Бюджетное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 736.00 Кб (Скачать)

 

15.3. Финансирование транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики

Отрасли инфраструктуры, к которым относятся транспорт, дорожное хозяйство и связь, обеспечивают производственные и межрегиональные связи и удовлетворяют потребно­сти населения в перемещении и информации. Транспорт и связь тесно взаимодействуют со сферами хозяйства и социальной сферой общества. Недостаточное развитие инфраструктуры может стать тормозом для эффективного функционирования других отраслей экономики и привести к снижению темпов экономического и социального развития.

Транспорт. На транспортную систему страны приходится более 13% основных произ­водственных фондов.

Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.

В целях ускоренного развития транспортной системы страны была разработана Транспортная стратегия Российской Федерации на пе­риод до 2010 г., параметры которой легли в основу Федеральной целевой программы «Мо­дернизация транспортной системы России».

В федеральном бюджете предусматриваются средства на:

- на реализацию мер по реструк­туризации естественных монополий;

- совершенствованию тарифной системы;

- содержание аппарата управления и подведомственных учебных и медицинских учреждений;

- для реализации федеральных целевых программ, связанных с мероприятиями инвестиционного, инновационного характера;

- возмещение потерь связанных с осуществлением перевозок пассажиров в поездах дальнего следования.

Бюджетные ассигнования направляются на обеспечение функционирования транс­портной системы России:

- на развитие автодорог,

- обеспечение судоходства по внутренним водным путям,

- обеспечение воздушного сообщения.

Министерство транспорта РФ наделено правом распределять выделенные из феде­рального бюджета средства и контролировать их расходование.

Дорожное хозяйство. Важнейшим направлением, где необходим прирост инвестиций, является дорожное хозяйство, на его финансирование должно быть направлено не менее 2,5% ВВП. Только это позволит решить проблему постоянного увеличения количества объектов незавершенного строительства.

Финансирование работ на автомобильных дорогах федерального значения осуществ­ляется за счет средств федерального бюджета. В том числе с привлечением для строитель­ства федеральных автомобильных дорог кредитных ресурсов Европейского банка рекон­струкции и развития (ЕБРР) под гарантии Правительства Российской Федерации.

Финансирование автомобильных дорог регионального значения (территориальных дорог) осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет субсидий из федерального бюджета, выделяемых на строительство и реконструк­цию дорог при условии софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федера­ции. Финансирование работ по обеспечению и развитию местного значения, согласно принципам новой классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, долж­но осуществляться муниципальными образованиями.

Связь и информатика. В соответствии с Конституцией РФ к юрисдикции Российской Федерации относится федеральная связь, в которую как во взаимоувязанную систему вхо­дят все сети связи России в форме внутрипроизводственных и технологических подразде­лений. Уровень развития отрасли связи оказывает существенное влияние на экономику страны в целом.

Бюджетное финансирование отрасли предусматривается на:

- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым
предприятиями связи для финансирования разработки и изготовления космиче­ских аппаратов серии «Экспресс»;

- предоставление субсидий ФГУП «Почта России» на покрытие убытков убыточных предприятий почтовой связи, расположенных в районах Крайнего Севера и прирав­ненных к ним местностях;

- обеспечение системы контроля радиочастот и конверсии радиочастотного спектра;

- формирование резерва универсального обслуживания;

- финансирование ФГУП НТЦ «Информрегпстр», ФГУП «Интеграл» и ФГУП
«ВНТИЦ», на которые возлагаются обязанности по комплектованию, регистрации
и хранению обязательного федерального экземпляра российских электронных изданий как части мирового культурного и научного населения;

Расходы организаций федеральной почтовой связи на оказание универсальных услуг, превышающие суммы поступлений от платы за указанные услуги по тарифам, подлежа­щим государственному регулированию, возмещаются за счет средств федерального бюд­жета.

 

15.4. Финансирование малого бизнеса

Необходимость поддержки малого бизнеса обусловлена особой ролью малых предприятий в реализации экономической и социальной политики государства, задачами которой являются: защита прав собственности; обеспечение свободной рыночной конкуренции; решение социальных задач в области занятости и др.

Государственная поддержка малого предпринимательства (МП) в Российской Федерации осуществляется в следующих направлениях:

•     формирование инфраструктуры поддержки и развития МП;

•     создание льготных условий использования субъектами МП государственных фи­нансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

•     установление упрощенного порядка регистрации субъектов МП, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

•     поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов МП, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

•     организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Финансовая помощь в решении поставленных задач за счет средств федерального бюд­жета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов осуществляется пря­мыми и косвенными методами государственного регулирования. К прямым методам можно отнести выделение бюджетных субсидий, грантов и субвенций. Косвенная поддержка предназначена для создания благоприятной среды развития малого бизнеса путем субсидирования процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу, размещения госзаказа на малых предприятиях, стимулирования банков, лизинговых, страховых компаний к работе с малыми предприятиям, предоставле­ния налоговых и арендных льгот и др.

