Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс в РФ представляет собой регламентируемую нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, контролю за его исполнением, а также по заключению данного бюджета.
Следует иметь в виду, что само понятие бюджетный процесс пр

Содержание

Введение 3
1 Общие положения организации бюджетного процесса 4
1.1 Понятие бюджетного процесса и его принципы 4
1.2 Участники бюджетного процесса 6
1.3 Стадии бюджетного процесса 11
2 Реформирование бюджетного процесса в РФ 22
3 Бюджетное планирование и прогнозирование 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 60.82 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение                                                                                                                3

1 Общие положения организации бюджетного процесса                                   4

1.1 Понятие бюджетного процесса и его принципы                                           4

1.2 Участники  бюджетного процесса                                                                     6

1.3 Стадии бюджетного  процесса                                                                        11

2 Реформирование бюджетного процесса в РФ                                                  22

3 Бюджетное планирование и прогнозирование                                                 27

Заключение                                                                                                             33

Список  использованных источников                                                                   35

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       Бюджетный процесс в РФ представляет собой регламентируемую нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, контролю за его исполнением, а также по заключению данного бюджета.

       Следует иметь в виду, что само понятие  бюджетный процесс применяется  в финансово-правовой литературе в  двух значениях. В первом значении им обозначают разновидность бюджетной  деятельности. Именно в этом значении раскрыто понятие бюджетного процесса в приведенном выше определении. Во втором значении под бюджетным  процессом понимают институт бюджетного права (как раздела финансового  права), регулирующего данный вид  бюджетной деятельности.

       Объектом  бюджетного процесса выступает бюджет как разновидность финансово-планового  акта, при понимании бюджета в  его правовом значении. В этом смысле бюджет субъекта РФ представляет собой  роспись доходов и расходов централизованного денежного фонда субъекта РФ. А поскольку правовой формой бюджета субъекта Российской Федерации выступает закон субъекта РФ, то применительно к бюджетному процессу речь идет о разработке, принятии и исполнении правового акта о бюджете как основном финансовом плане субъекта РФ.

       Цель  исследования: исследование бюджетного процесса в РФ.

       Предметом исследования является процесс формирования бюджета.

       Задачами  курсовой работы являются:

       1.Определение сущности бюджетного процесса;

       2.Проанализировать  процесс бюджетного планирования  и прогнозирования, а также  реформирование бюджетного процесса  в РФ.

       1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО  ПРОЦЕССА 

    1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
 
 

       Государственный бюджет является одним из важнейших  звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация  финансовых ресурсов государства и  расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов  государственной власти.

       Согласно  БК РФ, бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

       Бюджетный процесс - регламентированная нормами  процессуального бюджетного права  деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а  также составлению, рассмотрению и  утверждению отчёта об его исполнении.

       Нормы бюджетного процесса предписывают правила  и порядок применения норм материального  бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных  субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

       В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В  настоящее время в связи с  принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной системы предусмотрены общие принципы:

       а)единство бюджетной системы;

       б)разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

       в)самостоятельность бюджетов;

       г)полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

       д)сбалансированность бюджетов;

       е)эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

       ж)общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

       з)гласность;

       и)достоверность бюджета;

       к)адресность и целевой характер бюджетных средств.

       Однако  некоторые из принципов имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои особенные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно составляют исполнительные органы, закон или решение о бюджете принимаются представительным органом, а исполняют бюджеты всех уровней органы исполнительной власти.

       Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое  важное основополагающее правило, как  обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную  деятельность более прозрачной и  обеспечивает более эффективную  возможность осуществлять бюджетный  контроль за всеми потоками бюджетных  средств. Кроме того, ежегодность  даёт возможность более точно  выявить тенденции рыночного  развития.

       Особое  внимание в бюджетном процессе заслуживает  принцип публичности и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета  до его принятия широко обсуждается  как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати.

       Органы  представительной и исполнительной власти также постоянно отчитываются перед широкой общественностью  о ходе исполнения бюджета.

       Важным  для бюджетного процесса остаётся принцип  специализации бюджетных показателей, который состоит в том, что  в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация, которая предполагает группировку  всех доходов бюджетов всех уровней  по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности. 
 

    1. Участники бюджетного процесса
 
 

       Участниками бюджетного процесса являются /1/:

       – Президент Российской Федерации;

       – высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

       – законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

       – исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

       – ЦБ РФ;

       – органы государственного (муниципального) финансового контроля;

       – органы управления государственными внебюджетными фондами;

       – главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

       – главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

       – главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

       – получатели бюджетных средств.

       В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля.

       Бюджетные полномочия - права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.

       Органы законодательной власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ /1/.

       Органы  исполнительной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные БК /1/.

       ЦБ  РФ разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам /1/.

       Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с БК РФ /1/.

       Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета /1/.

       Органы  государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

       Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям; утверждает сметы доходов и расходов; составляет; контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат; представляет сводный отчет об исполнении бюджета; выступает в суде от имени казны РФ. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

       Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.

       Главный администратор доходов бюджета представляет сведения, необходимые для: 1)составления проекта бюджета; 2) составления и ведения кассового плана, а также формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.

       Администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по этим платежам; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, а также о зачете платежей в бюджеты РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

Информация о работе Бюджетный процесс