Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию
Средства Федерального фонда ОМС используются на:
- оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;
- финансирование целевых медицинских программ;
- проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
- подготовку и переподготовку специалистов;
-развитие медицинской науки;
-улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
РАЗДЕЛ 2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Темы раздела:
9. Участники бюджетного процесса.
10. Составление проектов бюджета.
11. Рассмотрение и утверждение бюджетов.
12. Исполнение бюджетов.
13. Государственный и муниципальный финансовый контроль.
Тема 9. Участники бюджетного процесса
Вопросы, изучаемые в теме: бюджетные полномочия участников бюджетного процесса, полномочия участников бюджетного процесса Федерального уровня, осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации.
9.1. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ) являются: Президент РФ; высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-
К бюджетным полномочиям законодательных (представительных) органов относятся рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и отчеты об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.
К бюджетным полномочиям исполнительных органов государственной власти относятся обеспечение составления проекта бюджета, внесение его на утверждение законодательных (представительных) органов, разработка и утверждение методики распределения и (или) порядка предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечение исполнения бюджета и составление бюджетной отчетности, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечение управления государственным (муниципальным) долгом.
Бюджетными полномочиями Центрального банка РФ являются разработка и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики (совместно с Правительством РФ), обслуживание счетов бюджетов, осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
К бюджетным полномочиям органов государственного и муниципального финансового контроля относятся осуществление контроля за исполнением соответствующих бюджетов и подготовка заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проведение экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; осуществляет иными полномочиями.
Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
- представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
- представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
- формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия.
Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ; осуществляет иные бюджетные полномочия.
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (ст. 1602 БК РФ) обладает следующими бюджетными полномочиями:
- формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
- обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
- распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета; обладает иными полномочиями
Администратор источников финансирования дефицита бюджета: осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета; обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия.
Получатель бюджетных средств в соответствии со ст. 162 БК РФ обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; исполняет иные полномочия.
9.2. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются (ст.164 БК РФ): Президент РФ; Государственная Дума; Совет Федерации; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; органы управления государственными внебюджетными фондами РФ; иные участники.
Министерство финансов РФ (ст. 165 БК РФ) обладает следующими бюджетными полномочиями:
- принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;
- организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;
- ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;
- разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- осуществляет иные полномочия.
Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов РФ перечислены в ст. 166 БК РФ.
На основании ст. 1661 БК РФ Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
- перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей;
- открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
- осуществляет иные бюджетные полномочия.
Счетная палата РФ обладает бюджетными полномочиями, установленными Федеральным законом "О Счетной палате РФ" и БК РФ.
9.3. Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации
Временная финансовая администрация на основании ст. 1681 БК РФ - федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов РФ) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местной администрации).
Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном федеральным законом.
Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте РФ подается в Высший Арбитражный Суд РФ Правительством РФ, в муниципальном образовании подается в арбитражный суд субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ и (или) представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ о введении в субъекте РФ временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств субъекта РФ превышает 30 процентов объема собственных доходов.
Временная финансовая администрация, введенная в субъекте РФ (муниципальном образовании), осуществляет на основании ст. 1683 БК РФ следующие полномочия:
- организует проведение проверки (аудита) бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
- организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования);
- разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ;
- осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета); осуществляет иные полномочия.
Проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) на основании ст. 1684 БК РФ разрабатывается временной финансовой администрацией в срок до двух месяцев со дня вступления решения арбитражного суда о введении временной финансовой администрации в субъекте РФ (муниципальном образовании) в законную силу и должен включать:
- срок действия плана, необходимый для полного погашения просроченных расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования), не превышающий пяти лет;
- долю собственных доходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования), ежегодно направляемую на исполнение просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования), не превышающую 15 процентов;
- объемы и условия привлечения заемных средств на рефинансирование государственного долга субъекта РФ (муниципального долга);
- график исполнения просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования);