Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию
3. Принцип неизменности объемов финансирования, согласно которому уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может уменьшаться:
• менее чем на 5% — только с согласия Совета судей РФ;
• более чем на 5% — только с согласия Всероссийского съезда судей РФ.
4. Принцип равномерности финансирования. Финансирование расходов на содержание судебной системы осуществляется ежемесячно равными долями в размере 1/12 суммы, предусмотренной на их содержание
14.3. Финансирование деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов надзора
К финансовым, налоговым и таможенным органам и органам надзора, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, в настоящее время относятся:
- Счетная палата Российской Федерации;
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная таможенная служба;
- Федеральное казначейство;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансового мониторинга, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также центральный аппарат Министерства финансов Российской Федерации).
Расходные обязательства Российской Федерации по обеспечению деятельности перечисленных органов определяются Таможенным кодексом РФ, Федеральными законами «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ; иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность названных органов.
Структура и динамика расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора характеризуется увеличением их величины в абсолютном выражении, хотя и несколько убывающими темпами.
Планируемый рост обусловлен преимущественно повышением размера денежного содержания государственных служащих, включая расходы на внедрение механизмов материального стимулирования работников налоговых органов. Помимо этого, данное увеличение обусловлено рядом других факторов, к которым относятся:
• увеличение аппарата сотрудников ряда финансовых органов;
• совершенствование технического обеспечения их деятельности;
• проведение капитального ремонта административных зданий.
Особенностью рассматриваемого направления расходов федерального бюджета является наличие в их структуре ассигнований по Программе государственных внешних заимствований РФ по предоставлению кредитов внутри страны, полученных от международных финансовых организаций, по целевому направлению «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора». Основными целями реализации данных проектов являются:
- развитие системы органов Федерального казначейства;
- создание общей административной информационной системы Федеральной налоговой службы;
- комплексная модернизация таможенного администрирования;
- совершенствование правовой базы в сфере рынка ценных бумаг.
14.4. Финансирование национальной обороны
Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. В условиях необходимости перевооружения ВС РФ, роста цен на военную продукцию, обеспечения разработки новых образцов вооружения и военной техники, развития оборонной промышленности, а также необходимости увеличения денежного содержания личному составу ВС государство осуществляет значительное увеличение расходов на национальную оборону.
На протяжении последних лет происходил значительный рост расходов на оборону в абсолютном выражении. При формировании смет расходов па оборону сначала определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, затем составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется централизованно, непосредственно Министерством обороны (например, оплата вооружения, военной техники, продовольственного обеспечения войск и др.).
Финансирование национальной обороны решает следующие первоочередные задачи:
создание системы противодействия терроризму в России;
создание пограничной инфраструктуры на новых участках государственной границы РФ;
изменить условия расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
создание объектов по уничтожению химического оружия в целях обеспечения выполнения международных обязательств России и др.
Бюджетная политика направлена также и на повышение жизненного уровня лиц, увольняемых с воинской службы. Принципы и тенденции финансового обеспечения Вооруженных сил призваны в полной мере обеспечить безопасность государства и достойную жизнь военнослужащих.
14.5. Финансирование деятельности правоохранительных органов
Правоохранительные органы и органы обеспечения безопасности государства — это система органов государственной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы общества и государства от противоправных посягательств.
Система финансового обеспечения органов правоохранительной деятельности и безопасности государства направлена на своевременную и эффективную реализацию возложенных на эти органы функций.
Значительный рост расходов по всем распорядителям бюджетных средств в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства объясняется необходимостью укрепления законности и правопорядка, а также борьбы с терроризмом.
Бюджетная политика в области финансирования правоохранительных органов направлена на проведение следующих мероприятий:
- сокращение численности личного состава внутренних войск МВД России;
- создание условий для применения нового вида наказания — ограничения свободы;
- передача в ведение Федеральной службы исполнения наказания средних профессиональных училищ, функционирующих при учреждениях, исполняющих наказания.
- социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов.
Такая ситуация обусловила фактический рост расходов на вышеуказанные цели.
Большое внимание уделяется и повышению уровня подготовки специалистов для правоохранительных органов и специальных служб в образовательных учреждениях высшего профессионального образования «силового блока», на что также выделяются дополнительные средства.
Социальная направленность бюджетной политики применительно к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов проявляется и в постоянном повышении их денежного содержания.
