распределение регулирующих доходов  по уровням бюджетной системы.

       3) Определение взаимоотношений между бюджетами различных уровней в части предоставления дотаций, субвенций, субсидий.

       Планирование  федерального бюджета осуществляется Министерством финансов совместно с Министерством по налогам и сборам (МНС). МНС прогнозирует поступление налоговых доходов, кроме таможенных платежей.

       Планирование  таможенных поступлений осуществляет Государственный таможенный комитет совместно с Министерством экономического развития.

       Расчет  контингентов доходов осуществляется в следующей последовательности: МНС доводит до Минфина обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов и других доходов за отчетный период, т.е. за предшествующий год и первое полугодие текущего года.

       Минфин  получает от Минэкономразвития прогнозируемые на очередной год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, определяющие расходы: объем валового внутреннего продукта, объем денежной массы, объем прибыли, размер фонда оплаты труда, индекс инфляции и дефляторы по отраслям народного хозяйства, объем розничного товарооборота, уровень цен на нефть. Центральный банк России представляет курсовое соотношение рубля к доллару США и к Евро.

       На  основании прогноза развития экономики  Минфином совместно с МНС составляются прогнозы поступления по отдельным налогам. При этом учитываются объем налоговых льгот и изменения налоговых ставок, а также снижение от реструктуризации задолженности предприятий и списания недоимки при реструктуризации и недоимки, признанной безнадежной /11/.

       Составление реального прогноза и плана поступлений по доходам связано с рядом проблем, основными из них являются:

       1. Недостаточность данных о налогооблагаемой базе.

       2. Легальные схемы снижения налогов  по ходу исполнения бюджетов.

       3. Недостаточно проработанные нормативные акты, позволяющие снижать налоги.

       4. Проблемы полноты статистической отчетности.

       5. Налоговая культура. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством  РФ деятельность органов государственной  власти и местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.

       Бюджетный процесс в Российской Федерации  строится в соответствии с законодательством Российской Федерации - Бюджетным Кодексом РФ.

       В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно  и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить  бюджет.

       В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы финансово-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган  имеет определенные задачи и действует  в пределах закрепленных за ним полномочий. Бюджетные полномочия - права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.

       Участниками бюджетного процесса Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава  муниципального образования, законодательные  и исполнительные органы государственной  власти и местного самоуправления, ЦБ РФ, органы государственного финансового  контроля, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные  распорядители (распорядители) бюджетных  средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета и получатели бюджетных  средств.

       БК  РФ разграничивает компетенцию органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в области  управления государственными и муниципальными финансами.

       Бюджетный процесс состоит из составления  и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за исполнением бюджетов.

       Составление проектов бюджетов -- обязанность Правительства  РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и  органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов  Федерации и муниципальных образований. Проект федерального бюджета разрабатывается  в три этапа.

       Исполнение  федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда обеспечивается Правительством РФ, а организация  исполнения бюджета возлагается  на Минфин России. В соответствии с  БК РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

       Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Банке России. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным  казначейством.

       Отчеты  об исполнении бюджетов всех уровней  составляются по единой методике и  на основе единой бюджетной классификации, на основании данных бухгалтерского учета органов Федерального казначейства и отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств.

       Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется в Правительство  Российской Федерации. Правительство  РФ представляет ежеквартальные и годовые  отчеты об исполнении федерального бюджета  в палаты Федерального собрания.

       Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета после получения заключения Счетной палаты РФ и по итогам этого рассмотрения утверждает либо отклоняет отчет от утверждения. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

       1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2005г.

       2.Бюджетное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации О бюджетной политике на 2004 г.

       3.Федеральный  закон от 30 декабря 2003 года N 194-ФЗ  О федеральном бюджете на 2004 г.

       4.Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2002г.

       5.Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов./ Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. М.: .Юрайт, 2005г.

       6.Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.

       7.Владимирова  Л. П. Прогнозирование и планирование  в условиях рынка. – М.: Издательский  дом «Дашков и Ко», 2001г.

       8.Волков В.Н.Российская экономика в 2003году:/Деньги и кредит.2003 г.

       9. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - М.: КНОРУС, 2008г.

       10.Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. -- 6-е изд., испр. и доп. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007г.

Информация о работе Бюджетный процесс