Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию
15.3. Финансирование транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики
Отрасли инфраструктуры, к которым относятся транспорт, дорожное хозяйство и связь, обеспечивают производственные и межрегиональные связи и удовлетворяют потребности населения в перемещении и информации. Транспорт и связь тесно взаимодействуют со сферами хозяйства и социальной сферой общества. Недостаточное развитие инфраструктуры может стать тормозом для эффективного функционирования других отраслей экономики и привести к снижению темпов экономического и социального развития.
Транспорт. На транспортную систему страны приходится более 13% основных производственных фондов.
Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.
В целях ускоренного развития транспортной системы страны была разработана Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2010 г., параметры которой легли в основу Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».
В федеральном бюджете предусматриваются средства на:
- на реализацию мер по реструктуризации естественных монополий;
- совершенствованию тарифной системы;
- содержание аппарата управления и подведомственных учебных и медицинских учреждений;
- для реализации федеральных целевых программ, связанных с мероприятиями инвестиционного, инновационного характера;
- возмещение потерь связанных с осуществлением перевозок пассажиров в поездах дальнего следования.
Бюджетные ассигнования направляются на обеспечение функционирования транспортной системы России:
- на развитие автодорог,
- обеспечение судоходства по внутренним водным путям,
- обеспечение воздушного сообщения.
Министерство транспорта РФ наделено правом распределять выделенные из федерального бюджета средства и контролировать их расходование.
Дорожное хозяйство. Важнейшим направлением, где необходим прирост инвестиций, является дорожное хозяйство, на его финансирование должно быть направлено не менее 2,5% ВВП. Только это позволит решить проблему постоянного увеличения количества объектов незавершенного строительства.
Финансирование работ на автомобильных дорогах федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета. В том числе с привлечением для строительства федеральных автомобильных дорог кредитных ресурсов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) под гарантии Правительства Российской Федерации.
Финансирование автомобильных дорог регионального значения (территориальных дорог) осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет субсидий из федерального бюджета, выделяемых на строительство и реконструкцию дорог при условии софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации. Финансирование работ по обеспечению и развитию местного значения, согласно принципам новой классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, должно осуществляться муниципальными образованиями.
Связь и информатика. В соответствии с Конституцией РФ к юрисдикции Российской Федерации относится федеральная связь, в которую как во взаимоувязанную систему входят все сети связи России в форме внутрипроизводственных и технологических подразделений. Уровень развития отрасли связи оказывает существенное влияние на экономику страны в целом.
Бюджетное финансирование отрасли предусматривается на:
- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым
предприятиями связи для финансирования разработки и изготовления космических аппаратов серии «Экспресс»;
- предоставление субсидий ФГУП «Почта России» на покрытие убытков убыточных предприятий почтовой связи, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- обеспечение системы контроля радиочастот и конверсии радиочастотного спектра;
- формирование резерва универсального обслуживания;
- финансирование ФГУП НТЦ «Информрегпстр», ФГУП «Интеграл» и ФГУП
«ВНТИЦ», на которые возлагаются обязанности по комплектованию, регистрации
и хранению обязательного федерального экземпляра российских электронных изданий как части мирового культурного и научного населения;
Расходы организаций федеральной почтовой связи на оказание универсальных услуг, превышающие суммы поступлений от платы за указанные услуги по тарифам, подлежащим государственному регулированию, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
15.4. Финансирование малого бизнеса
Необходимость поддержки малого бизнеса обусловлена особой ролью малых предприятий в реализации экономической и социальной политики государства, задачами которой являются: защита прав собственности; обеспечение свободной рыночной конкуренции; решение социальных задач в области занятости и др.
Государственная поддержка малого предпринимательства (МП) в Российской Федерации осуществляется в следующих направлениях:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития МП;
• создание льготных условий использования субъектами МП государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
• установление упрощенного порядка регистрации субъектов МП, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов МП, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Финансовая помощь в решении поставленных задач за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов осуществляется прямыми и косвенными методами государственного регулирования. К прямым методам можно отнести выделение бюджетных субсидий, грантов и субвенций. Косвенная поддержка предназначена для создания благоприятной среды развития малого бизнеса путем субсидирования процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу, размещения госзаказа на малых предприятиях, стимулирования банков, лизинговых, страховых компаний к работе с малыми предприятиям, предоставления налоговых и арендных льгот и др.