Тема 15. Финансирование основных отраслей экономики
Вопросы, изучаемые в теме: финансирование промышленности, строительства, энергетики; финансирование сельского хозяйства; финансирование транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики; финансирование малого бизнеса; финансирование научных исследований; финансирование жилищно-коммунального хозяйства
15.1. Финансирование промышленности, строительства, энергетики
Расходы на национальную экономику в общем объеме бюджетных ассигнований имеют достаточно высокий удельный вес и колеблются в последнее время от 3,4 до 4,9% ВВП. В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. К таким отраслям относятся промышленность, строительство, энергетика.
Через федеральные целевые программы (ФЦП) финансируются инвестиции на различные отраслевые программы, признанные приоритетными. Более трети всех объемов финансирования ФЦП было направлено на развитие инфраструктурных проектов в электроэнергетике и транспорте.
Расходы на финансирование государственных инвестиций предусматриваются:
• в федеральном бюджете — при условии, что они являются частью затрат на реализацию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ;
• в бюджетах субъектов РФ — при условии, что эти расходы являются частью затрат на осуществление соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.
Капитальные вложения в основные средства промышленности, строительства, энергетики финансируются из различных источников. К ним относятся:
• собственные финансовые ресурсы предприятий (чистая прибыль, амортизационные отчисления и другие собственные источники);
• заемные средства в форме банковских кредитов и облигационных займов;
• привлеченные средства (денежные ресурсы, полученные от эмиссии акций, паевые и иные взносы юридических и физических лиц в уставные (складочные) капиталы);
• денежные средства, выделяемые добровольными союзами (объединениями) предприя тий и финансово-промышленными группами;
• средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе, а также средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
• средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме кредитов и займов и др.
Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности, как путем финансовой поддержки целевых программ, так и введением налоговых льгот и преференций. Суммы ассигнований на эти цели ежегодно отражают в утверждаемых бюджетах и инвестиционных программах в размере объемов государственных инвестиций.
Характерные особенности бюджетных инвестиций заключаются в следующем:
• возможности предоставления средств на безвозвратной основе для финансирования проектов, включенных в федеральную программу;
• участии государственных финансовых органов в процедуре финансирования объектов, что гарантирует стабильное поступление средств;
• преобладании социальных приоритетов и значимости объектов для экономики РФ в целом и субъектов РФ в частности;
• строго целевом характере финансирования приоритетных инвестиционных проектов конкретными получателями бюджетных средств;
• открытости и доступности информации о составлении и исполнении программы бюджетного финансирования инвестиционных проектов для государственных нужд.
Законодательством предусмотрена возможность финансирования строек и объектов двумя способами в форме:
• безвозмездного предоставления средств стройками и объектами для федеральных (государственных) нужд:
• выделения бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и платности в виде бюджетных кредитов.
Увеличение доходов экономики позволило восстановить тенденции к повышению доли бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал всех отраслей.
Учитывая существенный износ основных фондов в большинстве секторов экономики, слабость ее инвестиционной и инновационной направленности, предусматривается увеличение бюджетных расходов с применением новых институтов развития и инструментов в этих секторах.
15.2. Финансирование сельского хозяйства
Государственное регулирование аграрного сектора экономики на практике реализуется в рамках национальной аграрной политики. Поскольку аграрная политика является важнейшей составной частью общей социально-экономической политики государства, а сельское хозяйство — стратегической отраслью национальной экономики, обеспечивающей продовольственную безопасность, роль государства в регулировании аграрной сферы весьма значительна.
Национальная аграрная политика строится на основе:
• концепции продовольственной безопасности;
• защиты национального аграрного производителя.
Необходимость государственной поддержки вызвана тем, что инновационный процесс в сельском хозяйстве проявляется в гораздо меньшей степени, чем в отраслях промышленности.
Основные направления финансирования аграрного сектора:
- поддержка доходов производителей;
- ценовое вмешательство на рынке продовольствия;
- компенсации издержек производителей (субсидирование и льготное налогообложение обретения удобрений, кормов и пестицидов, субсидирование выплат процентов по полученным кредитам, субсидирование выплат по страхованию имущества);
- содействие развитию рынка (финансирование государственных рыночных программ, субсидирование затрат на хранение продукции, субсидирование затрат по перевозкам продукции);
- субсидирование производственной инфраструктуры (субсидии на осуществление проектов в области ирригации, на рекультивацию земель, для создания фермерских объединений);
- осуществление региональных программ (финансирование государственных программ развития производства).
Бюджетные средств аграрному сектору могут предоставляться в форме национальных проектов и целевых программ, что позволяет более результативно использовать возросшие объемы финансирования АПК.