Бюджетное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 736.00 Кб (Скачать)

2)    Обследование – охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводится опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

3)    Анализ – изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов.

4)    Ревизия – наиболее полный и обстоятельный метод контроля за ФХД предприятия по первичным и бухгалтерским документам. В отличие от проверок ревизия – более комплексный метод.

В процессе проверки, ревизии используются различные приемы финансового контроля – приемы документального и фактического контроля. Документальный контроль означает проверку документов. Сначала осуществляется формальная проверка – наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка – соответствие документа или совершенной операции действующего законодательству. Встречная проверка – очень эффективный, но трудоемкий метод, при котором проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов (проверка по счетам-фактурам). Фактический контроль связан с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ – инвентаризация – сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета.

В зависимости от периода проведения различат формы финансового контроля:

1)    предварительный – осуществляется перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов;

2)    текущий – проводится в ходе реализации финансовых планов, программ;

3)    последующий – по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций.

 

13.2. Субъекты финансового контроля. Функции и полномочия

государственных органов финансового контроля

К субъектам, осуществляющим финансовый контроль на основании главы 26 БК РФ, относятся:

1. Федеральное казначейство осуществляет контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств; непревышением бюджетных ассигнований, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями; непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; непревышением кассовых выплат; соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета; наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств.

2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в соответствии со ст. 268 БК РФ финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов; контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

3. Главные распорядители бюджетных средств на основании ст. 269 БК РФ осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, а также контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета; финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов; финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета. Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

4. Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии со ст. 270 БК РФ осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

5. Органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

 

13.3. ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

В соответствии со ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- блокировка расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

- наложение штрафа; начисление пени; иные меры.

Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются (ст. 283 БК РФ): неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; иные основания.

Действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти при неправомерном применении мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

К нарушениям бюджетного законодательства относятся: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата; неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств; иные нарушения предусмотренные главой 28 БК РФ.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством в виде наложения пени и штрафов; в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях в виде штрафов и изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по назначению; при наличии состава преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

 

 

 

Раздел 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Темы раздела:

14. Финансирование общенациональных задач             

15. Финансирование основных отраслей экономики             

16. Финансирование социально-культурной сферы             

 

Тема 14. Финансирование общенациональных задач

Вопросы, изучаемые в теме: состав и структура расходов на финансирование общегосударственных вопросов; финансирование судебной системы; финансирование деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов надзора; финансирование национальной обороны; финансирование деятельности правоохранительных органов.

 

14.1. Состав и структура расходов на финансирование общегосударственных вопросов

Общегосударственные вопросы представляют собой совокупность функций, отражающих различные аспекты деятельности органов государственного и муниципального управле­ния. Перечень таких функций, подлежащих финансированию за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, представлен в Разделе I функциональной классификации расходов. В соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РФ к ним отно­сятся:

- функционирование Президента Российской Федерации;

- функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования;

- функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

- функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных
администрации;

- функционирование судебной системы;

- обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

- обеспечение проведения выборов и референдумов;

-  государственный материальный резерв;

-  фундаментальные исследования;

- прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

- другие общегосударственные вопросы.

В последние годы доля бюджетных ассигнований по разделу «Общегосударственные вопросы» в общем объеме расходов федерального бюджета составляет около 14-16%.

Основное место в структуре расходов федерального бюджета на решение общегосу­дарственных вопросов занимают бюджетные ассигнования на судебную систему (10-11% от общей суммы расходов по разделу), обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора (около 23% обшей суммы расходов по разделу), а также на обслуживание государственного и муниципального долга (22-25%), другие общегосударственные вопросы.

 

14.2. Финансирование судебной системы

В настоящее время федеральная судебная система включает в себя: суды общей юрисдикции и военные суды, возглавляемые Верховным судом РФ; арбитражные суды, возглавляемые Высшим арбитражным судом РФ; Конституционный суд РФ.

Содержание судебной системы РФ включает в себя расходы на:

- оплату труда с начислениями в соответствии с законодательством;

- осуществление компенсационных выплат;

- обеспечение функционирования судебной системы, т. е. материальные расходы, со­стоящие из издержек на приобретение расходных материалов и предметов снабже­ния, командировочных расходов, транспортных услуг, услуг связи, коммунальных услуг, а также расходов на приобретение предметов длительного пользования и ка­питальный ремонт.

Финансирование деятельности судебной системы на федеральном уров­не осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О финансировании судов РФ» от 10.02.1999 г. № 30-ФЗ, Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ, а также федеральным законом о федеральном бюджете. На региональном уровне - законами субъектов РФ, а также законами о бюджетах субъектов РФ.

Базовыми принципами финансового обеспечения су­дебной системы РФ являются следующие.

1. Принцип финансовой независимости, в соответствии с которым суды Российской Фе­дерации финансируются только за счет средств федерального бюджета. Конституционные (уставные) суды субъектов Рос­сийской Федерации и мировые судьи, относятся к судам субъектов РФ и финансируются из со­ответствующих региональных бюджетов.

2.                  Принцип полноты финансирования, предполагающий, что финансирование судов Рос­сийской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по установленным статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Информация о работе Бюджетное законодательство