 

15.5. Финансирование научных исследований

Бюджетному финансированию науки уделяется пристальное внимание во всех развитых странах.

Из федерального бюджета финансируются:

•     фундаментальные исследования (т. е. не имеющие на момент выполнения коммер­ческой направленности);

•     социально значимые исследования и разработки;

•     государственный оборонный заказ;

•     программа освоения космоса, в которой переплетаются технологические, фундамен­тальные и оборонные проблемы;

•     разработка новых технологий, важных для государства в целом, но не привлекатель­ных на данный момент для других субъектов рынка;

•     капитальные вложения в государственный сектор науки;

•     программы реструктуризации самой сферы науки (например, конверсия, переподго­товка кадров, развитие наукоградов и т. п.);

•     работы по разработке и созданию общественно значимой инфраструктуры (напри­мер, телекоммуникационные сети государственных и некоммерческих организаций, инкубаторы малого бизнеса, инновационно-технологические центры и т. п.);

•     программы поддержки субъектов инновационной деятельности;

•     программы конкурсного финансирования отдельных коммерческих проектов на основе государственно-частного партнерства, чему сегодня уделяется особое внимание.

Бюджетное финансирование НИОКР осуществляется следующими основными мето­дами:

базового или институционального финансирования (финансирование по смете);

про­граммного финансирования;

в форме грантов.

При базовом (институциональном) финан­сировании средства выделяются на научную организацию в целом на основе общей оценки ее численности и прошлогоднего уровня затрат. Программное (или целевое) финансирование может быть конкурсным или выделяться за­ранее известным исполнителям на реализацию проектов по конкретной тематике и под конкретный результат. Грантовое финансирование является конкурсным и направлено па поддержку лучших работ и наиболее сильных научных групп.

В России созданы бюджетные фонды, которые  формируются в основном за счет средств федерального бюджета: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ); Российский гуманитарный научный фонд (РГИФ); Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФС МФП). Первые два фонда предназначены для финансирования фундаментальных исследований. Фонд содействия развитию малых-форм предприятий в научно-технической сфере — комплексный. За счет его средств фи­нансируются затраты, связанные с осуществлением всех стадий (этапов) инновационной деятельности.

 

 

15.6. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из «болевых точек» экономи­ки страны, нуждается в неотложном и коренном реформировании и прежде всего с точки зрения финансового обеспечения. ЖКХ, содержавшееся в прежние годы (до 1992 г.) в ос­новном за счет государственных дотаций, в связи с сокращением бюджетного финансиро­вания и либерализацией цен оказалось в критическом положении.

Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации было провозглашено, что карди­нальным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, т. е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммуналь­ных услуг потребителями, при условии обеспечения социальной защиты малообеспечен­ных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Основными направлениями финансирования ЖКХ являются:

- покрытие выпадающих доходов от оказания услуг по теплоснабжению жилищного фонда по регулируемым тарифам для нужд граждан;

- финансовая помощь гражданам, проживающим в госфонде;

- расходы по предоставлению льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг;

- субсидии гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- компенсации расходов на оплату жилья отдельным категориям граждан и др.

Финансирование ЖКХ осуществляется как за счет федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ.

 

 

Тема 16. Финансирование социально-культурной сферы

Вопросы, изучаемые в теме: расходы на образование; расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации; расходы на здравоохранение и спорт; расходы на социальное обслуживание  и социальную поддержку населения.

 

16.1. Расходы на образование

По данным Министерства образования и науки РФ, система образования России в на­стоящее время включает в себя 127,0 тыс. образовательных учреждений.

Объем бюджетных средств является одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования.

По федеральному бюджету расходы на образование включают в себя такие направления, как:

- финансирование учреждений федерального ведения (в основном учреждений профессионального образо­вания), в том числе:

оплаты труда работников,

приобретение наглядных по­собий и других средств обучения,

расходных материалов,

расходы па оплату коммунальных услуг;

обновление и содержание основных фон­дов (приобретение оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт);

транспорт­ные услуги;

расходы социального характера;

- реализацию федеральной целевой программы развития образования и националь­ного проекта «Образование» и др.

Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюд­жетах предусматриваются средства на реализацию собственных программ развития обра­зования, проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

16.2. Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации

В качестве приоритетных направлений деятель­ности в области культуры, подлежащих финансированию за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов, рассматриваются, как правило, такие, как:

- сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;

Информация о работе Бюджетное законодательство