15.5. Финансирование научных исследований
Бюджетному финансированию науки уделяется пристальное внимание во всех развитых странах.
Из федерального бюджета финансируются:
• фундаментальные исследования (т. е. не имеющие на момент выполнения коммерческой направленности);
• социально значимые исследования и разработки;
• государственный оборонный заказ;
• программа освоения космоса, в которой переплетаются технологические, фундаментальные и оборонные проблемы;
• разработка новых технологий, важных для государства в целом, но не привлекательных на данный момент для других субъектов рынка;
• капитальные вложения в государственный сектор науки;
• программы реструктуризации самой сферы науки (например, конверсия, переподготовка кадров, развитие наукоградов и т. п.);
• работы по разработке и созданию общественно значимой инфраструктуры (например, телекоммуникационные сети государственных и некоммерческих организаций, инкубаторы малого бизнеса, инновационно-технологические центры и т. п.);
• программы поддержки субъектов инновационной деятельности;
• программы конкурсного финансирования отдельных коммерческих проектов на основе государственно-частного партнерства, чему сегодня уделяется особое внимание.
Бюджетное финансирование НИОКР осуществляется следующими основными методами:
базового или институционального финансирования (финансирование по смете);
программного финансирования;
в форме грантов.
При базовом (институциональном) финансировании средства выделяются на научную организацию в целом на основе общей оценки ее численности и прошлогоднего уровня затрат. Программное (или целевое) финансирование может быть конкурсным или выделяться заранее известным исполнителям на реализацию проектов по конкретной тематике и под конкретный результат. Грантовое финансирование является конкурсным и направлено па поддержку лучших работ и наиболее сильных научных групп.
В России созданы бюджетные фонды, которые формируются в основном за счет средств федерального бюджета: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ); Российский гуманитарный научный фонд (РГИФ); Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФС МФП). Первые два фонда предназначены для финансирования фундаментальных исследований. Фонд содействия развитию малых-форм предприятий в научно-технической сфере — комплексный. За счет его средств финансируются затраты, связанные с осуществлением всех стадий (этапов) инновационной деятельности.
15.6. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из «болевых точек» экономики страны, нуждается в неотложном и коренном реформировании и прежде всего с точки зрения финансового обеспечения. ЖКХ, содержавшееся в прежние годы (до 1992 г.) в основном за счет государственных дотаций, в связи с сокращением бюджетного финансирования и либерализацией цен оказалось в критическом положении.
Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации было провозглашено, что кардинальным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, т. е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями, при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
Основными направлениями финансирования ЖКХ являются:
- покрытие выпадающих доходов от оказания услуг по теплоснабжению жилищного фонда по регулируемым тарифам для нужд граждан;
- финансовая помощь гражданам, проживающим в госфонде;
- расходы по предоставлению льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- субсидии гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- компенсации расходов на оплату жилья отдельным категориям граждан и др.
Финансирование ЖКХ осуществляется как за счет федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ.
Тема 16. Финансирование социально-культурной сферы
Вопросы, изучаемые в теме: расходы на образование; расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации; расходы на здравоохранение и спорт; расходы на социальное обслуживание и социальную поддержку населения.
16.1. Расходы на образование
По данным Министерства образования и науки РФ, система образования России в настоящее время включает в себя 127,0 тыс. образовательных учреждений.
Объем бюджетных средств является одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования.
По федеральному бюджету расходы на образование включают в себя такие направления, как:
- финансирование учреждений федерального ведения (в основном учреждений профессионального образования), в том числе:
оплаты труда работников,
приобретение наглядных пособий и других средств обучения,
расходных материалов,
расходы па оплату коммунальных услуг;
обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт);
транспортные услуги;
расходы социального характера;
- реализацию федеральной целевой программы развития образования и национального проекта «Образование» и др.
Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на реализацию собственных программ развития образования, проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.
16.2. Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации
В качестве приоритетных направлений деятельности в области культуры, подлежащих финансированию за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, рассматриваются, как правило, такие, как:
- сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;