Бюджетное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 736.00 Кб (Скачать)

К межбюджетным трансфертам, получаемым Фондом социального страхования РФ из федерального бюджета в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.11.2008 г. № 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 годов" относятся трансферты предоставляемые на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования РФ.     

Межбюджетные трансферты, получаемые Фондом социального страхования РФ из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматриваются на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.

Межбюджетные трансферты бюджетных ассигнований бюджету Фонда обязательного медицинского страхования утверждаются и распределение согласно ст. 4 Федерального закона от 25.11.2008 г. № 215-ФЗ "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г и на плановый период 2010и 2011 годов".

Межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета предоставляются на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей); проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и на другие цели.

 

Тема 8. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

 

Вопросы, изучаемые в теме: общие принципы деятельности и правовой статус государственных внебюджетных фондов; порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов; доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов; расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов; инвестиционная деятельность государственных внебюджетных фондов

 

8.1. Общие принципы деятельности и правовой статус государственных внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (ст. 6 БК РФ), которые создаются для решения конкретных задач, имеющих важное значение для государства, общества в целом и имеют отдельные источники финансирования. Государственные внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы государства.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, при этом  сохраняется тесная финансовая связь с бюджетом;

- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для собственных целей по решению органов власти.

По правовому положению фонды делятся на:

- государственные – находятся в распоряжении федеральных органов власти;

- территориальные – в распоряжении региональных органов управления.

По целевой направленности подразделяются на:

- фонды социального назначения,

- экономического назначения.

К экономическим внебюджетным фондам в РФ относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития.   Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансовыми инсти­тутами.

Пенсионный фонд РФ образован в 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №2122-1 и является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов. Основные задачи Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреж­дения следующие: аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соот­ветствии с действующим законодательством.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) был учрежден в соответствии с Указом Пре­зидента РФ от 07.08.1992 г. № 822 и Положением о Фонде социального страхования, утверж­денным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования в РФ», и управляет средствами государственного социаль­ного страхования РФ. Денежные сред­ства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соот­ветствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основные задачи ФСС — это обеспечение:

пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

участия в разработке и реализации государственных программ но охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществления мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;

финансирования общероссийских мероприятии по государственному социальному страхованию;

сотрудничества с аналогичными фондами других государств.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) занимают значительное мес­то в структуре социальных внебюджетных фондов. Система ОМ С был учреждена в соот­ветствии с Законом РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в действие в полном объеме с 01.01.1993 г.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) призвано обеспечить гражданам Россий­ской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помо­щи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях соответствующих программ.

 

8.2. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов

государственных внебюджетных фондов

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 144 БК РФ входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются: бюджет Пенсионного фонда РФ; бюджет Фонда социального страхования РФ; бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, внесенные Правительством РФ в Государственную Думу, должны содержать показатели доходов и расходов в соответствии со статьями 146 и 147 БК РФ.

В Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в течение трех дней направляются в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

В Государственной Думе проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ должны быть рассмотрены в трех чтениях.

Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики бюджетов: общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; предельный объем дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда РФ и (или) источники его финансирования.

Предметом рассмотрения во втором чтении являются: распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов; текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ во втором чтении в течение 35 дней после их принятия в первом чтении.

При рассмотрении в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ принимаются в целом, срок рассмотрения - 15 дней со дня их принятия во втором чтении.

Принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

 

8.3. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

В соответствии со ст. 146 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

1) в бюджет Пенсионного фонда РФ:

налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;

неналоговые доходы: страховые взносы; недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ; доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; прочие поступления;

2) в бюджет Фонда социального страхования РФ:

налоговые доходы: единый социальный налог, - по нормативу 5 процентов; налога, взимаемого в виде стоимости патента, - по нормативу 5 процентов; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5 процентов; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента;

неналоговые доходы: страховые взносы; недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ; доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета; прочие поступления;

3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

налоговые доходы: единый социальный налог - по нормативу 0,5 процента; налога, взимаемого в виде стоимости патента, - по нормативу 0,5 процента; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2 процента; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 процента; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 процента;

неналоговые доходы: недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета; прочие поступления;

В бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования зачисляются налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

 

8.4. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, в соответствии с бюджетами указанных фондов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ, применяется начиная с 1 января 2010 г.)

Направлениями расходования средств Пенсионного фонда являются:

- выплаты государственных пенсий по старостии по инвалидности;

- выплаты пособий: по уходу за ребенком, за выслугу лет, по потере кормильца;

- иных компенсационных выплат.

Направления расходования средств Фонда социального страхования РФ:

- выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

- оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;

- частичное содержание санаториев-профилакториев;

- частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;

- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

- оплату проезда к месту лечения и обратно;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и др.

Информация о работе Бюджетное законодательство