Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная процесс Российской Федерации – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
В теоретической части работы мы постараемся раскрыть суть бюджетной процесса, его содержание, задачи и принципы организации.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и содержание бюджетного процесса 2
2. Организация бюджетного процесса 2
3. Основы составления проектов бюджетов 2
4. Рассмотрение и утверждение бюджетов 2
5. Исполнение бюджетов 2
6. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение 2
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 2
Список использованной литературы 2

Работа содержит 1 файл

контрольная БС РФ.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

  До 1 мая Правительство  РФ:

  • утверждает основные положения доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики (на основе Послания Президента РФ, программы социально-экономического развития, первой части докладов субъектов бюджетного планирования);
  • рассматривает и вносит в Государственную Думу законопроекты, влияющие на расходные обязательства Российской Федерации;
  • при необходимости уточняет основные показатели макроэкономического прогноза (сценарных условий) и перспективного финансового плана.

  До 1 июня Правительство РФ рассматривает и утверждает:

  • основные направления денежно-кредитной политики;
  • перспективный финансовый план на предстоящие 3 года и основные характеристики проекта федерального бюджета на очередной финансовый год;
  • новые федеральные целевые программы;
  • уточненный объем бюджета «действующих» обязательств и его распределение по субъектам бюджетного планирования на очередной финансовый год и последующие 2 года;
  • основные показатели распределения бюджета «принимаемых» обязательств между субъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года (на основе доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики и с учетом влияющих на расходные обязательства законопроектов, внесенных в Государственную Думу, принятых новых федеральных целевых программ и оценки эффективности бюджетных программ, представленных во второй части докладов субъектов бюджетного планирования).

  До 26 августа Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной финансовый год с соответствующими материалами и обоснованиями.

  Таким образом, составление проектов бюджетов – это стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом

 

      1. Рассмотрение и утверждение бюджетов

  Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается в трех чтениях [4, 318].

  Государственная Дума рассматривает проект бюджета  в трех чтениях.

  В первом чтении Государственная Дума заслушивает доклад Правительства Российской Федерации, содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

  При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.

  В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете ГД может:

  • передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей ГД, СФ и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта;
  • вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав Правительства РФ).

  При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный  вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

  Во  втором чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.

  Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:

  • перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
  • источники финансирования дефицита федерального бюджета;
  • бюджетные ассигнования
  • межбюджетные трансферты и др.

  В третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

  При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода в соответствии с пунктом 2 статьи 192 настоящего Кодекса. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

  Принятый  Государственной Думой федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

  Совет Федерации рассматривает федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной  Думой.

  При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.

  Одобренный  Советом Федерации федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

  В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный  федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

  Согласительная  комиссия в течение 10 дней выносит  на повторное рассмотрение Государственной  Думы согласованный федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период.

  Государственная Дума повторно рассматривает федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в одном чтении.

  Принятый  Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный  закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период передается в Совет Федерации в порядке, установленном статьей 207 БК РФ.

  В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.

  Дальнейшее рассмотрение указанного закона осуществляется в порядке, установленном статьей 208 БК РФ [2]

 

      1. Исполнение бюджетов

  Исполнение  бюджета – это совокупность операций по формированию и использованию средств бюджета [4, 322].

  Установленный в законодательном порядке действующий в настоящее время сценарий исполнения федерального бюджета предполагает, что федеральный бюджет должен исполняться в рамках утвержденных соответствующим законом как по размерам доходов, ассигнований, так и по направлениям использования, что все вносимые изменения (в допустимых и весьма ограниченных пределах) должны быть гласными, эффективность отдачи бюджетных средств должна быть максимальной, а отчетность подробной, точной, достоверной и своевременной.

  Деятельность  исполнительных органов в процессе исполнения бюджетов всех уровней строится на основе следующих принципов.

  Принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета.

  Принципа обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

  В Российской Федерации установлено  казначейское исполнение бюджетов. Законодательной базой для создания, организации и функционирования системы органов Федерального казначейства являются Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556 «О федеральном казначействе» постановление Совета Министров Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 «О федеральном казначействе Российской Федерации», а также Бюджетный кодекс РФ.

  В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает исполнение федерального бюджета и соответственно несет ответственность за надлежащее выполнение этой функции [1].

  Федеральное казначейство РФ осуществляет следующие задачи:

  Первая  и главная задача, которую обязано решить Казначейство России, - это осуществление операций со средствами федерального бюджета, а в случае заключения соответствующих соглашений - и бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

  Соответственно  основное предназначение казначейства – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами.

  Единый  счет федерального казначейства подразумевает  аккумуляцию всех средств, проходящих через органы федерального казначейства, на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ, учет средств в органах федерального казначейства ведется на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств. Таким образом, Казначейство концентрирует на своих счетах оба потока, которые возникают в процессе исполнения федерального бюджета: это доходный и расходный потоки.

  В процессе кассового исполнения бюджета  Федеральное казначейство осуществляет распределение в установленных  законодательством размерах федеральных  регулирующих налогов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, а также обеспечивает доведение выделенных бюджетных ассигнований до получателей бюджетных средств.

  Вторая  задача, которая решается Федеральным казначейством, - это осуществление предварительного и текущего контроля за выделением средств из федерального бюджета Российской Федерации, а также бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений.

  Помимо  деятельности по финансовому управлению, Федеральное казначейство может и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование.

  Федеральное казначейство Российской Федерации несет ответственность за:

  • правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
  • неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств бюджетополучателям;
  • несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета бюджетополучателей;
  • несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
  • несвоевременное доведение уведомлений о лимитах по обязательствам бюджета до бюджетополучателей;
  • финансирование расходов, не включенных в роспись бюджетных расходов;
  • финансирование расходов сверх утвержденных лимитов по обязательствам бюджета;
  • осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями (распорядителями) и получателями бюджетных средств, уполномоченными кредитными организациями;
  • исполнение предписаний Счетной палаты, решений арбитражного суда по компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами бюджетополучателям.

Информация о работе Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации